?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Обычная страна - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Обычная страна
Один из способов справиться с переживаниями по поводу чего-то - это понять причину и механизм. После этого становится намного легче. В последние недели я устал читать про коррупцию в Сочи (надо сказать, клеветы и напраслины я, к сожалению, не видел) и, в последние дни, про трудности приехавших волонтёров журналистов. И всё же у коррупции (не столько чистого воровства, сколько неэффективного и непродуманного строительства) и у трудностей есть объяснение. А в криках журналистов есть позитивная сторона.

Во-первых, объяснение. Россия - одна из самых бедных (самых, считай отсталых) стран, когда либо проводивших зимнюю олимпиаду. Вот в таблице приведены данные о ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (это лучшая общая мера "уровня жизни", сильно коррелированная со всеми мыслимыми показателями уровня жизни - от выживаемости младенцев до проникновения интернета и мобильной связи) на момент проведения зимней олимпиады в соответствующей стране; всё - в долларах 2012 года. Второй столбец - доля от ВВП на душу населения США на соответствующий момент.


Год Страна ВВП на душу (ППС), доллары 2012 ВВП на душу (ППС), доля ВВП на душу США
1924 Франция 6565 0,67
1928 Швейцария 13122 1,27
1932 США 7710 1,00
1936 Германия 6991 0,72
1948 Швейцария 14319 1,01
1952 Норвегия 9133 0,56
1956 Италия 6861 0,40
1960 США 17795 1,00
1964 Австрия 11886 0,59
1968 Франция 16128 0,69
1972 Япония 16861 0,67
1976 Австрия 19166 0,72
1980 США 29182 1,00
1984 Югославия 9883 0,31
1988 Канада 29835 0,84
1992 Франция 28086 0,77
1994 Норвегия 32702 0,86
1998 Япония 31659 0,75
2002 США 45518 1,00
2006 Италия 30835 0,63
2010 Канада 39178 0,82
2014 Россия 18383 0,35

Россия занимает по обоим показателям второе место с конца (скорее, делит последнее место с Югославией-1984) и с большим отрывом от почти всех остальных стран-организаторов. Всё встаёт на свои места - Олимпиада в Сочи - это мероприятие "развитого мира", проводимое в "развивающемся". Праздник как у богатых соседей в семье со средним достатком. Это объясняет соседство объектов потрясающей красоты с горами мусора, фантастических амбиций с удивительным невниманием к некоторым деталями и т.п.

Во-вторых, что хорошего в скандалах, жалобах и карикатурах, заполнивших газеты по всему миру. Хорошее - очень чётко: наша страна - одна из немногих развивающихся и небогатых стран, которую все судят по меркам развитых. Все эти двойные унитазы смешны только потому, что от российской гостиницы ждут примерно того же, что от голландской или финской. Собственно, это не только же к Олимпиаде относится. Гомофобские законы в Нигерии волнуют только правозащитников - про наши законы  столько удивления и недовольства именно потому, что в глубине души Россию, несмотря на невысокие экономические показатели, воспринимают как Испанию-Италию (ну, были какие-то там фашистские диктатуры, но давно же уже всё хорошо), а не как Гану или Малайзию. (Этот закон, если смотреть по мировому опыту - чистой воды отсталость, 30-40 лет назад в развитых странах было примерно то же самое.) Опять-таки - чему удивляться - для обычного человека за границей "русские" - это Толстой-Набоков, Кандинский-Гончарова, Рахманинов-Барышников, Колмогоров-Ландау (даже если это мой "обычный" иностранец не сможет назвать имена Колмогорова и Ландау, образ великих физиков-математиков прочно ассоциируется с Россией). Именно поэтому грязная вода в гостинице - сюрприз, о котором надо сообщать в твиттере..

