?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Устойчивая конструкция - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Устойчивая конструкция
Хотя сейчас - странное время для академической дискуссии, несколько дней назад я подписал письмо - "инициативу Майерсона по децентрализации власти на Украине", которую также подписали десятки ведущих экономистов и политологов со всего мира. (Краткий пересказ - в колонке Майерсона для Huffington Post. Дискуссия - в гостевой заметке Тима Фрая в блоге Monkey Cage газеты Washington Post.)

Роджер Майерсон, выдающийся - возможно самый выдающийся из ныне живущих специалистов по экономической теории, лауреат Нобелевской премии 2007 года, но его работы по децентрализации относятся ко второй, менее известной части его работ - в области теоретической политической экономики. (В этой области он тоже известен, но не так.) Конкретные прикладные идеи для украинского случая, опирающиеся на его собственные теоретические конструкции "построения государства" - см. также рекомендации для Пакистана и Ирака (в "Уроках экономики", в главе про Нобелевскую премию Майерсона, я описывал как он ходил в марте 2003 года на демонстрацию против войны в день её начала - один на кампусе Чикагского университета).

В этих статьях (и в других), как и в соображения для Украины - насколько я понимаю, это сделано несколькими учёными на основе его идей - много интересного и ещё больше - спорного. (Трудно, впрочем, представить, что на такую тему может быть интеллектуальный консенсус.) Я недостаточно разбираюсь в этом конкретном случае, чтобы считать всё верным. Мои "общие" представления состоят в том, что такой стране, как Украина, нужно быть более децентрализованной, чтобы сохранять территориальную целостность и единство. Вопреки обывательскому представлению, разваливаются обычно сверх-централизованные страны, а не децентрализованные. Более децентрализованной, чем должна быть, чтобы быть устойчивой, наша. (Должны быть выборы губернаторов с большими полномочиями; нельзя допускать "децентрализации" армии и спецслужб.)

Ещё раз - хотя мы много раз обсуждали с Роджером его работы по децентрализации власти, и теоретические, и "прикладные", я не совсем согласен. Но это - такой вопрос, по которому "лишней" дискуссии быть не может - так что я поддерживаю инициативу, как минимум - начало дискуссии.

UPD: Основным автором этого предложения и инициатором кампании является Тимофей Милованов, экономист-теоретик из Университета Питтсбурга.
16 мнений // Ваше мнение?
Comments
maxdz From: maxdz Date: Март, 5, 2014 21:04 (UTC) (Ссылка)
Да, децентрализация сейчас актуальная тема в Украине. :) У меня тоже появились мысли недавно:

Проект "Оптимальная страна": 3. Местное самоуправление и Центр.
levyi_botinok From: levyi_botinok Date: Март, 5, 2014 21:38 (UTC) (Ссылка)
Определенная степень децентрализации (видимо, варьирующаяся с размером страны и особенностями культуры) жизненно необходима любой стране!
Но! Исключение составляют страны, находящиеся или близкие к состоянию войны.
Так что относительно Украины эта тема в данный момент некорректно поднята.
А вот в России она чрезвычайно актуальна! И, кстати, про спецслужбы - неоднозначно. При солидных федеральной армии и полиции, совершенно необходимо иметь местную полицию, а возможно и местную "национальную гвардию в резерве" по регионам. Отсутствие таковых сильно роняет доверие к власти на местах и, как следствие, местную экономическую инициативу.
alekcnova From: alekcnova Date: Март, 6, 2014 07:18 (UTC) (Ссылка)
Спецслужбы это разведка, контразведка, борьба с терроризмом, а не полиция.
duuub1 From: duuub1 Date: Март, 5, 2014 21:45 (UTC) (Ссылка)
Я осенью писал руководству Украины, о необходимости децентрализации. Януковича уже децентрализовали)))
From: gomberg Date: Март, 5, 2014 23:29 (UTC) (Ссылка)
С одной стороны, естественно, я полностью согласен с текстом. Я, вообще говоря, сторонник децентрализации и не только в украинском случае - но в этом оно особенно очевидно. А уж список подписантов и вообще замечательный. С другой стороны, я не очень понимаю, к кому этот текст обращен. К нынешней Раде? К следующей Раде? К некоему Учредительному Собранию? К областным радам? К Майдану? К кому?
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Март, 6, 2014 03:02 (UTC) (Ссылка)
Из российских вузов Вы похоже один. Тезис о связи разнообразия в локальных предпочтения с необходимостью большей децентрализации аксиоматичем, хотя экономисты любят доказывать его в виде "теоремы о децентрализации"
ksonin From: ksonin Date: Март, 6, 2014 09:24 (UTC) (Ссылка)
Будет больше. Просто я много лет обсуждаю это с Майерсоном, Тима Милованов не раз выступал с семинарами у нас в Москве - поэтому мне первому в России попало.
mlev From: mlev Date: Март, 6, 2014 05:23 (UTC) (Ссылка)

