Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА - Колонка в "Ведомостях", опять позитив
ksonin
[info]ksonin
В избранное
Поделиться
Колонка в "Ведомостях", опять позитив
Правила игры: Настоящая политика
14.11.2005, №213 (1494)

В прошлый вторник Майкл Блумберг выиграл выборы мэра Нью-Йорка, набрав на 20% голосов больше, чем его оппонент, и побив рекорд 80-летней давности. До выборов все опросы предсказывали именно такой результат: победу действующего мэра с большим преимуществом. Несмотря на это, в прошлый понедельник, за день до выборов, мэр провел на улицах города и станциях метро 17 часов, агитируя простых ньюйоркцев отдать за него голоса. Он выступил в доме для престарелых (нет, не на собрании всех пожилых людей в Нью-Йорке, а перед несколькими десятками обитателей одного приюта) и посетил церковь в Бронксе, чтобы встретиться с прихожанами (нет, не с административным руководством конфессии). За день до этого он выступал во всех пяти “больших районах” города. И так каждый день в течение нескольких месяцев. И это при том, что Майкл Блумберг — мультимиллионер, создатель и владелец информационного агентства Bloomberg — потратил гораздо больше денег на избирательную кампанию, чем его соперник.

Интересно, зачем политику, у которого такое большое преимущество (и вполне заслуженно, потому что Блумберг оказался исключительно успешным мэром), тратить столько сил и времени? А затем, что если для проигравшего политика заканчивается в день выборов, то для победившего она только начинается. И для управления большим городом нужно знать не только то, что ты хочешь сказать, но и то, как реагируют на твои выступления горожане. Кстати, если подумать, что за проблемы у ньюйоркцев? Нужно перестраивать и заново развивать деловые кварталы в Нижнем Манхэттене и Бруклине, нужен новый бейсбольный стадион и нужно наконец решать проблемы нехватки недорогого жилья. Звучит знакомо, не правда ли? В прошлый понедельник меня позвали посмотреть, как в моем округе кандидаты в депутаты Мосгордумы — Алексей Навальный и Илья Яшин из “Яблока” пытались убедить жителей дома по адресу: Ленинский, 70, проголосовать за них 4 декабря.

Это было очень интересно. Навальный, который идет по партийному списку и, значит, почти точно окажется в Мосгордуме, разбирается в разных конкретных вопросах — а мнения по поводу ракушек разошлись довольно сильно. (Угадайте, какую позицию занимал тридцатилетний менеджер среднего звена, который недавно купил квартиру в этом доме, и какую — серьезная старушка, прожившая в этом дворе последние тридцать лет?) Яшин, одномандатник, говорит о более абстрактных вещах. Здесь, впрочем, единства гораздо больше. Никто из вышедших во двор местных жителей не знал о том, что москвичи теперь не могут выбирать себе мэра. И ни один из них не отреагировал на эти новости позитивно. Это не значит, конечно, что они автоматически проголосуют за оппозиционных кандидатов. (Хотя мне вот интересно, за кого собираются голосовать те 16% жителей нашего округа, которые в 2003 г. пришли на думские выборы и проголосовали “против всех” — теперь-то такой графы нет.)

