?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Дистанция огромного размера - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Дистанция огромного размера
Интересные соображения Владимира Гельмана про онлайн-образование. Я уже как-то давал ссылку на колонку Тома Фридмана, потому что онлайн-образование, я уверен, радикально изменит российское высшее образование в ближайшем будущем. Или, точнее, ту часть высшего образования, которая занимается собственно высшим образованием; часть наших вузов - это просто социальная сеть для 17-22 летних и в этом нет ничего плохого, но на них онлайн-образование, конечно, не повлияет.

Володя Гельман, если кто не знает, не просто самый известный и цитируемый (наряду с Григорием Голосовым - их индексы близки и мне не хочется каждый раз бегать проверять) российский учёный-политолог. Он ещё и одна из главных потерь нашего бакалавриата (Совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ), несмотрая на пока короткую его, бакалавриата, историю. В нашем первом, 2011 году он прочёл "Введение в политологию" (да, приезжая из Петербурга!), но потом получил очень престижную позицию в Финской академии наук, которую делит со своим основным местом работы - Европейским университетом. (И вот я уже два года ищу лектора для вводного курса по сравнительной политологии - если кто знает человека в Москве с серьёзными публикациями или кого-то, кто хочет на семестр приехать... Политолог для международных отношений у нас есть.)

Кстати, я не уверен, что онлайн-революция сделает "второстепенные вузы" (напомню, хорошие, но не лучшие) ненужными, к чему пока склоняется Володя. Но, возможно, им придётся серьёзно измениться. Можно представить, например, что в каком-то провинциальном (но, ещё раз, хорошем) вузе студенты с профессором будут прослушивать гарвардскую или принстонскую лекцию и потом разбирать-обсуждать её, делать упражнения-дополнения. В-общем, как-то всерьёз опираться на текущий онлайн-контент университетов-лидеров. А вот окажутся эти лидеры универсальными или будут какие-то центры специализации (например, я могу себе представить, что онлайн-лекции по русской, а может и по всей, филологии на филфаке МГУ или Вышки будут слушать по всему миру) - вот это интересный вопрос. 

Метки:

48 мнений // Ваше мнение?
Comments
nikolka22 From: nikolka22 Date: Май, 5, 2013 22:36 (UTC) (Ссылка)
вы не собираетесь организовывать он-лайн курсы?
gegorov From: gegorov Date: Май, 5, 2013 22:49 (UTC) (Ссылка)
Спокойствие, только спокойствие. Ничего онлайн-образование не изменит, максимум изведет наиболее откровенных шарлатанов.

Впрочем, приезжай сюда, я тебе найду охотливых собеседников с различными точками зрения :)
homo_loquens From: homo_loquens Date: Май, 6, 2013 00:08 (UTC) (Ссылка)
Никак не пойму, из-за чего такие страсти. Ну вот был университет-лидер, Кембридж, там был знаменитый профессор Ньютон, читал студентам лекции. Их потом издали отдельной книгой, и книгу могли прочитать все, кто читал по латыни, потом перевели на другие языки. Ну будет сейчас вместо текста видеолекция. И что? Учебник, в какой бы форме он не существовал, не является профессором. Если кто-то считает, что можно учиться по учебнику, без профессора, то и это уже давно существует: reading course, самообучение.
o_proskurin From: o_proskurin Date: Май, 6, 2013 03:36 (UTC) (Ссылка)
+100!

К сказанному могу добавить, что пока (в американских университетах) это главным образом мечта алчной администрации: при тех же затратах... нет, при меньших затратах, потому что поувольняем лишних!.. будем иметь доход в десять... нет, в сто... нет, в тысячу раз больше нынешнего!.. Мечта не подкреплена ничем, кроме алчности и демагогии: ни специально подготовленными кадрами, ни общей концепцией, ни продуманной стратегией, ни даже адекватным технологическим обеспечением.

