?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Экономика в школе - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Экономика в школе
До окончания «Школьного конкурса РЭШ» ещё две недели. Он проводится уже в четвёртый раз и, напоминаю, не даёт никаких-никаких бенефитов и выигрышей в виде поступлений и т.п. Просто возможность узнать побольше об экономической науке и порешать интересные экономические задачи. Призы, конечно, будут.

Как всегда, конкурс поддерживает прекрасный сайт ILoveEconomics.Ru, а с этого года ещё и «Фонд Гайдара». Это очень хорошо, потому что раньше на добровольцев-энтузиастов ложилась вся "логистика", это помимо проверки сданных решений – что важно, сложно и требует очень квалифицированного труда. (И, кстати, труда очень дорогого – просто посмотрите на расценки репетиторов к олимпиадам. Понятно, все те, кто может составлять и решать задачи нашего конкурса, могут быть дорогостоящими репетиторами. И сколько стоят часы и дни, которые тратятся на бесплатную и добровольную проверку решений.)

В последние три года, которые я занимаюсь нашим бакалавриатом (СБ ВШЭ-РЭШ), приходится много разговаривать/думать про преподавание экономики в школе. Я и сам много лет преподаю в школе – насколько это возможно для работающего учёного/администратора, и всё пытаюсь как-то помочь этому (непростому) процессу. И вот тут у меня был интересный разговор.

Вот мы пытаемся преподавать экономику в школу. Чего бы хотелось добиться? Чтобы из школьного курса экономики выпускник знал примерно столько же, сколько он знает из курса физики, химии, биологии. Но что я, например, вынес из школьных курсов биологии и химии? (Физика у меня была потом на мехмате). Кажется, почти ничего, а с другой стороны – всё, что я знаю из биологии и химии – всё я узнал в школе.

При встрече с врачом, при любом разговоре, связанном со здоровьем и т.п. – я опираюсь на свои знания из биологии. Ну, Бог с ней, с биологией – я нормально учился. А из химии, которая давалась еле-еле? С одной стороны – ничего, с другой – если мне, например, попадётся банка с не пойми чем, я не стану её пробовать на вкус. Не стану смешивать непонятно что с непонятно чем. Не буду бросать батарейки в огонь. Ну и так далее… Иными словами, человек, который учился химии в школе, знает, что кислотой можно обжечься, а баллон с газом взорваться.

Вот и после школьного курса экономики неплохо было бы, чтобы каждый выпускник школы знал, что банк может лопнуть (да, сейчас на Кипре потеряют деньги не только олигархи), что кредит под 10% в месяц брать нельзя, что инфляция может съесть сбережения, ну и так далее. Пока что ничего такого школьный курс экономики не даёт и близко.

Впрочем, это я отвлёкся – «Школьный конкурс РЭШ» совсем про другое. Не для всех, а только для тех, кто интересуется больше, чем экономикой в собственной жизни – экономической наукой.
13 мнений // Ваше мнение?
Comments
From: sasha_br Date: Март, 29, 2013 13:55 (UTC) (Ссылка)
В этом году мне задачи показались скучнее, чем в предыдущие годы. Мике, например, я их не стал предлагать.
ksonin From: ksonin Date: Март, 29, 2013 13:56 (UTC) (Ссылка)
Это естественно - ты же растёшь.
From: sasha_br Date: Март, 29, 2013 13:59 (UTC) (Ссылка)
А ты не видишь сильного отличия с предыдущими годами? В прошлые годы какая-то занятность была (аллюминиевые огурцы), а тут я ничего такого не нашёл. Собственно экономическая составляющая мне, как ты понимаешь, по барабану.
bear_bull From: bear_bull Date: Март, 29, 2013 14:17 (UTC) (Ссылка)
Так есть же школьные американские, английские, немецкие учебники по экономике. Неужели на их основе нельзя создать вменяемую программу для наших школьников?
gegorov From: gegorov Date: Март, 29, 2013 14:53 (UTC) (Ссылка)
Иными словами, школа - это один большой курс ОБЖ?
ksonin From: ksonin Date: Март, 29, 2013 14:56 (UTC) (Ссылка)
В каком-то смысле - конечно. Для большинства людей (а не фриканутых будущих учёных).
livejournal From: livejournal Date: Март, 29, 2013 17:37 (UTC) (Ссылка)

Экономика в школе

Пользователь stephan_nn сослался на вашу запись в записи «Экономика в школе» в контексте: [...] съесть сбережения, ну и так далее. Пока что ничего такого школьный курс экономики не даёт и близко. [...]
penartur2 From: penartur2 Date: Март, 29, 2013 19:24 (UTC) (Ссылка)
По идее, хорошо бы ещё, чтобы после школьного курса экономики выпускник понимал, что говорят политики, и понимал, например, что вот это обещание невыполнимо, а вот то - выполнимо, но ради него придётся меньше есть.
ksonin From: ksonin Date: Март, 30, 2013 02:33 (UTC) (Ссылка)
Конечно.
iskatel1 From: iskatel1 Date: Март, 29, 2013 23:35 (UTC) (Ссылка)
Думаю, что основная задача обучения школьника экономике - объяснить ему, что Homo Economicus (то есть рациональный человек, максимизирующий полезность) - чисто теоретическая модель.
ksonin From: ksonin Date: Март, 30, 2013 02:34 (UTC) (Ссылка)
По Вашей логике, основная задача школьного курса физики - объяснить, что взаимодействия без трения не бывает.
From: wayout20zz Date: Март, 30, 2013 11:22 (UTC) (Ссылка)
Тут в 3 классе в курсе природоведения обнаружилась тема о госбюджете. Сразу возник вопрос, как правильно его формировать: с дефицитом, с профицитом или по нулям? По идее, правильный ответ должен быть по нулям, а Вы как считаете? Что ребенок должен вынести из этой темы?
ksonin From: ksonin Date: Март, 30, 2013 11:59 (UTC) (Ссылка)
Нет простого ответа. Это как - ходить ли под зонтиком? Когда дождь - ходить, когда сухо - нет. Когда "бум" - нужен профицит, когда "спад" - дефицит.
13 мнений // Ваше мнение?