?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Дороги судьбы - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Дороги судьбы
Давно собирался написать о работе Совета по науке при Минобрнауки, потому что там, с самого момента создания, идут интенсивнейшие дискуссии по разным поводам - и это честь для меня не то, что участвовать - наблюдать за обсуждением, в которые участвуют ведущие учёные страны. Однако написать не так просто - и в основном потому, что я, конечно, не являюсь "типичным", "репрезентативным" членом совета. В нём, отражая в каком-то смысле состояние российской науки, из 22 человек - 18 так или иначе, "естественники" и 4 - представители "общественно-гуманитарных наук". (Если уж совсем точно, три "общественника" - экономсоциолог, политолог/социолог и экономист, и один гуманитарий - историк). Соответственно, мои взгляды на проблемы и необходимые реформы - что угодно - сильно отличаются от взглядов большинства (и квалифицированного большинства) в Совете просто потому, что проблемы в российских общественных науках сильно отличаются от проблем в науках других.

Вот поэтому я и обрадовался статье Алексея Хохлова, председателя Совета, в которой рассказано про контуры последних дискуссий с точки зрения "центра" (Совет, понятное дело, не является парламентом с фракциями, так что в нём довольно бессмысленно говорить про "предпочтения большинства" не уточняя того, по какому вопросу сложилось это большинство).

Впрочем, в связи с последними новостями - вчера правительство объявило о предстоящей реформе РАН и других академий - вопросы, которые обсуждались Советом, уйдут в тень. Про саму реформу пока не очень ясны детали - то, что какая-то подобная реформа (разделение "научных" и "государственных" функций РАН) нужна, все давно согласны. Основные из объявленных мер - агентство по управлению имуществом, упор на лаборатории как на основную единицу, распределение половины денег через гранты - выглядят совершенно разумными. Однако относительно деталей мнения, мягко говоря, сильно расходятся. (В такой огромной реформе "деталями" могут быть судьбы десятков институтов и тысяч людей.) Например, если окажется, что агентство по управлению имуществом будет определять научную политику (в любой организации - тем более такой большой - есть опасность захвата "духа" "телом") или распределение грантов окажется непрозрачным и неконкурентным (например, если рынок грантов будет поделен между существующими учреждениями  и "вход", фактически, заблокирован)... Собственно, способов сделать реформу вредной или бессмысленной множество.

Экономическую науку реформа задеть особенно не может - подавляющее большинство научных исследований в области экономики делается в нашей стране в вузах, но это как раз "отраслевая специфика" в самом чистом виде. Как члену Совета по науке мне хочется знать подробности предложенной реформы. Тем более, что теперь, благодаря уважаемым коллегам, я много узнал о том, как устроены их отрасли науки.
49 мнений // Ваше мнение?
Comments
vir77 From: vir77 Date: Июнь, 28, 2013 00:10 (UTC) (Ссылка)
Скажите, а что в России прозрачно и конкурентно?
overscience_mes From: overscience_mes Date: Июнь, 28, 2013 00:42 (UTC) (Ссылка)
интересно, зачем им этот совет, если они даже с вами подобную реформу не обсудили..? и с кем же обсудили-то?
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 28, 2013 04:37 (UTC) (Ссылка)
Совет по науке при Минобрнауки, а эти планы определялись/принимались на гораздо более высоком уровне.
overscience_mes From: overscience_mes Date: Июнь, 28, 2013 04:43 (UTC) (Ссылка)
1) вы думаете, там наверху знали лучше?
2) *вопрос чайника* а разве не мон этот закон предложило к рассмотрению?
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 28, 2013 05:12 (UTC) (Ссылка)
Они там этот план вынашивали года с 2004-го.

Мне кажется, это предлагает формально вице-премьер Голодец, но такие решения принимаются на уровне Путина и не ниже.
From: a_shen Date: Июнь, 28, 2013 14:37 (UTC) (Ссылка)

а неизвестно,

кто конкретно "вынашивал планы", готовил документы? Это же все-таки дело не одного дня и не одного человека, должна быть какая-то рабочая группа? И участвовал ли в этом Ливанов?
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Июнь, 28, 2013 16:36 (UTC) (Ссылка)

Re: а неизвестно,

Смахивает на то, что последние изменения вносились в крайней спешке.