Поняв, почему так всё вышло, и обрадовавшись, что никакие мелкие события последних десятилетий не мешают спрашивать с моей страны "по высшему счёту", можно со спокойной совестью сосредоточиться на болении за Юлию Липницкую, Аделину Сотникову и всех-всех-всех наших.
75 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
oude_rus From: oude_rus Date: Февраль, 6, 2014 10:51 (UTC) (Ссылка)
в последней колонке не процент, а доля.
saurokton From: saurokton Date: Февраль, 6, 2014 10:52 (UTC) (Ссылка)
Было бы интересно добавить в табличку СССР-1980. Уровень жизни скорее всего не сильно отличался от Югославии-1984. Но вот писали ли тогда в газетах про грязную воду или двойные унитазы?
musatych From: musatych Date: Февраль, 6, 2014 11:57 (UTC) (Ссылка)
Так большинство потенциальных писателей не приехали из-за бойкота. Ну и твиттера с инстаграмом тогда не было.
bambi_simbam From: bambi_simbam Date: Февраль, 6, 2014 11:03 (UTC) (Ссылка)
По рассчетам Всемирного Банка - 23,549 долл и 0.47 от США.
ray_idaho From: ray_idaho Date: Февраль, 6, 2014 11:22 (UTC) (Ссылка)
да, если брать Google (ВБ)
2010 Канада 39074 США 48357 к=0,8
2014(а реально 2012) Россия 23501 США 51749 к=0,45

то есть выше Италии 1956 года :) но вообще список стран весьма невелик и Россия тут действительно новый игрок
mosselprom From: mosselprom Date: Февраль, 6, 2014 11:06 (UTC) (Ссылка)
И вправду, легче. Спасибо!
mil_petr From: mil_petr Date: Февраль, 6, 2014 11:12 (UTC) (Ссылка)
Ну так Сочи и задумывалась в большей части, как визитная карточка. Вся Россия большая и быстро мы не сможем стать такими как развитые страны. Но в отдельном взятом Сочи - мы сделаем, вы увидите, что мы такие же и с нами можно вести дела.
Это самая большая упущенная возможность.
bom_lj From: bom_lj Date: Февраль, 7, 2014 04:38 (UTC) (Ссылка)
о какой упущенной возможности речь?
From: Sergey Tyuhaev Date: Февраль, 6, 2014 11:17 (UTC) (Ссылка)
Страна разве развивающаяся, а не деградирующая?
From: odi_verbum Date: Февраль, 6, 2014 11:23 (UTC) (Ссылка)
Why do you only select by Winter Olympics? I don't think it would be as easy to exonerate Russia if you count Summer Olympics as well.
zkrslmn From: zkrslmn Date: Февраль, 6, 2014 11:31 (UTC) (Ссылка)
Мне легче, спасибо. Но сам факт того, что потратили сумму, равную годовому бюджету МО шокирует.
elotar From: elotar Date: Февраль, 6, 2014 11:35 (UTC) (Ссылка)
Табличка хорошая, но только она, очевидно, никакого отношения к причинам фейлов самой дорогой олимпиады за всю историю не имеет.
sputnic_3000 From: sputnic_3000 Date: Февраль, 6, 2014 11:49 (UTC) (Ссылка)

Страна, обычная страна, Сочи, Владивосток, Москва...

Зато теперь станет всё отлично, ведь олимпиаду для того и затеяли... А для чего ещё? Для меня остаётся загадкой цель сего действа... Особенно, учитывая ухудшающиеся показатели в спорте...
pappadeux From: pappadeux Date: Февраль, 24, 2014 23:52 (UTC) (Ссылка)

Re: Страна, обычная страна, Сочи, Владивосток, Москва...

> Особенно, учитывая ухудшающиеся показатели в спорте...

ггггг
From: sasha_br Date: Февраль, 6, 2014 12:27 (UTC) (Ссылка)
Браво, Костя! Давненько не был согласен с тобой на 100%.
dbego From: dbego Date: Февраль, 6, 2014 13:09 (UTC) (Ссылка)
"Во-вторых, что хорошего в скандалах, жалобах и карикатурах, заполнивших газеты по всему миру. Хорошее - очень чётко: наша страна - одна из немногих развивающихся и небогатых стран, которую все судят по меркам развитых."
И, как мне недавно сказали, все время башкой упираемся в этот магический процент (35%). Такой процент был в индустриализацию и когда народилось наше "нефтяное" поколение конца 70-х. Дальше, видимо, для России двигаться не судьба.
slonohrom From: slonohrom Date: Февраль, 6, 2014 21:13 (UTC) (Ссылка)
Дальше без изменения менталитета никак...
allafterall From: allafterall Date: Февраль, 6, 2014 13:32 (UTC) (Ссылка)
Константин, а не подскажете, где можно посмотреть исходные данные по ВВП, всё, что я могу найти в интернете, начинается только с 1980 года?