Я не призываю москвичей голосовать за упомянутых кандидатов, которые были названы исключительно для примера, или за какого-нибудь другого конкретного кандидата в Мосгордуму. Я просто призываю проголосовать за одного из тех, кто пришел в ваш двор или встретил вас у метро и объяснил, почему стоит отдать ему ваш голос.<\lj-cut>
Comments
sania_s From: [info]sania_s Date: Ноябрь, 14, 2005 09:56 (UTC) (Ссылка)
теоретически -да, а практически?
З.ы. надо бы...
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 12:33 (UTC) (Ссылка)
Ты, главное, свой голос отдай :)
sania_s From: [info]sania_s Date: Ноябрь, 14, 2005 12:37 (UTC) (Ссылка)
как скажешь :)
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 13:05 (UTC) (Ссылка)
Ты уж сама, пожалуйста, выбери.
gegorov From: [info]gegorov Date: Ноябрь, 14, 2005 10:18 (UTC) (Ссылка)
Интересно, поход Блумберга в дом для престарелых и выступление яблочников во дворе дома на Ленинском - это действительно от желания пообщаться с народом или пиар вида поездки Ельцина в троллейбусе?
serebr From: [info]serebr Date: Ноябрь, 14, 2005 10:46 (UTC) (Ссылка)
И то, и то очевидно пиар. Допускаю, что Блумбергу есть дело до своих избирателей. Про Яшина лучше промолчу.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 12:30 (UTC) (Ссылка)
Ты просто не понимаешь. Избирательная кампания устроена так, что все жители округа (или города) имеют возможность посмотреть на кандидатов. Самый главный эффект от этого - на самих кандидатах. Если бы Путин выступил тысячу раз в разных мелких селениях и ответил на вопросы о монетизации, уровне коррупции и т.п., он бы сам заметил, как неубедительно звучат его тезисы.
serebr From: [info]serebr Date: Ноябрь, 14, 2005 18:10 (UTC) (Ссылка)
С последним тезисом согласен.
Собственно любой занимавшийся наукой знает что лучший способ выяснить насколько ты что-то понимаешь - попытаться объяснить это другому.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 21:20 (UTC) (Ссылка)
О! У нас появилась точка соприкосновения :)
serebr From: [info]serebr Date: Ноябрь, 14, 2005 21:22 (UTC) (Ссылка)
:)
Если б их вообще не было я бы наверное не комментировал.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 12:32 (UTC) (Ссылка)
Яблочников - точно не пиар. Никаких СМИ, кроме ВПС, там не было.
serebr From: [info]serebr Date: Ноябрь, 14, 2005 18:11 (UTC) (Ссылка)
Я видел Яшина живьём 9/10 этого года. Всерьёз его воспринимать не могу.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 21:19 (UTC) (Ссылка)
Я не призываю голосовать за Яшина. Я, кажется, это в колонке упоминал. Хотя сам, не исключено, собираюсь.
gegorov From: [info]gegorov Date: Ноябрь, 14, 2005 18:47 (UTC) (Ссылка)
Ага. И "Ведомостей", как я сейчас понимаю.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 21:15 (UTC) (Ссылка)
ВПС - это "ваш покорный слуга", то есть в данном случае обозревателей "Ведомостей".
petrova_ma From: [info]petrova_ma Date: Ноябрь, 14, 2005 10:59 (UTC) (Ссылка)
интересно, а какая там в Нью-Йорке была и прогнозировалась явка? Это может оказаться важным:))))
а вообще - я прониклась тем, как здесь устроена агитация. Меня раз 5 пытались агитировать за кого-то проголосовать - в основном рано утром около школы. Что по своему подкупает - вот людям делать нечего, кроме как улыбаться мне рано утром и объяснять, какие у нас в городе проблемы.
gegorov From: [info]gegorov Date: Ноябрь, 14, 2005 11:05 (UTC) (Ссылка)
А меня пытались спросить, христианин ли я. Помнится, на Новом Арбате лет десять назад от таких спасу не было. :)