Так или иначе, происходящее озвучивалось в присутствии и от имени правительства, так что всему правительству и отвечать...
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 29, 2013 08:07 (UTC) (Ссылка)

Re: а неизвестно,

Я не знаю.
herasim From: herasim Date: Июнь, 28, 2013 19:53 (UTC) (Ссылка)
Ковальчук небось?
From: gomberg Date: Июнь, 28, 2013 00:54 (UTC) (Ссылка)
Мне очень нравится словосочетание¨"общественное государственное объединение". GNGO, так сказать, причем прямо в заголовке.

Кстати, сегодня отличная новость на эту тему:

http://www.bbc.co.uk/news/world-asia-india-23065247
nibope From: nibope Date: Июнь, 28, 2013 05:17 (UTC) (Ссылка)
у нас люди в шоке, большинство ни видит в этом ничего разумного, воспринимают просто как передел собственности...
а уж способ - КАК это делается, без обсуждений, и озвучивается в издевательской манере! Будут протесты.
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 28, 2013 06:23 (UTC) (Ссылка)
Я сам никогда не принимал участия в расчётах и обсуждениях, но этот план слышал (и видел людей, которые занимались "инвентаризацией") в 2004 году. Так что "в шоке" могут быть разве что люди, которые этой темой не интересовались.
vvagr From: vvagr Date: Июнь, 28, 2013 07:26 (UTC) (Ссылка)
О, кстати, особо смешно. Гуриева выперли и занялись реформой.
nibope From: nibope Date: Июнь, 28, 2013 08:20 (UTC) (Ссылка)
план 2004 года я видел, там ничего кроме простого сокращения с продажей недвижимости на аукционах не обнаружил. Сегодняшний план мягче, но суть та же, поэтому я и в шоке, что им чихать на многолетние обсуждения.
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 28, 2013 08:57 (UTC) (Ссылка)
А что, за десять лет появился более адекватный план реформы?
nibope From: nibope Date: Июнь, 28, 2013 20:59 (UTC) (Ссылка)
мне вот не нужны никакие реформы академии. Это все перестановки из оперы "Квартет". Чтобы работать, как в америке, пусть и с меньшим бюджетом, мне нужна либерализация таможенная и финансовая.
luch_sweta From: luch_sweta Date: Июнь, 29, 2013 13:18 (UTC) (Ссылка)
Оставить как есть уже адекватный план в сравнении с "все продать". В законе - не план реформы, там про институты или науку - ни слова - это план рейдерского захвата имущества. И вот с этой целью - редкой адекватности план, молодцы! (с) Действительно, лучше не придумаешь.

(Удалённый комментарий)
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Июнь, 28, 2013 16:34 (UTC) (Ссылка)
Теоремы продавать - неплохой бизнес, да. Можно на рынке попробовать торгануть...

Ясно же, что человек, не разбирающийся в физике, не сможет организовать эффективное оперативное управление ни в том, кого в какую командировку отправить, ни как доступ к высокотехнологичному оборудованию обеспечить.
(Удалённый комментарий)
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Июнь, 28, 2013 18:34 (UTC) (Ссылка)
Разумеется, необязательно. Не всякий физик имеет управленческие навыки.

Но зато человек, не разбирающийся в научном предмете, совершенно точно не сможет руководить институтом (даже как "площадкой") и нанесёт немало вреда.
(Удалённый комментарий)
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Июль, 1, 2013 06:46 (UTC) (Ссылка)
"Чужак" не справится даже с тем, чтобы отправить кого-нибудь в командировку. (Кого надо, кого не надо? Кому оплатить, кому не оплатить, кому вообще запретить?) Какому отделу дать лишнюю комнату, у кого забрать? Кого принять на работу? Как организовать доступ к высокотехнологичному оборудованию? И т.д.

Применительно к нашему институту в вашем комментарии всё неправда. Нет, ничего не сдаём. Нет, ни на кого рыночно не работаем (ну не считать же РФФИ и ФЦП). Нет, директор не занимается заключением других договоров - типа, на оплату коммунальных услуг, на это имеются завхоз, бухгалтерия и т.д.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: a_shen Date: Июнь, 29, 2013 08:37 (UTC) (Ссылка)

А расскажите подробнее

про здание ИППИ - что имеется в виду?
(Удалённый комментарий)
From: a_shen Date: Июль, 1, 2013 07:48 (UTC) (Ссылка)

Re: А расскажите подробнее

Можно более конкретную ссылку именно про здание?