Edited at 2014-02-06 13:37 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Февраль, 6, 2014 13:39 (UTC) (Ссылка)
Посмотрите по ссылкам внизу этой статьи: http://en.wikipedia.org/wiki/Angus_Maddison_statistics_of_the_ten_largest_economies_by_GDP_(PPP). База Мэдисона лежит во многих местах в интернете.
_niece From: _niece Date: Февраль, 6, 2014 13:57 (UTC) (Ссылка)
Это приятный подход, оптимистический.
From: gomberg Date: Февраль, 6, 2014 14:01 (UTC) (Ссылка)
Нет ли в этом посте расизма ?:)

Есть, вообще говоря. Не твоего личного, конечно :) Но, ведь, согласись, смысл твоего поста к тому и сводится, что мир привык, что белые люди - богатые и цивилизованые, а тут, оказывается, что пока еще не все, Можно, конечно, списывать на то, что Россия - издавна часть европейского концерта; ну или как ты, на Толстого с Колмогоровым. Тут, в этом смысле, чище экспериментом была бы Олимпиада у украинцев или белорусов :) Но, вобщем, твой пост о том, что русских воспринимают "белыми людьми". А это, как известно, бремя :)

Вообще говоря, ты прав, конечно. Так и воспринимают. В том числе, и в наших метисских краях: русские от немцев-французов и прочи гринго и гуэро тут уверенно отличаются, разве, выпускниками Лумумбы .

Но, на самом деле, ничего хорошего, кроме потакания русскому ощущению "белости" и "европейскости" из этого не следует. Ну, т.е., конечно, наверно, стоит объяснять, что все смешки и недоумения от того, что считают, в некотором смысле, ровней, а вовсе не наоборот. Но помнить надо, что никакой неизбежности в том, что белые рано или поздно будут богатыми и цивилизоваными, увы, нет.
musatych From: musatych Date: Февраль, 6, 2014 16:33 (UTC) (Ссылка)
Украинцы, кстати, собираются подавать заявку на Львов-2022. А потом, если не выйдет, на Киев-2024. А белорусам негде зимнюю олимпиаду проводить, у них гор нет. Они на чемпионатах мира по хоккею специализируются.
From: ospf_ripe Date: Февраль, 6, 2014 14:34 (UTC) (Ссылка)
Интересно было бы увидеть в этом списке Китай. Зимней олимпиады там пока не было но недавно была летняя. Или зимняя сильно дороже летней?
exalex From: exalex Date: Февраль, 10, 2014 08:57 (UTC) (Ссылка)
Летняя дороже, потому что больше мероприятий.
temp1 From: temp1 Date: Февраль, 6, 2014 14:57 (UTC) (Ссылка)
а почему ВВП США на душу в 60ом году получается не отличается от ВВП США в 80ом и в 32ом?
dimka_plotnikov From: dimka_plotnikov Date: Февраль, 6, 2014 16:40 (UTC) (Ссылка)
потому что ввп сша на душу всегда равен 100% ввп сша на душу.
gegorov From: gegorov Date: Февраль, 6, 2014 15:00 (UTC) (Ссылка)
для обычного человека за границей "русские" - это Толстой-Набоков, Кандинский-Гончарова, Колмогоров-Ландау

Точно, а американцы для обычного человека за границей это Хэмингуэй и Марк Твен. А совсем не Буш и Микки Маус.