Кстати, в "доонлайновую" эпоху можно было записывать целые курсы на пленку и распространять их разными способами. И записывали. И распространяли. И что же? Революции в образовании это не произвело. К закрытию "второстепенных университетов" не привело.
rwalk From: rwalk Date: Май, 6, 2013 00:50 (UTC) (Ссылка)
По-видимому, похожие страсти бушевали и при появлении кногопечатания.
From: gomberg Date: Май, 6, 2013 01:19 (UTC) (Ссылка)
Дай я тебе задам очень простой вопрос. Вот, представь себе, что в Ульяновской Школе Экономики им. В.И. Ленина все так и устроили. Микро у них Рубинштейн по телевизору читает (с переводом, естественно), макро - Сарджент, политэкномию - Асемоглу. Ну или ты у них там на экране, с теорией игр или чего ты там еще любишь. И математику у них всякую ведущие московские профессора ведут в онлайне. И, вообще, конечно, оно очень хорошо: по кр. мере, того вреда, который им могут нанести их собственные профессора да зав.кафедрами, точно не будет.

А вот теперь вопрос. Вот, открыли вы аспирантуру и рыщите в поисках потенциальных аспирантов по провинции. Ты в эту УШЭ заедешь в поисках?

Все же, образование - это не только Лекция Большого Профессора, это процесс намного более трудоемкий :). Да, конечно, Лекции Большого Профессора будут дополнятся дискуссией/обсуждением под руководством местного кадра. А теперь представь себе, что за кадры это будут: те, кто вот такую карьеру выбрал. Да, всякий такой онлайн может позволить избежать того ужаса, что читается во многих местах. Но "серебрянной пулей" оно не будет.

В Мексике распространена практика "телешкол" (начальных и средних). Вроде как чудо чудесное: вместо малограмотного учителя курс читается профессионалом из Мехико. Ну и есть, естественно, учитель на месте, который с учениками разбирает/обсуждает, да работы оценивает. Тебе рассказать, каков обычный результат, или сам догадаешься?
dvv7 From: dvv7 Date: Май, 6, 2013 01:34 (UTC) (Ссылка)
-- Дай я тебе задам очень простой вопрос. Вот, представь себе, что в Ульяновской Школе Экономики им. В.И. Ленина все так и устроили. Микро у них Рубинштейн по телевизору читает (с переводом, естественно), макро - Сарджент, политэкномию - Асемоглу. Ну или ты у них там на экране, с теорией игр или чего ты там еще любишь. И математику у них всякую ведущие московские профессора ведут в онлайне.

Я думаю при таком раскладе -- грех не заехать. Ведь аспирантов отбирают не только по оценкам, но и по потенциалу и двум страницам research proposal. При доступе к таким ресурсам могут что-нибудь и сообразить.

Edited at 2013-05-06 01:34 (UTC)
ignik From: ignik Date: Май, 6, 2013 01:20 (UTC) (Ссылка)
По сути видеокурсы хороши для неестественных специальностей. Для естественных и сверхестественных наук особого различия по сравнению с учебником нет.

Чтобы online работало нужна полноценная двухсторонняя связь. Можно пилить деньги на видеостенах, можно играться в многоточку, но по сути нужно чтобы лектор видел глаза студентов, чувствовал что они понимают, а что нужно повторить ещё раз более доходчиво.
buddha239 From: buddha239 Date: Май, 6, 2013 10:56 (UTC) (Ссылка)
Конечно, желательно, чтобы перед выкладыванием в широкий доступ лекции тестировались бы на реальных студентах. А если студент не понял что-то свое личное, то его глаза процессу обучения все равно не помогут.
dvv7 From: dvv7 Date: Май, 6, 2013 01:29 (UTC) (Ссылка)
Если вкратце, то университеты будут проигрывать в онлайн-образовании.

Одна из причин--контроль за контентом. В принципе, в университетах США у лекторов почти полная свобода как написать syllabus, в каком формате подавать, какие упражнения делать. В Европейских университетах -- это уже не так, особенно если курс стандартный или разделяется между несколькими лекторами. Есть процедуры утверждения контента, пара-тройка комитетов (не только department), да и студентов не перегрузишь (за этим следит их programme director).

То хорошее, что мы видим онлайн -- это специализированные курсы, подготовленные лекторами индивидуально и для глобальной аудитории (showcase issues) как в MIT Open Courseware. Но когда из этих курсов нужно создавать программу по специальности -- вот этого онлайн уже не сделаешь. Feedback quality для заданий вроде term paper повысится, а вот для проектов да еще с математикой и кодированием -- поддержка будет неадекватной.

То, что находится на Сoursera по финансам -- весьма sub-standard. Даже где-нибудь в Университете Аделаиды будет получше, не говоря уже о Нью Йорке-Лондоне.