Правда, я пару человек послал не разобравшись. Может, меня тоже хотели за что-нибудь поагитировать? :)
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 12:27 (UTC) (Ссылка)
Меня в Нью-Джерси в прошлом году просто потрясло, какое количество местных жителей устраивает, например, у себя дома, чай с дебатами о политике для всех желающих, агитируют на улицах и т.п.
serebr From: [info]serebr Date: Ноябрь, 14, 2005 21:24 (UTC) (Ссылка)
Выборы - это интересно. Жаль, что у нас они в какую-то профанацию вырождаются.
lematik From: [info]lematik Date: Ноябрь, 14, 2005 11:28 (UTC) (Ссылка)
Вы пишите безусловно правильные вещи, но только, если предположить, что люди сами вдруг начнут интересоваться политикой. Хотя бы в той степени, чтобы в будний день было не лень пойти на встречу с кандидатом. А почему это вдруг должно произойти?
Скорее виден обратный процесс: в последнее время, от вполне здравомыслящих людей все чаще и чаще приходилось слышать, что-то вроде: "мой голос все равно ничего не решает, так зачем же мне тратить полтора часа своего выходного для похода к бессмысленым урнам?". А вы говорите "встретил у метро"... подавляющее большинство занятых своими делами людей продут мимо не то что мало кому известного г-на Яшина, но и мимо г-д Явлинского, Гайдара и Чубайса вместе взятых. Хотя нет... мимо Чубайса (после воздействия телевизора) конечно вряд ли пройдут. Но слушать его спокойно уж точно не будут. :)
Просто люди действуют рационально, исходя из своих собственных интересов. Они не видят абсолютно никакой корреляции между политикой и реальностью. И пока политика внезапно не начинает активно мешать их устоявшейся жизни (закон о льготах), они предпочитают самостоятельно решать свои проблемы.
Так что, если г-да Яшин и Навальный хотят, чтобы за них когда-нибудь проголосовала существенная часть наших сограждан (ну или хотя бы согорожан), они должны вначале сделать что-то серьезное, а уже потом пытаться донести свои светлые идеи до народа. Одним словам в нашей стране уже мало кто верит.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 12:25 (UTC) (Ссылка)
Я видел (в кино) как молодой и малоизвестный кандидат, только что вернувшийся с войны, агитировал за себя на улицах Бостона в 1946 году. А также как президент Буш выступает перед 50 местными жителями в 6 утра на мокром от дождя аэродромном поле.
lematik From: [info]lematik Date: Ноябрь, 14, 2005 12:45 (UTC) (Ссылка)
Вы опять говорите об Америке с ее уже устоявшимися институтами выборов и большим влиянием общественного мнения. Но мне не понятно, почему Вы так уверены, что этот опыт применим в сегодняшней России?
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 13:05 (UTC) (Ссылка)
пока не очень, но это движение - в правильном направлении
lematik From: [info]lematik Date: Ноябрь, 14, 2005 21:13 (UTC) (Ссылка)
Кстати, в продолжение, этой дискуссии может быть интересным прочитать сегодняшний пост г-на Шендеровича как раз о его впечатлениях от его общения с избирателями. Мне показалось, что эти впечатления весь негативны и в чем то пересекаются с моей мыслью о том, что народ устал от правильных слов и ждет от кого-то правильных дел.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 21:36 (UTC) (Ссылка)
Меня Шендерович не особенно впечатляет как политик. И как политический аналитик. Как политик - примерно потому, что испытывает негативные чувства при общении с избирателями. Как аналитик - потому что он не аналитик.
lematik From: [info]lematik Date: Ноябрь, 14, 2005 21:52 (UTC) (Ссылка)
Ну, что Шендерович не аналитик и уж тем более не политик, я согласен. Но все же чтобы уловить умонастроение толпы не нужно быть ни тем, ни другим: для этого достаточно просто уметь внимательно слушать, задавать правильные вопросы и не убегать со сцены при первых недовольных выкриках из зала.

