?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Удивительное дело - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Удивительное дело
В ЦЭФИРе выступал Эндрю Кидд - политолог из Гарварда со статьей "На чьей Вы стороне?: необъективность, доверие, и посредничество" (статья). Удивительное дело - статья (она выходит в AJPS - втором по значимости политологическом журнале, он с большим уклоном в формальные модели) открывается двумя примерами из международной практики переговоров между воюющими сторонами, и герой положительного примера - Черномырдин (успешные переговоры с Милошевичем)! Отрицательный пример - безуспешная попытка госсекретаря США Хейга убедить Галтиери в том, что Англия готова воевать за Фолкленды. Идея статьи состоит в том, что участник переговоров готов больше доверять тому посреднику, про которого он знает, что его, посредника, личные интересы, ассоциированы с его интересами (того кто доверяет). Действительно, в примере про войну 1982 года Галтиери не верит Хейгу, потому что знает, что, даже если бы Хейг знал, что Англия не будет воевать, то у него были бы стимулы говорить, что будет. Эта теория предлагается как альтернатива подходу в духе спенсовского затратного сигналирования (см. 24 cентября), но мне кажется, что эту теорию (что заинтересованный посредник лучше) можно построить и как теорию затратных сигналов. Ну, действительно, представим, что два переговорщика - скажем, Хейг и другой, более заинтересованный в общей выгоде Аргентины. И переговорщики сообщают свою собственную оценку, но могут выдать за нее и другую, если им заплатит посылающая сторона. Тогда если англичане хотят послать аргентинцам сигнал через посредника о том, что они будут воевать, у них есть стимулы послать через другого как раз потому, что (аргентинцы знают что) ему нужно заплатить больше за тоже самое сообщение, чем Хейгу, и, значит, их сигнал более достоверные. Я еще на семинаре вспомнил, как Барзини послал Тесио - человека, тесно связанного с семьей Корлеоне, договариваться с Майклом Корлеоне, но тот информации не поверил.

Вообще, тематика переговоров, в которых слова дешевы (как перевести cheap talk?), сейчас, по-моему, самая модная среди бизнес-ориентированных экономистов. Действительно, бизнесмены ведут огромное число переговоров, где все сигналы беззатратные, и тем не менее, возникает доверие, и, натурально, бизнес. Так что нам в ЦЭФИРе повезло с Киддом - такого рода работ у нас никто не рассказывал.
Ваше мнение?