То о чем, пишет grey-dolphin скорее всего верно для вводных курсов (как раз философия, политология, макроэкономика) читаемых звездами с очень хорошим обзором, особенно когда звездный лектор сам(а) написала и поддерживает популярный textbook. Кто еще может лучше рассказать?

Описанная борьба и в лигах и между "провинциальными" университетами действительно есть, но было бы ошибкой думать что разработать, оформить и доставить качественный курс онлайн -- это дешево. Как раз наоборот: повышаются требования к ясности изложения, качеству материала, технологиям иллюстрации/доведения смысла (с онлайн-обучением больше вероятность застопориться, чего-то не понять, и потратить много времени на тривиальную вещь).

Вряд-ли центры специализации по исследованиям в провинциальных университетах могут быть "законодателями мод" в глобальном образовании -- потому что для этого, как раз нужно отвлекать ресурсы от специализации и повышать качество работы со студентами, искать талантливых педагогов, способных донести именно специализированное знание.


Edited at 2013-05-06 01:39 (UTC)
alliruk From: alliruk Date: Май, 6, 2013 04:09 (UTC) (Ссылка)
Можно мне самоцитированием заняться?
Мне кажется, то, что я написал недавно по поводу споров про единый учебник истории, имеет отношение и к этой дискуссии (заменить учителя профессором, государство - некой "глобальной академией", а учебник - онлайн-курсом):

"Можно сформулировать два подхода к тому, что собой представляет образование: в соответствии с первым предполагается, что преподавание ведется от имени и на уровне государства, а учителя — лишь исполнители и проводники этой преподаваемой государственной истины. В идеале в каждый класс надо поставить по большому телевизору, с которого и будет вестись урок. Учителя же должны лишь следить за дисциплиной и проверять домашнее задание. С позиции этого подхода очень важен учебник — он и несет в себе Знание, которое необходимо преподать.

Второй подход предполагает, что учитель является не передаточным звеном, а важнейшим участником процесса образования, что именно он является для детей источником оценок и олицетворяет ту науку, которую преподает. В этом случае учебник остается лишь одним из пособий наряду с Интернетом, телевидением, газетами, фотографиями — всем тем, что учитель использует в процессе преподавания. Учитель в этой парадигме не передает детям готовые ответы, а учит ставить вопросы.

Логика государства опирается на первое представление, — по моему убеждению, неверное. Но действия государства, продиктованные этой логикой, направлены на борьбу с возможностью учителя осуществлять второй вариант. Борьба за единый учебник вполне укладывается в этот подход. В результате качество преподавания катастрофически падает, а Министерство образования и науки РФ в ответ на это падение делает дальнейшие шаги в сторону превращения учителя в передатчика кем-то другим подготовленных образовательных комплексов. Это дорога в никуда."
http://trv-science.ru/2013/04/09/doroga-v-nikuda/
pigbig From: pigbig Date: Май, 6, 2013 04:11 (UTC) (Ссылка)
Exactly.
From: nljeljs Date: Май, 6, 2013 04:13 (UTC) (Ссылка)

Видео лекции vs учебники

Константин, нет ли у вас объяснения, почему онлайн-образование, в основном, представлено видео лекциями, а не учебниками?

Мне, почему-то, казалось, что люди лучше воспринимают информацию в виде текста, а не видео. Плюс, чтение текста занимает меньше времени, чем прослушивание того же объема, озвученного лектором.
true_flipper From: true_flipper Date: Май, 6, 2013 05:27 (UTC) (Ссылка)

Re: Видео лекции vs учебники

как активный пользователь курсеры (чего-то типа хобби вдруг стало) той же скажу что во-первый видео там интерактивное, т.е. нужно отвечать на какие-то вопросы по ходу дела. конечно большинство вопросов шлак, но хоть проверяют смотришь ты или нет.

плюс там выкладывают конспекты лекций ссылки на учебники, плюс по некоторым курсам тонны презентаций, ссылок и т.д. все зависит от курса и преподавателя.

большинство курсов, по крайней мере те, что я смотрел - очень простые (я думаю с этим в том числе связан низкий процент тех кто их заканчивает в итоге - люди просто разочаровываются в контенте).

