?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Нет, не нам надевать эполеты - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Нет, не нам надевать эполеты
ВЕДОМОСТИ

Историческая реконструкция как примета времени

Много уже написано про то, что часть лидеров восточноукраинских сепаратистов — бывшие специалисты по военным играм — реконструкциям великих сражений прошлого. Казалось бы, какое это имеет значение — если человек берет в руки автомат и начинает убивать людей, он становится бандитом независимо от того, чем он занимался в прошлом. И все же есть в этом что-то символическое, своего рода примета времени.

Еще лет десять назад чувствительные комментаторы предупреждали, что взят курс «назад в СССР». Тогда от этого открещивались даже те, кто этот курс на деле осуществлял: воспоминания о последних годах СССР, все более безрадостных и трудных, были живы. В последнее время это все больше произносилось с гордостью.

Поначалу это все казалось безобидным, тем более что за каждым «шагом назад» прослеживался конкретный интерес. Отмена реальных выборов была нужна тем, кто сейчас находится у власти, введение школьной формы лоббировали прежде всего представители швейной отрасли, создание «единых учебников» — те, кто занял командные высоты в образовательной администрации. Потом все стало более опасным — возвращение к централизованному управлению экономикой угрожает все большей неэффективностью, приоритет военным и силовым расходам в тучное время — катастрофическим (пусть и не таким большим, как в 1990-1992 гг.) спадом, когда деньги в бюджете закончатся.

Даже в таком бесспорном вопросе, как отношение к изоляции, видится желание «реконструкции». В экономических санкциях не может быть ничего хорошего. (Представьте, что вам уменьшили зарплату на 5% в месяц. Смертельно? Нет, конечно. Что-то хорошее? Конечно, нет.) И все же складывается такое ощущение, что и в этом видится какая-то реконструктивная польза. Одна из основных причин, почему России не удалось, несмотря на возможности «догоняющего развития», серьезно сократить разрыв с развитыми странами в советское время, как раз в экономической изоляции, в которую СССР загнало его политическое руководство. А сейчас, вместо того чтобы добиться снятия санкций, делается все для того, чтобы они стали еще сильнее. И, как в советские времена, сами собой рождаются фантазии о том, как это может быть полезно для экономики. Ну да, Наполеон мог выиграть битву при Ватерлоо…

«Реконструкция» видна во всем: телевидение, уже ничего не умеющее производить, никаких новостей, кроме фальшивых, уже на советском уровне, госчиновники, считающие, что ложь в пользу «интересов страны» — это уже как бы и не ложь, вояки-публицисты, полезшие из всех щелей. (Это сейчас Горбачев помнится как «слабый» лидер. А вообще-то он жестко использовал войска, спецслужбы и МВД по всем поводам и по всей стране — под стенания тогдашних «реконструкторов» о нехватке сильной руки.)

Что реконструировано лучше всего? Чувство стыда за свою страну, безнадежности и бессилия.

Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"
37 мнений // Ваше мнение?
Comments
zomaho From: zomaho Date: Июль, 20, 2014 22:05 (UTC) (Ссылка)
Тут как с коррупцией: если взял автомат - то бандит, а если РСЗО - то герой.
lazoukov From: lazoukov Date: Июль, 20, 2014 22:17 (UTC) (Ссылка)
ППКС... :(
arish From: arish Date: Июль, 21, 2014 03:23 (UTC) (Ссылка)
Печальный лайк
ray_idaho From: ray_idaho Date: Июль, 21, 2014 06:32 (UTC) (Ссылка)
ВШЭ в своем репертуаре :)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 06:50 (UTC) (Ссылка)
У нас в университете есть самые разные люди: http://www.kp.ru/online/news/1795887/.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Июль, 21, 2014 07:34 (UTC) (Ссылка)
Тут поражает, что эта статья в Комсомолке ссылается на предыдущую статью в той же Комсомолке, где приводятся некие скриншоты с сайта flightaware с маршрутом Боинга.
Тут же идешь на сайт flightaware, смотришь маршрут и понимаешь, что автор статьи врёт. При этом, очевидно, понимая, что проверить приведенную им информацию можно за 2 минуты не вставая с кресла.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 07:44 (UTC) (Ссылка)
Я эту ссылку привёл для того, чтобы показать, что в университете есть люди, у которых публицистические точки зрения диаметрально противоположны.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Июль, 21, 2014 07:51 (UTC) (Ссылка)
Меня вообще радует, что в Вышке работает, например, Вадим Дамье!
ray_idaho From: ray_idaho Date: Июль, 21, 2014 07:38 (UTC) (Ссылка)
я эту проблему вообще не понимаю, есть инцидент - с ним должны разбираться специалисты, а потом уже разбираться с ответственными, тем более пишут самолет был застрахован на случай военных действий почти на 100 млн.$, что тоже странно
From: cthutq12345 Date: Июль, 21, 2014 09:35 (UTC) (Ссылка)
что странного в страховке? потери компании, особенно репутационные, огромны.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 09:46 (UTC) (Ссылка)
Да, 100 млн. выглядит совершенно недостаточными в данном случае. Они наверняка обанкротятся в результате.
From: cthutq12345 Date: Июль, 21, 2014 09:47 (UTC) (Ссылка)
два самолета за полгода — это black swan, конечно. без ребрендинга точно не обойтись теперь.
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Июль, 21, 2014 13:37 (UTC) (Ссылка)
Чтобы сложить 2 и 2 специалисты не обязательны. Вопрос стоит лишь о степени участия России.
mlev From: mlev Date: Июль, 21, 2014 06:45 (UTC) (Ссылка)