Edited at 2014-02-06 15:01 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Февраль, 6, 2014 16:18 (UTC) (Ссылка)
Я думаю, что Микки Мауса и Бонда знают в десятки раз больше людей, чем то, кто был предыдущим президентом в Америке.
maitre_de_jeu From: maitre_de_jeu Date: Февраль, 6, 2014 15:56 (UTC) (Ссылка)
Со спокойной совестью болеть за женскую сборную России по кёрлингу точно не получится.
hroniki_paisano From: hroniki_paisano Date: Февраль, 7, 2014 00:19 (UTC) (Ссылка)
а вот интересно, из того, что газета Правда в СССР была очень озабочена положением американских трудящихся, а положением каких-нить аргентинских трудящихся была озабочена куда меньше - из этого можно сделать вывод, что в газете Правда в глубине души считали США коммунистической страной и потому только "спрашивали с них по высшему счету"?
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 30, 2015 22:06 (UTC) (Ссылка)
Нет :)
avla From: avla Date: Февраль, 7, 2014 01:32 (UTC) (Ссылка)
> Россию, несмотря на невысокие экономические показатели, воспринимают как Испанию-Италию (ну, были какие-то там фашистские диктатуры, но давно же уже всё хорошо), а не как Гану или Малайзию.

Вы, господа блоггеры, когда приводите название какой-нибудь по вашему отсталой и слаборазвитой страны,
сначала справьтесь о ней в интернете
например здесь:
Индекс качества жизни по разным странам.
Если б вы взглянули на эту статью и таблицу,
то увидели бы что Малайзия по качеству жизни кудааааа ближе к Испании-Италии, чем к России.
mbinder From: mbinder Date: Февраль, 7, 2014 04:46 (UTC) (Ссылка)
беженец, ты добавил данные на 2005 год
mbinder From: mbinder Date: Февраль, 7, 2014 04:22 (UTC) (Ссылка)
mbinder From: mbinder Date: Февраль, 7, 2014 04:25 (UTC) (Ссылка)
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Турина

Вчера утром в одной из туринских пресс-деревень исчезла горячая вода. "Система - капут", - исчерпывающе объяснил портье жилого корпуса. А в ответ на вопрос "Когда починят?" - лишь растерянно пожал плечами: "Мы стараемся..."

Проблемы возникали одна за другой и в главном пресс-центре Игр. Отказывали системы телефонной связи, причем волонтеры лишь умоляюще вскидывали руки: "Не в нашей компетенции". На стойке, где предполагалось продавать интернет-карточки, со второй половины понедельника висели таблички: "Карточки закончились. Мы очень сожалеем..."

Наверное, для такой страны, как Италия, это нормально. В представлении хозяев повод для тревоги отсутствует: до открытия Игр еще есть время. Главное, что функционируют спортивные объекты. С другой стороны, транспортная олимпийская система пока тоже работает, как и все остальное. То есть иногда не работает вообще. Добавьте к этому более чем поверхностное знание английского языка большинством волонтеров - и вам станет ясно: Игры для итальянцев - большая, неожиданно свалившаяся на их головы проблема.
whiteferz From: whiteferz Date: Февраль, 10, 2014 11:00 (UTC) (Ссылка)
Кстати, поиск по этой цитате обнаружил ее только в этом дневнике и еще в комментариях к чьему-то блогу в "Эхе Москвы".

Может, фейк?
slavikmad From: slavikmad Date: Февраль, 7, 2014 05:10 (UTC) (Ссылка)
Опять Вы проигнорировали композиторов и музыкантов, танцоров и т.п. :)))

Но, в общем, я с Вами согласен. Я бы только это назвал так: Россия сделала заметный вклад в западную культуру. И, несмотря на то, что после революции и, в особенности, сталинского режима, мы постепенно умираем как культурная держава, всё-таки какой-то уровень общей образованности и цивилизованности имеется - нет, правда, опыта организации эффективного управления страной...

Мне кажется именно поэтому на нас обращают куда больше внимания, чем на Нигерию, КНР или КНДР, и дело тут не только в бытовом расизме.

Кстати, причина культурного вымирания во многом в неверной оценке истории. В частности, то что Сталину приписывается множество всяческих достижений (тогда как он только и делал, что разрушал и мешал...), это не может не путать подрастающее поколение. Большинство ведь не в курсе того, что Колмогоров обязан своим появлением не Сталину, а скорее Лузину. Неправильное представление о роли личности в культуре, по-моему, не может не отразиться отрицательно на воспитании.
ksonin From: ksonin Date: Февраль, 7, 2014 10:50 (UTC) (Ссылка)
Сейчас впишу Рахманинова с Барышниковым...
75 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 2
[1] [2]