Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА - Евгений Ясин, демократическая модернизация
ksonin
[info]ksonin
В избранное
Поделиться
Евгений Ясин, демократическая модернизация
Оказывается, говорить, то, что думаешь - это и лучшая политика, и лучшая экономика. Вчера Евгений Ясин представлял в зале Международного университета свою демократическую программу - послесловие к книге «Приживётся ли демократия в России?». Саму книгу я рекомендую всем, кто интересуется российской экономикой: в ней отлично сочетается элементарное изложение теории и примеры из газет - и вчерашних, и сегодняшних. Неграмотные телохранители и нефтяные магнаты - вершители политики 90-х - оказываются вполне стандартными максимизаторами полезности; их действия укладываются в рамки теории и нож экономиста-аналитика находит в их действиях всё, что обещали Вальрас и Эрроу.

Сегодняшний, разговор, впрочем, был о политике - недаром в качестве оппонентов выступали Владимир Рыжков и Никита Белых. Ясин написал программу, под которой может подписаться каждый вменяемый человек - если, конечно, он разделяет основной аналитический вывод. А вывод следует из разбора главной развилки сегодняшней России - «авторитарная модернизация» или «демократическая модернизация»? (Тот факт, что наша страна уже несколько лет идёт по одному - неправильному - из этих путей, не должен никого смущать. Мы, экономисты, с особым удовольствием изучаем то, что не случилось.) Преимуществам «демократической модернизации» - пути, на котором ограничением власти бюрократии и денег служат выборы и свободный рынок - посвящена книга, а в программе рассказывается о том, как выглядит этот путь сегодня. Выборы и рынок.

При этом Ясин - не «нормативный либертарианец» - человек, умеющий во всём, что происходит в жизни, видеть и винить костлявую руку государства. Его либертарианство - от понимания российской экономики и от желания построить новую, лучшую Россию - из существующей, а не на зачищенном до основания месте, как хотелось бы поклонникам «идеального рынка». Пенсионеры не менее дороги Ясину, чем тот очевидный факт, что государство не должно владеть и управлять коммерческими предприятиями.

И, надо сказать, ясинская Россия - действительно новая. Это не осовремененная копия экономики СССР - видимая цель нынешнего движения. Она лучше не только чем экономическая Россия 90-х, но и экономики России 80-х. Можно было бы сказать так - в 1985 году мы - СССР стояли (в экономическом плане) на низком краю глубокого оврага, который отделял нас от высокого края - развитых экономик. Первые годы неудачный реформ, а потом и первые годы удачных реформ привели к тому, что мы оказались на дне оврага - на полпути к подножию высокого края. А последние пять лет мы уверенно лезем обратно на низкий край. Здесь и восстановление отраслевых министерств СССР под маркой «РусАла», «Газпрома» и РАО ЕЭС, и национализация «Юганскнефтегаза» и «Сибнефти». При этом мы действительно лезем вверх (рост вон 6 процентов в год) - только когда мы на него залезем, мы опять окажемся всё в том же 85-ом году. Впрочем, что для России двадцать потерянных лет… (Это я уже себя, а не Ясина пересказываю, но навеяно его книгой и выступлением.)

Стоит почитать, стоит прислушаться, стоит задуматься, правда.<\lj-cut>
Comments
vvagr From: [info]vvagr Date: Ноябрь, 24, 2005 00:54 (UTC) (Ссылка)
А в сети нет?
From: [info]bbb Date: Ноябрь, 24, 2005 01:53 (UTC) (Ссылка)

Гугль отменили?

ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 24, 2005 10:01 (UTC) (Ссылка)

Re: Гугль отменили?

Нет, Гугль не отменили. А что, собирались?
From: [info]bbb Date: Декабрь, 1, 2005 02:30 (UTC) (Ссылка)

Re: Гугль отменили?

Слова "гугль отменили?" (а также "яндекс отменили?") относится к числу устоявшихся интернетных выражений, означающих некоторую тривиальность публично задаваемого вопроса, ответ на который легко находится простейшими средствами поиска :)))
arbat From: [info]arbat Date: Ноябрь, 24, 2005 01:46 (UTC) (Ссылка)
"«нормативный либертарианец» - человек, умеющий во всём, что происходит в жизни, видеть и винить костлявую руку государства."

Либертарианство состоит не в том, чтобы во всем винить государство. Либертарианство не ветвь экономики вообще. Это идеология, которая построена прежде всего на утверждении, что права человеку даны Создателем (для тех, кто стесняется слова "Создатель" - от Природы), а государство - институт, созданный людьми для охраны их прав.

То, что самые большие, систематические и долговременные проблемы в экономической жизни вызваны попытками силового влияния на экономическую деятельность людей со стороны государства - это не предмет либертарианства и не главный тезис. Это - наблюдение.

"Его либертарианство - от понимания российской экономики..."

:-) А либертарианство Милтона Фридмана - от понимания американской? Или просто - от понимания экономики?

"...от желания построить новую, лучшую Россию - из существующей, а не на зачищенном до основания месте, как хотелось бы поклонникам «идеального рынка». Пенсионеры не менее дороги Ясину,..."