На первый взгляд здание никуда не удалось и там по-прежнему происходят семинары и пр., но что там юридически?
(Удалённый комментарий)
stepfather From: stepfather Date: Июнь, 28, 2013 20:30 (UTC) (Ссылка)
Адаптировать под реалии - это передать перечисленные вами ИСА, ИПУ и ИППИ - мне. Ну я, как налогоплательщик и преподаватель невысокого уровня, так считаю.

Все остальные варианты - это не под реалии, а под каких-нибудь сколковских парней, которым дадут показать себя, а потом - посадят.

Edited at 2013-06-28 20:34 (UTC)
(Удалённый комментарий)
stepfather From: stepfather Date: Июль, 1, 2013 05:49 (UTC) (Ссылка)
> (не буду указывать известные в узких кругах конкретные фамилии)

тезис демонстрирует вашу принадлежность к узкому кругу осведомленных людей. Это характерно для ИТ-бизнеса. Еще в девяностые мне один представитель этого сообщества писал мне, как решает судьбы индустрии в отдельном кабинете ресторана.

Поскольку спрашивать список фамилий бессмысленно, спрошу лишь об их количестве.

Сколько этих фамилий?

Больше, чем в банде Цапка? Полиция не справится? Надо закрыть хозяйства и на их месте засеять кукурузу?

>Вы явно не замечаете сути проблемы -

Потому что я, во-первых, вообще тупой, а во вторых - я вузовский преподаватель, а не сотрудник РАН. Мной уже более десяти лет руководят эффективные менеджеры, поэтому у меня отбита способность видеть суть проблемы.

Но вы в вузе не работаете, оттого вы замечаете суть проблем, и принадлежите к узкому кругу осведомленных лиц.

Беда вся в том, что ваше рассуждение мотивируется соображениями мести и определенным образом понимаемой справедливости. Раз пронырливый А. оттёр квалифицированного исследователя Б. от управления, то далее в избранном вами пространстве все остальные менеджеры находятся в одной точке, не важно, как далеки они от науки при использовании других метрик. Например, я скажу, что теперь наукой управлять станет депутат, укравший диссертацию, вы ответите - не важно, это та же самая точка.

Но ваша метрика имеет этическое происхождение, она не связана с управлением наукой.

>давно по сути стала коммерческим предприятием, управленцам которой собственно наука интересна как свинье азбука.

это некоторое ваше обобщение, с которым я не согласен. Потому что я сравниваю с ректорами, рядом с которыми ваш узкий круг лиц - приблизительно как наш олигарх рядом с африканским вождём. Оба плохи, но отсюда, из-под вождя, мне ваш олигарх кажется предпочтительным.

Вы, наверняка, замечаете суть проблемы, но я осмелюсь вам указать, что вузы превратились в санаторий для отставных чиновников и депутатов, которые в отличие от упоминаемых вами лиц, вообще никогда не соприкасались с наукой.

>у той небольшой части академии, которая занимается наукой, и так изъяли функции, а теперь эти функции хотят убрать и у функциональных академиков, что неплохо.

Так не доставайся же ты никому! - завопил уязвленный Карандышев и разрядил в Ларису свой пистолет.

Иными словами, раз, вместо Карандышева, человека достойного, с Ларисой спит богатый недостойный человек, Паратов, то Ларисе надо прострелить пузико.

Кстати, нет. В соответствии с этой логикой - не Ларисе, а кому-нибудь, кто под руку подвернулся.

Вспомнил, что мне тоже есть, чем похвастаться.

Дерипаска в Лондоне на суде с Черным рассказал - оказывается, его крышевал сын нашего завотделом в АН СССР!

Парень вернулся из Афганистана и стал руководителем какой-то измайловской группировки.

Давайте по этой причине какой-нибудь ботанический сад передадим под стройрынок! Ведь парень нажился, а папашу спрятал в Израиле.


Этот феномен широко известен в русских кругах советологов как полезный русский мазохизм. Раз нет абсолютной справедливости, так гори все дотла, а я всласть настрадаюсь! Помню, как удивился, найдя несколько томов на эту тему видел на полках нашего университета на Мидвесте. Это такое возмущение ребёнка, который вытаскивает камень из фундамента своего дома, потому что этот камень торчал, и он об него споткнулся.



