?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Перспективы жёстких санкций - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Перспективы жёстких санкций
В продолжение записи о санкциях. Насколько я понимаю, перспективы экономические санкций всерьёз не анализировались заранее. Во всяком случае, ни у одного из ведущих российских экономистов не то, что аналитической записки не попросили, но даже и «в целом» не консультировались.

Мне бы хотелось обратить, в связи с этим, внимание на следующий момент, который часто у нас недооценивается – и при принятии решений, и в общественной дискуссии. А именно – насколько большое значение в политике Америки и Европы играет общественное мнение. По сравнению с нашей страной, где в краткосрочной перспективе все решения принимаются узкой «элитой», в США, Англии, Германии и т.п., политики гораздо более чувствительны к мнению граждан.

Основная причина почему мы этого не понимаем – потому что судим, часто подсознательно «по себе». Даже самые «продвинутые» российские аналитики, как правило, недооценивают, насколько конкурентна политика в этих странах. Это доходит до смешного: у наших прожженных «инсайдеров» наступает видимый слом парадигмы каждый раз, когда очередной лидер, к которому привыкли, проигрывает выборы. То же самое относится к знаменитым американским сенаторам – вот только что был главным по внешней политике или даже третьим лицом в стране и вот, проиграл выборы в своём маленьком штате…

Почему важно учитывать общественное мнение, когда речь идёт о санкциях? Потому что санкции – это большие издержки для той стороны, которая к ним прибегает. Например, ограничения на покупку российского газа вызовут значительный рост цен на газ в Европе – граждане будут вынуждены платить больше за отопление и бензин, а у бизнеса снизятся прибыли из-за возросших издержек. Поэтому для, скажем, германского правительства основной вопрос – насколько готовы граждане, включая предпринимателей, терпеть издержки? (Кстати, конкретно в случае Германии против России, в пользу суровых санкций играет то, что там сейчас правительство – коалиционное и, значит, нет оппозиции, которая могла бы воспользоваться экономическими издержками от введения санкций для критики кабинета.)

А вот чтобы узнать ответ на это вопрос – насколько граждане готовы терпеть издержки ради достижения внешнеполитических целей? – надо смотреть на общественное мнение. Как правило, в обычной ситуации, граждане США, Англии, Франции, Германии издержек не хотят. Можно заметить, насколько скупы правительства этих стран когда речь идёт о каких-то тратах или издержках за рубежом. (ЕС – экономика в семь раз больше российской и, тем не менее, даже сейчас помощь, которую готовы выделить Украине – меньше того, что предлагал Януковичу Путин. Или США, выделяющие 1 млрд. долларов помощи – тысячную долю своего бюджета.)

К сожалению, ситуация в этот раз совершенно необычная. Общественное мнение, судя по всему, настроено гораздо сильнее против нашей страны, чем лидеры этих стран. Достаточно взглянуть на редакционные статьи в газетах – та же Financial Times издаётся ради прибыли и традиционно сдержана, но не сейчас. New York Times, самая влиятельная газета в мире, по большинству внешнеполитических вопросов занимает проистеблишментски-критическую позицию по отношению к позиции правительства. В этот раз – значительно радикальнее, чем официальная позиция администрации. Даже те СМИ, в которых главное – мнения, и которые мало соглашаются, мягко говоря по остальным поводам (Fox News и MSNBC в Америке – два полюса среди массовых каналов, не сильно различаются по вопросу Крыма. Репортажи, то есть то, на что редакционная политика не влияет, во всех средствах массовой информации крайне негативны… (Возможно, они просто не хотят вникать в наши тонкости – что войска без знаков отличия это не войска, что цензура – это не цензура, если есть какая-то бумажка, официально объясняющая необходимость закрыть сайт и т.п.) И дело не только в том, что СМИ влияют на общественное мнение – совокупный эффект по большинству вопросов, по котором они занимают разную позицию, должен быть примерно нулевым – а в том, что им нужно, чтобы их смотрели/слушали/читали и, значит, они всё время подстраиваются под общественное мнение. То есть то, что там пишется – показатель, а не причина.