Полностью с тобой согласен

Другое дело, что децентрализация тем эффективнее, чем эффективнее гражданское общество, но в нынешних условиях Украина его имеет все шансы выстроить
ksonin From: ksonin Date: Март, 6, 2014 09:21 (UTC) (Ссылка)

Re: Полностью с тобой согласен

Гражданское общество там как раз мощное - как раз на уровне регионов. Оно-то, в отличие от государства, может не иметь общенациональной структуры.
mlev From: mlev Date: Март, 6, 2014 11:23 (UTC) (Ссылка)

Re: Полностью с тобой согласен

Ну гражданское общество - это не то же самое, что наличие граждански активных групп населения.это еще и рекоторое понимание наличия общественных интересов, а равно и некоторго плюрализма, с чем там как ты пон маешь, не сейчас:)
Alexandr  Erohin From: Alexandr Erohin Date: Март, 6, 2014 09:26 (UTC) (Ссылка)
Если вы потеряли что то в кустах,а ищете под фонарным столбом потому что там светлее,вы можете искать до бесконечности(если время не поджимает),все равно не найдете.К чему это я?Децентрализация власти,как и бесконечное множество других предложений не решит экономических(и политических,как следствие)проблем,пока не будет исправлена ошибка в денежно-кредитном обращении.Ошибка заключается в том,что одни и те же деньги можно одалживать по многу раз.(кстати,такие понятия как денежная база,денежная масса,денежный мультипликатор-прямое следствие этой ошибки.Вы хвалитесь что разбираетесь в этих вещах,а они просто не нужны после исправления ошибки).Для признания этого факта необходимо какое то минимальное наличие ума и,возможно,научной смелости.Простой человек,конечно,не обязан этого понимать,но профессор экономики-не знаю...?

Edited at 2014-03-06 09:29 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Март, 6, 2014 10:48 (UTC) (Ссылка)
Это не троллинг? Вы уже не раз писали свои соображения про современную денежную систему, которые мне кажутся примерно столь же дикими как рассуждения про трех китов, на которых стоит Земля. Вы теперь собираетесь повторять свою мысль по любому поводу?
Alexandr  Erohin From: Alexandr Erohin Date: Март, 6, 2014 13:59 (UTC) (Ссылка)
Даже не знаю что на это ответить.Впрочем,больше Вам писать не буду,видно не по адресу.

Edited at 2014-03-07 14:40 (UTC)
Sveta960 From: Sveta960 Date: Март, 6, 2014 18:19 (UTC) (Ссылка)
Сильная единая Украина никому не нужна, чтобы там не говорили у нас и на западе. А федеральная и слабая - быстро распадется, т.к. нет элементарного умения договариваться во имя общих интересов и нет этих общих интересов.
ksonin From: ksonin Date: Март, 6, 2014 20:59 (UTC) (Ссылка)
Правильная федерализация усиливает страну, а не ослабляет.
Sveta960 From: Sveta960 Date: Март, 7, 2014 06:39 (UTC) (Ссылка)
Согласна, слово "правильная" здесь ключевое, только где ж ее найти-то?
16 мнений // Ваше мнение?