Edited at 2013-07-01 08:51 (UTC)
(Удалённый комментарий)
stepfather From: stepfather Date: Июль, 7, 2013 07:00 (UTC) (Ссылка)
>модель управления объектом не соотвествует среде, в которую объект попал

модель строит владелец проблемы. Если вы - царь, то ваша проблема - затяжная экономическая рецессия без перспектив на улучшение, отсутствие денег на пенсии и необходимость займов. Вы займов боитесь. Поэтому идёте на решительный шаг: заявляете о бурном экономическом росте и кратном повышении зарплат. Остальное между строк читают ректоры, директора институтов и прочие чиновники.

Если же вы - хитрые старые колобки, которые умудрились пережить девяностые и выйти из неё с астрономическими доходами пенсия (12 тыс) + зарплата (17 тыс.), то ваши цели - другие, и модель, которую вы строите для построения цели - другая.

Мне не ясно, почему я должен спасать царя, а не старых колобков. Поэтому я не считаю, что владелец проблемы - это обязательно царь. Хотя я не спорю, что модель, построенную консультантами для царя, можно видеть по его действиям.

Наоборот, я считаю, что действия царя по отношеню к колобкам полностью деморализуют ту часть общества, которая могла бы заниматься наукой в России. Если сделать это занятие высокорисковым и малодоходным, то остатки мозгов утекут безвозвратно.

Edited at 2013-07-07 07:03 (UTC)
(Удалённый комментарий)
nibope From: nibope Date: Июнь, 28, 2013 20:55 (UTC) (Ссылка)
ага, только я не вижу реформы. Вы хоть читали законопроект? Там же все оставляется, как есть, если не считать некоторых декораций (автоматом всех член-коров зачисляет в члены). А все имущество отбирается в некое Агентство, о котором вообще нет никакой информации.
(Удалённый комментарий)
nibope From: nibope Date: Июль, 1, 2013 04:27 (UTC) (Ссылка)
а правительство не испортило?
bioplant From: bioplant Date: Июнь, 28, 2013 18:09 (UTC) (Ссылка)
Зато вы активно принимали участие в раздувании истерии плагиатного скандала, которой сейчас активно пользуются мурзилки всех мастей. Напомнитьв ам ваше воркование с Альбац на Эхе Москвы, где вы прямо привязывали РАН к плагиатному скандалу? (для тех, кто в танке - ВСЕ скандальные диссертации были защищены в вузах и одобрены ваком при минобре, возглавлявшимся замом Ливанова, т.е. к РАН никакого отношения не имели).

Не стыдно?
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 29, 2013 08:03 (UTC) (Ссылка)
Вам не стыдно? Вице-президент РАН был пойман на плагиате, а президиум на голубом глазу принял постановление, что плагиат - это норма научной жизни. Самый захудалый университет не стал бы принимать такого позорного постановления. И, если я не ошибаюсь, ВАК, который штамповал фальшивые диссертации, возглавлял и академики, и член-корры РАН, нет?

Ну и главное - я в "плагиатном скандале" участвовал минимально, но что там за "истерия"? Что, было хоть одно ложное обвинение (среди десятков расследованных дел)?
bioplant From: bioplant Date: Июнь, 29, 2013 12:30 (UTC) (Ссылка)
В том плагиатном скандале, к раздувании которого вы приняли самое активное участие, принимали участие диссертации, исключительно защищёные в ВУЗах. Странно, что вы этого "не знаете".

Но, раз уж вы взялись аж за Некипелова, давайте поговорим о диссертации прямого начальника Ливанова Путина, о ДВУХ диссертациях самого Ливанова, о диссертации члена КС оппозиции Тора...

Впрочем, ещё вас коллега Пархоменко убедительно доказал, почему о всех перечисленных персонажах вам говорить ну совсеем неинтересно. куда лучше поливать грязью РАН, привязывая её к скандалу, к которому она не имеет никакого отношения.

Кстати плагиат - уголовное преступление. ПО вице-президенту РАН было решение суда? Получается, что вы, называя человека преступником без решения суда, сами прямо нарушаете закон. Т.е. теряете моральное право поучать других.
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 29, 2013 21:13 (UTC) (Ссылка)
Некипелова я вспомнил потому, что Вы это вспомнили. В Вашем воспалённом мозгу он связан с "диссергейтом", а не в моём.

Про диссертацию Путина пишите сами - на эту тему найдётся масса читателей. Я уже всё, что думаю по этому поводу, написал: http://ksonin.livejournal.com/484107.html.