Причины у столь негативной – на моей памяти, беспрецедентно негативной реакции – могут быть довольно глубокими. Например, большинство европейских стран пострадало от гитлеровской Германии – большая часть Европы находилась под жестокой оккупацией (и во Франции, и в Дании казнили заложников за одного убитого немца, не только в России). Сама мысль, что в Крыму повторяется история Австрии и Судет – я не говорю, что это хорошая аналогия - так и общественное мнение складывается не из мнений интеллектуалов, которые хорошо видят различие, сама мысль создаёт крайне негативный фон. То же самое в Америке – сотни тысяч американцев, погибших в боях за Европу могут казаться нам мелочью по сравнению с нашими потерями, но они-то погибли за освобождение других стран и поэтому отношение американцев к территориальной агрессии отрицательно. (Впрочем, историческое отношение к любой территориальной империи может играть роль. А вот, интересно, обертонов «холодной войны» почти не слышно.) Про Польшу, Чехию, Венгрию (относительно бедные страны, которые могут сильно пострадать из-за газовых санкций) и говорить нечего.

Коротко говоря, ещё недавно казалось, что полное или частичное газовое эмбарго невозможно из-за слишком высоких издержек для европейских стран, в том числе Восточной Европы. Однако сейчас, мне кажется, и такую возможность нужно серьёзно рассматривать.
158 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
djag_5319 From: djag_5319 Date: Март, 14, 2014 10:15 (UTC) (Ссылка)

Думать о том, что может враг, глупо

На то и расчет, это каждый шахматист знает.
Защищаться, так от чего?
Повопят, повопят и на тойже точке сядут.
(Удалённый комментарий)
democrazzzy From: democrazzzy Date: Март, 14, 2014 11:01 (UTC) (Ссылка)

Re: к вопросу о жестокой оккупации Дании

Да, а Швеция так вообще из попы выбралась. И на издержки "шведского социализма" можно посмотреть на Пискаревском кладбище.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: sasha_br Date: Март, 14, 2014 10:42 (UTC) (Ссылка)
Костя, а ты можешь объяснить, какие санкции ты называешь жесткими, а какие нет?


Edited at 2014-03-14 10:43 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Март, 14, 2014 11:04 (UTC) (Ссылка)
Газовое эмбарго непосредственно скажется на бюджете.
zomaho From: zomaho Date: Март, 14, 2014 10:50 (UTC) (Ссылка)
Ну, судя по опросам, и у нас большинство людей готовы смириться с санкциями в обмен на Крым.
naukarus From: naukarus Date: Март, 14, 2014 11:03 (UTC) (Ссылка)
потому что Крым он вот он в руках (по крайней мере так обещано по всем каналам СМИ, а кто не согласен тех отключают от розетки), а санкции они где-то впереди и опять же по всем каналам СМИ обещают, что санкции нам не страшны, да и вообще их побоятся вводить.
ppl From: ppl Date: Март, 14, 2014 11:02 (UTC) (Ссылка)
Вот американцы уже смотрят как им избавиться от зависимости от российских ракетных двигателей:

Hagel Says Ukraine Situation Will Lead to Review of Use of Russian Rocket Engines:

Until today, U.S. officials have downplayed the effects on U.S. space relationships of the geopolitical situation in Ukraine. Hagel's statement is the first public sign that it is causing second thoughts about U.S. reliance on Russian space hardware.

Edited at 2014-03-14 11:02 (UTC)
oder_k From: oder_k Date: Март, 14, 2014 11:24 (UTC) (Ссылка)
Да вот и к ISS на Союзах пока летают. Непонятно, как выкрутятся.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Март, 14, 2014 11:07 (UTC) (Ссылка)
Как-то надуманно, нет?
mlev From: mlev Date: Март, 14, 2014 11:18 (UTC) (Ссылка)