часть из них специально простые - университеты используют их как средство завлечения людей на свои "настоящие" платные он лайн и офлайн курсы.

но есть и такие, которые без активного чтения учебников и ссылок закончить невозможно, если нет хорошего опыта предыдущего в этой области.
shade33 From: shade33 Date: Май, 6, 2013 05:02 (UTC) (Ссылка)
По поводу онлайн-обучения и его возможной успешности у меня есть несколько соображений. Во-первых, хороший университет - это не столько сильные преподаватели, сколько подходящая атмосфера и сильные студенты. То есть взаимообщение студентов играет более важную роль в обучении, чем наличие сильных курсов.

Если есть группа сильных мотивированных студентов, они легко и эффективно займутся самообразованием, если не будет достаточно сильных курсов и преподавателей.

Поэтому мне кажется, что удачной может быть модель, когда университет на местах выигрывает за счет эффективного и разумного менеджмента, который позволит собрать сильных студентов, правильно построить образовательный процесс, где онлайн обучение бы успешно совмещалось с оффлайн обсуждением в виде практических работ, научных работ, офф-лайн митапах и тп. То есть после прослушивания курса, можно устраивать для слушателей краткие оффлайн курсы с этим же преподавателем, когда студенты съезжаются со всего мира.

Онлайн обучение дает еще один колоссальный плюс - ощущение себя в мировом контексте, тебе открыт весь мир, что никак не дает обучение в каком-то заштатном вузе в нашей провинции.

И, конечно, это верно, скорей для теоретических и глобальных курсов.
dvv7 From: dvv7 Date: Май, 6, 2013 05:19 (UTC) (Ссылка)
Практика показывает, что онлайн материал более-менее хорошего уровня доступен и востребован только для вводных курсов и только в специализированных областях (макроэкономика на Coursera // введение в computer science и алгоритмы, математические курсы в MIT).

http://ocw.mit.edu/courses/most-visited-courses/
graf_garcia From: graf_garcia Date: Май, 6, 2013 05:39 (UTC) (Ссылка)
а Салман Хан (который Хан Академи) даже целую книжку про это написал, саморекламную. Онлайн-лекции - это замечательно. Как дополнительное подспорье. Они не могут стать основным содержанием. Даже странно объяснять действующему профессору, почему.
colondaik_spb From: colondaik_spb Date: Май, 10, 2013 22:01 (UTC) (Ссылка)

"умные" американские профессора роют яму мировому высш

нетрудно предположить что произойдет и в какой последовательности. 1) сначало гарвард, йель и иже с ними топ-10 американских ввузов заработают пару миллиардов долларов (напоследок) 2) закроется море американских, английских и европейских университетов средней руки 3) все курсы и все пакеты купят китайцы и 10 миллионов китайских переводчиков переведут эти курсы и пакеты на все известные языки и будут продовать их по 200 долларов оптом и заработают еще миллиардов 20 на этом. 4) стоимость образования в гарварде йеле упадет до 10 тыс. долларов в год (зарплаты профессоров при такой стоимости обучение тоже упадет ну а со временем и качество самих профессоров упадет в геометрической прогрессии примерно как у нас в россии где диссертации пишут рабы и плагиаторы 5) на такое безобразие будет один простой и эффективный ответ в мировом масштабе и он уже придуман в америке и насколько я знаю в канаде. Дипломы о высшем образовании перестанут признаваться не только в международном но и внутрирегиональном масштабе. Т.е. скажем выпускних масачусеца сможет работать по специальности только в этом штате или ряде штатов, а на другие штаты ему придется сдовать отдельный экзамен и получать лицензию. Такая практика введена в США и Канаде, по отношению к некоторым профессиям например сантехник, электрик там в каждом штате свои экзамены и даже правила отличаются условно например высота установки розетки или необходимая мощность электрощита на частный дом. Добро пожаловать в средневековье непонимаю чему радуется Сонин и другие умники. Деградация высшего образования в мировом масштабе и остановка прогресса налицо, новое средневековье видимо наступит уже завтра.
ksonin From: ksonin Date: Май, 11, 2013 04:18 (UTC) (Ссылка)

Re: "умные" американские профессора роют яму мировому вы

Судя по запятым и падежным окончаниям, оно наступило ещё вчера.

Edited at 2013-05-11 04:18 (UTC)
48 мнений // Ваше мнение?