Это убедительнее прозвучит так: "...от желания построить новую, лучшую Россию - из существующей, а не на залитом кровью стариков и детей пепелище, как хотелось бы поклонникам «идеального рынка». Пенсионеры, дети, беременные женщины и инвалиды труда, простые рабочие люди, которых либертарианцы готовы бросить под паровой каток «свободной экономики» - не менее дороги Ясину, чем ... ...Среди беснующейся толпы либертарианцев Ясин одиноко говорит свое тихое, полузабытое слово: жизнь."
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 24, 2005 06:02 (UTC) (Ссылка)
Про либертарианство - то, что вы говорите, конечно, очень правильно. Но вроде бы то, что я хотел сказать, понятно.

А псследнему абзацу я просто завидую. Честно - жалко, что я так не написал.
arbat From: [info]arbat Date: Ноябрь, 24, 2005 06:35 (UTC) (Ссылка)
Ну, я всегда любил юмористические издания: Правду, Сатирикон...
yozhig From: [info]yozhig Date: Ноябрь, 24, 2005 10:47 (UTC) (Ссылка)
Согласен, хорошо написано. Цепляет только уклон - у нас что, беснуются только либертарианцы?
brem From: [info]brem Date: Ноябрь, 24, 2005 09:45 (UTC) (Ссылка)
А из чего следует, что Ясин либертарианец? По-моему, просто консерватор.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 24, 2005 10:00 (UTC) (Ссылка)
Выбери за точку отсчёта среднее по российским экономистам - вот Ясин и либертарианец. Да хоть среднее по ЦЭФИРу...
le_xa From: [info]le_xa Date: Ноябрь, 24, 2005 10:48 (UTC) (Ссылка)
Про овраг отлично. Ты это сам придумал?
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 24, 2005 10:53 (UTC) (Ссылка)
Да, сам. У меня много разных придумок...
i_not From: [info]i_not Date: Ноябрь, 26, 2005 10:48 (UTC) (Ссылка)
предлагаю не карабкаться, а наладить уютную жизнь на дне оврага (все равно, как ни карабкайся - все опять там, на дне, будем). а там глядишь - народ вне оврага нашей самобытности позавидует...

ясина люблю, он на эхе еженедельно, в рабочее время.
le_xa From: [info]le_xa Date: Ноябрь, 24, 2005 10:49 (UTC) (Ссылка)
Следует только добавить, что даже если удастся забраться на низкий край, потом все равно опять свалимся на дно.
From: [info]demoronizator Date: Ноябрь, 25, 2005 14:02 (UTC) (Ссылка)

торчу я от Российский "демократов" а еще больше

от "демократов-либертарианцев" - никто из них не считает запредельную налоговую нагрузку (которая среди иного прочего результат художеств того же самого Ясина на посту мининстра экономики) ни основной проблемой, ни даже существенной проблемой.

Вот и в этом случае налоги это больше предмет "преданий старины глубокой" и дележки между центральной и местной властями. А по части уровня налогов вот такой вот перл на странице 312: "Налоги вряд ли повысятся вновь ..."

И еще по ходу дела наткнулся откровения о том, что в США оказывается есть интеллигенция и что Демократы опираются на мелкий бизнес, а Республиканцы на крупный.

И это светоч Российской правой экономической мысли. Трудно даже представить себе какие мудаки все остальные.

И с каких пор власть денег стала противоположна демократии?

ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 27, 2005 18:48 (UTC) (Ссылка)

Re: торчу я от Российский "демократов" а еще больше

Легко представить. В этом-то всё и дело.

turbik From: [info]turbik Date: Ноябрь, 27, 2005 15:02 (UTC) (Ссылка)

гы-гы

...все представители индийской элиты оканчивали английские университеты, у них есть общий язык, английский, и британское понимание правовых институтов. <>...они исповедуют один принцип - не обращаться к темным инстинктам толпы. стр.263

Радостно, что уровень автора и сторонников (в том числе из местных комментаторов) не сильно выше плоского трепа про "ответственность элиты - необходимое условие дамократии" (там же). В овраге - самое место.

ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 27, 2005 18:32 (UTC) (Ссылка)

Re: гы-гы

Вы и правда дочитали до 263 стр?
turbik From: [info]turbik Date: Ноябрь, 27, 2005 20:34 (UTC) (Ссылка)

Re: гы-гы

Правильно не верите. Такую муть, про необходимость ответственной российской элиты и того, чтоб бабушка дедушкой стала, кто ж читать буит?

Представьте себе детскую совсем книжку: нарисован паровозик, а подписано - барабан. Нарисован шоколадный торт, облитый кремом, написано - демвыбор России в проекции (мол, прямо на верхушечку торта и вылезем лет через 40, там еще вишенка нам положена). Изображен клоп - обозначен как (полу=эффективный собственник, надежа и опора рабочих, пенсионеров и прочих таджиков.
Короче, где ни открой - спошная индийская элита. Мне еще одна такая раскраска попадалась: "Неизвестный Чубайс". Рекомендую.
ksonin From: [info]ksonin Date: Ноябрь, 28, 2005 05:20 (UTC) (Ссылка)

Re: гы-гы

А тогда о чём нам разговаривать? А "Неизвестный Чубайс" я прочёл и мне не понравилось - и как книга, и как кампейн-биографи.
20 мнений // Ваше мнение?
Инфо
Константин Сонин
User: [info]ksonin
Name: Константин Сонин
Календарь
Back Май 2012
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Отдельные темы
Последние записи