с научной точки зрения - причины интереснее

да и с человеческой тоже.
Конечно, оккупация Крыма, да еще в таком виде, - трагическая ошибка, но реакция Европы поразительна. Сам говоришь, наследие Второй Мировой, а Европа радостно бежит поддерживать наследников тех, кто был на стороне Германии. Кстати, и с Косово случилась та же фигня - каким бы отвратительным и недемократичным не был режим Милошевича, но в Косово-то к власти пришли достаточно радикальные исламские силы. А вот поди ж ты, вся Европа за них. Может быть все-таки дело в грамотном применении пиар-технологий?
buddha239 From: buddha239 Date: Март, 14, 2014 11:42 (UTC) (Ссылка)
+1.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
duuub1 From: duuub1 Date: Март, 14, 2014 11:18 (UTC) (Ссылка)
Не будут покупать наш газ - не смогут ни производить ничего в РФ, ни продавать)))

Edited at 2014-03-14 11:19 (UTC)
mother_irina From: mother_irina Date: Март, 14, 2014 11:19 (UTC) (Ссылка)

О грядущих санкциях можно судить и по этому

http://lenta.ru/news/2014/03/14/zubkovclever/

Зубков избавился от всех акций «Газпрома»

plagiarismo From: plagiarismo Date: Март, 14, 2014 13:20 (UTC) (Ссылка)

Re: О грядущих санкциях можно судить и по этому

"До продажи Зубкову принадлежало 0, 00098739 процента акций (233,7 тысячи обыкновенных акций). Сделка была совершена 11 февраля. В этот день одна акция стоила 147,6 рубля. Таким образом, председатель совета директоров получил 34,5 миллиона рублей."


НАСМЕШИЛИ =)
(Удалённый комментарий)
word2014 From: word2014 Date: Март, 14, 2014 14:10 (UTC) (Ссылка)

Re: Надо думать иначе, чем вы.

Достаточно только цены. Или ввести налог на российские ресурсы. Всем нормальную цену, а агрессорам пониженную.
xaxam From: xaxam Date: Март, 14, 2014 11:34 (UTC) (Ссылка)
New York Times, самая влиятельная газета в мире, по большинству внешнеполитических вопросов занимает проистеблишментски-критическую позицию по отношению к позиции правительства.

Это так теперь принято думать в России, или же эта фраза из серии "запретим букву ы"?
ksonin From: ksonin Date: Март, 14, 2014 11:55 (UTC) (Ссылка)
Это я так думаю, подписчик с 13-летним стажем :)
sputnic_3000 From: sputnic_3000 Date: Март, 14, 2014 12:01 (UTC) (Ссылка)
И на сколько всё это дело прогназируемо?
elotar From: elotar Date: Март, 14, 2014 12:06 (UTC) (Ссылка)
Мне кажется, или почти все комментаторы выше - боты?
From: cthutq12345 Date: Март, 14, 2014 12:16 (UTC) (Ссылка)
как минимум некоторые из них не боты, а тролли
grey_dolphin From: grey_dolphin Date: Март, 14, 2014 12:09 (UTC) (Ссылка)
у меня такое ощущение, что экономических последствий интервенции в Кремле (не только в связи с угрозой санкций) в принципе не просчитывали всерьез

В лучшем случае - полагались на людей типа Глазьева

В худшем - считают, что за экономику отвечают исполнители в лице Минфина-МЭР-ЦБ, а политические решения вообще от экономики не зависят
alekcnova From: alekcnova Date: Март, 14, 2014 12:19 (UTC) (Ссылка)
Я думаю, что в Кремле исходят из того что Запад слаб и на большой конфликт с Россией, хоть «холодный», хоть «горячий», не пойдёт. Это во-1. Во-2, в Кремле полагают, что страны ЕС зависимы от экспорта нефти и газа (особенно газа) из России и вводить санкции против поставок энергоресурсов не будут. Ну а если Запад ограничит поставки других наших товаров то мы это переживём.
(Удалённый комментарий)
Viktor Begun From: Viktor Begun Date: Март, 14, 2014 12:12 (UTC) (Ссылка)

Мне кажется, что это к счастью

Со всем согласен кроме "К сожалению". Мне кажется, что это к счастью, особенно, если угроза санкций поможет предотвратить войну России против Украины.
158 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]