Где и когда я "поливал РАН"?
From: a_shen Date: Июнь, 29, 2013 08:36 (UTC) (Ссылка)

по-моему,

чтобы обсуждать косвенные поседмствия, нужно быть уверенными в механизмах - чего сейчас нет, и потому обвинять хозяина, что его критика текстов от имени Не Кипелова (действительно позорных, по-моему) к чему-то такому впоследствии привела, не стоит. В условиях отсутствия информации разумно называть вещи своими именами, не заботясь о последствиях - будь то без грамотность Некипелова или провал ЕГЭ...
bioplant From: bioplant Date: Июнь, 29, 2013 12:44 (UTC) (Ссылка)

Re: по-моему,

Не уводите разговор в сторону. Некипелов не имеет отношения к текущему плагиатному скандалу, вы бы ещё Путина вспомнили.

Откройте архивы Эха Москвы и почитайте там диалоги Альбац с хозяином журнала:
все актуально-плагиатные диссертации были защищены в вузах, одобрены ваком, при минобре (возглавляемом бывшим ректором), возглавлявшемся деканом МГУ либо чиновниками минобра, а виноватой во всём этом объявляют... РАН, под этим предлогом разгоняют РАН и передают науку... в вузы (т.е. туда же, где штамповали плагиат). Есть такое хорошее слово "бесстыжие" - тут оно как раз к месту.

Кстати давайте поговорим например о начальнике Ливанова Путине.. Но нет, оказывается об этом говорить Пархоменко и Сонину совсем неинтересно:

Е. АЛЬБАЦ – Костя, а чего ему собственно, опасаться. У него главного начальника президента РФ Владимира Владимировича Путина как мы знаем, Клиффорд Гэдди обнаружил в диссертации целый заимствованный кусок.

К. СОНИН - Женя, у нас радиопередача это наверное не повод для академического диспута. Но дело в том, что диссергейт это история про явления совершенно другого порядка.
echo.msk.ru/programs/albac/1053304-echo/#element-text

Там же Альбац фактически врёт:
"17-го же числа в ГД должен быть заслушан отчет правительства РФ, будет выступать премьер-министр Дмитрий Медведев. И в этот же день как минимум три фракции ГД собираются потребовать отставки министра образования Дмитрия Ливанова. И одна из причин, почему «единороссам» и не только думцам так хочется отправить в отставку Ливанова, это известная история, которая вошла уже в нашу историю как диссергейт. История о многочисленных фальсификациях самого разного рода диссертаций"

ведь борьба с Ливановым началась задолго до всяких диссергейтов
From: a_shen Date: Июнь, 29, 2013 15:47 (UTC) (Ссылка)

Re: по-моему,

Про Не Кипелова вспомнил не я - но не важно, я просто хотел понять, в чем пртензии к хозяину журнала - какие его высказывания кажутся неверными или даже заведомо ложными?
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 29, 2013 21:05 (UTC) (Ссылка)

Re: по-моему,

Хватит бредить. Я никак (ни в этой передаче, ни в других местах) ни привязывал РАН к "диссергейту". Наоборот, если уж быть совсем точным, отметил как-то, что фальшивые диссертации - это явление совсем другого порядка, чем "казус Некипелова".
Юрий Масюк From: Юрий Масюк Date: Июнь, 28, 2013 13:06 (UTC) (Ссылка)

Реформа Академии наук РФ.

У нас слово "Реформа" и "Ликвидация" синонимы.
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 28, 2013 13:17 (UTC) (Ссылка)

Re: Реформа Академии наук РФ.

?
From: borovik13 Date: Июнь, 28, 2013 13:50 (UTC) (Ссылка)
Много чего можно приватизировать. Санатории, например.
Лечился много лет в поликлинике РАН, теперь придется лечиться в районной. А болезни с возростом только добавляются. И профосмотры могут прикрыть.
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Июнь, 28, 2013 16:31 (UTC) (Ссылка)
Да, это чётко сказано в документе (насколько я умею читать) - всякие непрофильные активы отобрать сразу без всякого агенства.
From: sanekplus Date: Июнь, 28, 2013 20:24 (UTC) (Ссылка)
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива.
justboris From: justboris Date: Июнь, 30, 2013 11:14 (UTC) (Ссылка)

FYI

ksonin From: ksonin Date: Июнь, 30, 2013 22:38 (UTC) (Ссылка)

Re: FYI

Интересно. Но я и близко не согласен - ни со сравнениями, ни с пафосом.
49 мнений // Ваше мнение?