С Горбачевым ты ошибаешься

Он вводил войска, но не использовал их до конца. Поэтому он и слабый лидер
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 06:52 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

То, что войска "на месте" плохо слушаются приказов - стандартная практика, что в доисторические времена, что в ХХ веке (и ХХI веке). Янукович вон рискнул отдать жёсткие приказы...
mlev From: mlev Date: Июль, 21, 2014 07:45 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Янукович, как и Горбачев приказа " стрелять" не отдавали ( ну по крайней мере войскам). Видишь ли, всегда есть тонкая грань между позвенеть оружием и дать ему выстрелить. Ну и, конечно, есть вопрос: в какой момент войска будут готовы начать стрелять по внутреннему врагу. В мирное время - такие приказы со второй половины 20 века исполняются не всегда
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 08:02 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Они всегда исполнялись "не всегда". Вспомни, как Николаю I приходилось менять части 14 декабря, пока хотя бы некоторые не стали стрелять. Да и стрельцы стреляли с большим разбором...
mlev From: mlev Date: Июль, 21, 2014 08:52 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Да, очень сильно зависит от того, что " разлито в воздухе"
zhesh From: zhesh Date: Июль, 21, 2014 10:31 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Обьясните, пожалуйста, к чему вообще спор - как предложение о Горбачеве относится ко всей остальной колонке?

(хорошей, как обычно)
mlev From: mlev Date: Июль, 21, 2014 10:41 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Просто спор о деталях
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 11:04 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Попробуй вместить что-то в 3000 знаков с пробелами. (В предыдущем предложении слетела пара слов и это заметили, но не поправили :))

Горбачёв относится так. Сейчас принято (в среде кургинянов-соколовых и их читателей во и вне власти) считать Горбачёва слабым, упустившим страну лидером. А это типичная аберрация - по результату (развал страны) делают выводы о действиях. Он, на самом деле, был жёстким - и у кого хорошая память (или желание проверять факты) это помнит. Только жёсткость не всегда помогает и те люди, которые тогда от него требовали жёсткость (алкснис и т.п.) - это как раз они внесли большой вклад в развал страны. Так и сейчас ("реконструкция") всей этой публике кажется, что "твёрдая рука" - это укрепление страны. А на самом деле они её разваливают и, что-то я стал думать, скоро развалят.
mlev From: mlev Date: Июль, 21, 2014 18:11 (UTC) (Ссылка)

Re: С Горбачевым ты ошибаешься

Мне с ним даже встречаться довелось - не был он жестким. Он был таки скользким, нерешетиельным, осторожным - на самом деле классический типаж: машину дать не могу, полмашины. Просто он очень сильно хотел хорошего и очень сильно хотел, чтобы его любили
firerock From: firerock Date: Июль, 21, 2014 07:07 (UTC) (Ссылка)
>создание «единых учебников» — те, кто занял командные высоты в образовательной администрации

...не забыв одной рукой прикупить пару издательств, выпускающих эти самые единые учебники, а другой рукой — пролоббировать новый единый перечень рекомендованных учебников, отрезав от кормушки все остальные издательства.

Edited at 2014-07-21 07:12 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 07:15 (UTC) (Ссылка)
Так это и есть "командные высоты". У такой дури как "единый учебник" не было бы шанса куда-то пролезть, если бы за ней не стоял какой-то конкретный (и немалый) интерес.
deminded From: deminded Date: Июль, 21, 2014 10:46 (UTC) (Ссылка)
Вспоминая рассказы Фейнмана про рецензирование учебников...
From: suminfinity Date: Июль, 22, 2014 16:37 (UTC) (Ссылка)

создание «единых учебников»