К тому же Шендерович, насколько я понимаю, и не претендует на роль политика, понимая, что не способен поменять эти самые "умонастроения". Поэтому он сознательно выступает как некий громоотвод, притягивая к себе чаяния избирателей, осознание которых необходимо для последующих избирательных компаний.
ella_p From: [info]ella_p Date: Ноябрь, 14, 2005 13:25 (UTC) (Ссылка)
Да прямо уж, пройдут они мимо Гайдара.
Вот студенты в России, на что уж аполитичный народ. А когда в ВУЗ приезжает выступать политическая знаменитость - зал битком. Людям интересно посмотреть живьем на морды из телевизора.
lematik From: [info]lematik Date: Ноябрь, 14, 2005 13:53 (UTC) (Ссылка)
Студенты, а особенно студенты младших курсов (пока они еще не работают), не могут считаться показательной аудиторией, т.к. они располагают большим количеством свободного времени и принимают решения, во многом исходя из любопытства к чему-то необычному (в данном случае - голове из телевизора). Как только эти студенты вырастают, и каждый из них начинает делать свое дело, то это любопытство куда-то пропадает... Наверное на его место должны прийти интерес и уважение к результатам реальной работы политиков, но таковой не зарождается в связи с отсутствием этих самых результатов.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 14:11 (UTC) (Ссылка)
У меня-то всё идея что основной эффект будет в том, что наши политики научатся коннектиться с избирателями. У Чубайса в 2003 году было очень заметно, что в жизни он общается только с теми, кто смотрит ему в рот. Он выступал по телевизору каждый день - а если бы он потратил месяц на уличную агитацию - то подобрал бы получше слова-логику для разговора с телезрителями.
From: [info]demoronizator Date: Ноябрь, 14, 2005 16:08 (UTC) (Ссылка)

Блумберг - миллиардер

eom
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 14, 2005 21:27 (UTC) (Ссылка)

Re: Блумберг - миллиардер

Миллиардер - это частный случай мультимиллионера, так что это просто профессиональная осторожность. А также, в данном случае, позорная неточность.
i_not From: [info]i_not Date: Ноябрь, 14, 2005 21:51 (UTC) (Ссылка)
А вот еще конспирологическая версия: Блумберг метит куда подальше и куда повыше. Вот и ходит в народ - чем не паблисити?
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 15, 2005 11:02 (UTC) (Ссылка)
То, что он делает - это абсолютный стандарт в американских выборах. Точно то же самое делают кандидаты в президенты.

Блумберг мог бы выиграть президентские выборы в США, но вот стать кандидатом от Республиканской партии в ближайший цикл ему не светит (он, например, против запрета на аборты). Если же он и соберётся, то сперва надо выиграть губернаторство или сенаторство в Нью-Йорке. Сенаторское место может освободиться в 2008 году, а губернаторское - в 2010.
i_not From: [info]i_not Date: Ноябрь, 15, 2005 20:23 (UTC) (Ссылка)
Эх, все стандартно, все расписано на годы вперед, никакой фантазии... Никаких, понимаешь, кандидатов, которые становятся известны месяца за три до выборов, и у которых вообще нет никакой программы, зато глаза добрые. У нас целые партии от дебатов отказываются - им это только на пользу. А у них - тьфу, скучища.
(Вот, разве, Моника оживляет пейзаж своим платьем, да подсчет голосов во Флориде краткосрочно опережает по рейтингу матч по футболу...)
У нас, кстати, в 2008 году тоже место освободится, если доктор не врет - и видишь, уже сейчас (заблаговременно!) операцию "Преемник" начали. Правда, за 2 года ТОЧНО все поменяется, у нас никакой серый кардинал так надолго не заречется планировать, разве только чтобы запутать всех.

Жалко, у нас Блумберга не выберут - фамилия какая-то нерусская.

По поводу стандарта на выборах. Конечно, кандидаты в президенты это делают. А Блумберг это делает не потому что стандарт ему мил (и так выиграет), а потому что ему еще баллотироваться выше и выше - чтоб не упрекнули.
yashin From: [info]yashin Date: Ноябрь, 16, 2005 10:08 (UTC) (Ссылка)
отличная статья. спасибо.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 16, 2005 12:41 (UTC) (Ссылка)
Вам спасибо: я пишу примерно в точности то же самое, что думаю.
36 мнений // Ваше мнение?
Инфо
Константин Сонин
User: [info]ksonin
Name: Константин Сонин
Календарь
Back Май 2012
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Отдельные темы
Последние записи