Живу в штатах вот у нас единых учебников нет. Дети ходят в одну из лучших гос школ в штате а штат самый сильный по результатам тестов. По каким учебникам учиться решает крашеная тетя в мэрии с интелектом на уровне нашего пту. В результате в учебнике математики нет математики, он весит 4 кг полон картинок и букв но математики в нем нет. до 8 го класса боялись ввести любое математическое определение будь то коэффициент или просто написать слово функция. Все (!) наши знакомые и русские и американцы водят детей после школы заниматься математикой дополнительно в организацию под названием Russian School of Mathematics. Где есть единий учебник составленный ими самими. Business в Russian School of Math процветает - из маленького кружка это business с филиалами по всем штатам. Я за них рада конечно, нашли нишу. Дети из классиков не читали в школе НИЧЕГО, потому что у нас полит корректносtь а у Mark Twain о ужас есть слово nigger, a Shakespeare это boring. Учительница истории в этом году решила применить новую систему v 7 классе- дети дома слушают лекцции из интернета а на знятиях она их только тестирует. У чительницы появилась масса свободного времени. Ни один студент моего мужа - профессора Гарварда не вышел из гос школ - это либо дети из частных школ или из тex штатов где есть ситема магнет школ - когда лучших 100 детей собирают в магнет школе И учат. Цель американских школ - сформировать нацию. каждое утро в школе начинается с повторения хором The Pledge of Allegiance всеми учениками с киндергартен по 12th grade И так в большинстве штатов, учителя чьи ученики не дают клятву каждое утро платят штраф. Но это я отвлеклась. отсутствие единых учебников приводит к тому что как и чему учить решают люди достаточно случайные. К ним приходят textbook publishers И кто заморочит голову (не самую умную кстати голову) лучше, по таким учебникам И будут учить ваших детей. Я сравнивала ваши учебники с теми по которым учатся наши дети здесь, после этого сравнения мы перевели детей в частную школу потому что здесь из них делают серую плохо обученную массу.
From: cthutq12345 Date: Июль, 23, 2014 01:01 (UTC) (Ссылка)
вы, возможно, путаете. под единым учебником в современной России имеется в виду не просто утвержденный для всей страны по контрасту с произволом "крашеных тетей" на местах (так и раньше было), а именно единственно верный.
cass1an From: cass1an Date: Июль, 24, 2014 11:16 (UTC) (Ссылка)

Re: создание «единых учебников»

А теперь представьте то же самое, только в стране, где ОЧЕНЬ сложно открыть частную школу и в магнетах обязаны будут учить по тем же самым учебникам. Ситуация в Америке продолжает быть плохой именно потому что те, кто очень недовольны, имеют возможность выкрутиться, и не протестуют так уж яростно.
oder_k From: oder_k Date: Июль, 21, 2014 07:23 (UTC) (Ссылка)
"Что реконструировано лучше всего? Чувство стыда за свою страну, безнадежности и бессилия."

Вот это совершенно неочевидно. Иначе мы бы заметили массовые проявления этих чувств. А проявляются как раз обратные.
akim_trefilov From: akim_trefilov Date: Июль, 21, 2014 07:26 (UTC) (Ссылка)
тех, кто это испытывает, убедили, что они - меньшинство, принадлежность к которому лучше не афишировать.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 21, 2014 07:32 (UTC) (Ссылка)
В массе тех людей, которые чего-нибудь стоят - которые двигают российские бизнес, науку, образование, искусство - эти чувства видны невооруженным глазом. Даже в "массе" правительства - и то видно.
oder_k From: oder_k Date: Июль, 21, 2014 07:57 (UTC) (Ссылка)
По делам, по делам надо оценивать, а не по выражениям физиономий. Эта "масса" в правительстве для того, чтобы что-то делать (see "executive branch"), а не только позировать с кислыми рожами. Пока что от них слышны только утверждения о том, что санкции не будут иметь драматических последствий для нашей экономики или что они понимают тех руководителей государства, которые наращивают расходы на оборону в условиях "...разрушения международных институтов, на которые мы привыкли опираться..." "Нам не нужна была бы такого рода сила, такого рода инвестиции, если бы нас воспринимали бы как своих. Проблема в том, что нас не воспринимают, как своих". Последнее - прямые цитаты. По-моему, если здесь невооруженным глазом и видны какие-то чувства, то совсем не те, о которых Вы пишете.
akim_trefilov From: akim_trefilov Date: Июль, 21, 2014 07:25 (UTC) (Ссылка)
Тема напрашивалась.

Хотя я б подобавлял про реконструкцию как русскую идею последних десятилетий. Контуры различаются, но тренд общий. СССР, Великая Россия, Святая Русь, славянское "езычество".
Напяливаешь лампасы - и из люмпена превращаешься в казака, надеваешь пилотку с плащ-палаткой - и ты уже не селигерыш, ты фашизм победил в 45-м, накинул софринскую рясу - и ты уже архиерей не хуже древнерусских святых, РПЦ - Реконструкторская православная церковь, и т.д. Просто нужно переодеться, сменить как-нибудь имена и названия - и жизнь сразу изменится, и ты в ней обретешь достойное место.

Edited at 2014-07-21 07:30 (UTC)
localghost From: localghost Date: Июль, 21, 2014 07:34 (UTC) (Ссылка)
госчиновники, считающие, что ложь в пользу «интересов страны» — это уже как бы и не ложь
Так население тоже в основном примерно так и считает, был же опрос недавно.
(Удалённый комментарий)
Timur Kurbanov From: Timur Kurbanov Date: Июль, 21, 2014 20:17 (UTC) (Ссылка)
мощная статья, интересно, насколько велико влияние таких статей на власть и настроения в обществе?
golos_dobra From: golos_dobra Date: Июль, 22, 2014 16:16 (UTC) (Ссылка)
Вы конечно победили, правильно что торжествуете.

Когда Прохоров въедет в Кремль? К зиме этой или к следующей?
37 мнений // Ваше мнение?