?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Полагаюсь на слово, на вечное слово и, кроме него, ничего... - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Полагаюсь на слово, на вечное слово и, кроме него, ничего...
ВЕДОМОСТИ

Незаметная катастрофа

Во второй половине ХХ в. Аргентина пережила экономическую катастрофу, однако граждане этого не заметили. Здесь оба события важны — во-первых, была самая настоящая катастрофа. Во-вторых, она прошла практически незамеченной.

В чем состояла катастрофа? В 1950 г. ВВП на душу населения Аргентины, важнейший показатель экономического развития и уровня жизни, составлял ровно 100% от среднего по 12 ведущим европейским державам (74% от показателя Швеции, одного из тогдашних лидеров, и 154% — от Италии, одного из тогдашних аутсайдеров) и 54% от ВВП на душу в США. Страна развитого мира. К 2000 г. ситуация принципиально изменилась. Тот же показатель у Аргентины составляет 40% от шведского, 44% — от итальянского, 41% — от «группы 12» и 29% — от американского. Другой мир, развивающаяся страна.

Почему «осталось незамеченной»? Потому что все это время люди жили, работали, интересовались политикой. Какие-то были сильные лидеры, кто-то боролся с американским и британским империализмом, кто-то боролся с теми, кто боролся с американским империализмом. Была создана великая литература, прославившая страну в мире не хуже, чем литература ХIХ в. прославила когда-то Россию. Сборная по футболу дважды выиграла чемпионат мира. Один Марадона чего стоил! Были, конечно, тяжелые времена — шесть лет «твердой руки», когда правили генералы, поставившие своей задачей навести порядок не только во власти и экономике, но и в духовной сфере. (Кончилось все бессмысленным вторжением на соседнюю, никому не нужную территорию.) Были волнения, недовольства, но в целом жизнь шла, страна не распадалась, как Австро-Венгрия, Британская империя или СССР. Не было никакой одной «точки катастрофы».

Этот аргентинский пример показывает, как сложно объяснить — и руководству России, и гражданам, — в чем опасность нынешнего экономического курса. С одной стороны, этот курс совершенно катастрофический. С другой — эта катастрофа, выглядящая сейчас совершенно неизбежной, не будет похожа на катастрофу 1990-1991 гг., приведшую к катастрофическим политическим последствиям. Это катастрофа «аргентинского типа» — долгие годы медленного развития (у Аргентины в эти 50 лет были и рывки, и спады), которые потом, когда через несколько десятилетий оглянемся назад, окажутся потерянными.

Санкции, наложенные извне, и санкции, наложенные на самих себя, — это совершенно недопустимо. Они делают устойчивый рост — нельзя забывать, что нам нужно расти минимум на 2-3 процентных пункта быстрее Европы, чтобы ее догонять, — практически невозможным. С точки зрения экономического развития это не менее недопустимо, чем какие-то территориальные и тем более геополитические потери. То же самое относится к другим элементам экономической политики — уже сейчас расходы «на войну» (и в узком смысле — инвестиции в развитие вооружений, и в широком — от уроков НВП до мобилизационных планов для промышленных предприятий) несовместимы с устойчивым экономическим ростом.

Однако, похоже, ни населению, ни руководству экономические проблемы не кажутся страшными. Приоритет отдается «геополитике» — предмету, никак не связанному с проблемами нашей страны в 2014 г. Что же делать экономистам, чтобы привлечь внимание? Хотелось бы выдумать такие же фантастические страшилки, которыми пугают друг друга и ни в чем не повинных телезрителей инвалиды и ветераны холодной войны, — «НАТО у ворот», «жидобандеровцы», «распятый младенец», «киевская хунта», «пятая колонна»… только экономические. Курс будет 100 руб. за доллар! Россия превратится в Северную Корею — будем питаться травой! За долги придется всю нефть отдать Китаю! Дети пойдут в рабство к лифляндским баронам!

Может быть, подействует?


Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"


Дополнительные материалы:

Таблицы ВВП на душу населения, составленные Ангусом Мэддисоном (там есть и оригинальный файл, и обновленный - на 2010 год; доллары 1990 года)

Don't cry for me, Argentina (в исполнении Мадонны)

Гол Марадоны в ворота сборной Англии

Ещё более важный эпизод в футбольной истории Аргентины - Ренсенбринк, штанга
177 мнений // Ваше мнение?
Comments
vovap From: vovap Date: Сентябрь, 14, 2014 21:50 (UTC) (Ссылка)
Жидобандеровци это хрошо :) Все-таки публицистичности Вам раньше не хватало :)
lichinochka From: lichinochka Date: Сентябрь, 14, 2014 21:50 (UTC) (Ссылка)
Бессмысленное вторжение в итоге серьезно переписало картину мира, оставив у власти известно кого.

А про страшилки - пока контроль над федеральными каналами в руках у путиноидов, то и никакие страшилки не подействуют.

А вообще могут и обвалить все к чертям в какой-то момент.

Edited at 2014-09-14 21:54 (UTC)
yurvor From: yurvor Date: Сентябрь, 14, 2014 23:41 (UTC) (Ссылка)
У меня вопрос - почему считается, что экономика обязательно должна расти? Куда мы торопимся?

Вот граждане Аргентины не заметили того, что их экономика росла не так быстро, как остальной мир. Ну и что? Не заметили, и ладно. Значит, это и не катастрофа вовсе, а весь остальной мир пусть считает что угодно.

Вот лично меня мой текущий уровень потребления устраивает. Мне большего не нужно. Поэтому меня вполне устроит, если экономика будет удерживаться с производной плюс-минус ноль (вернее, в соответствии с демографическим ростом, чтобы каждому хватало). Кому неймется-то?
orehovyj_les From: orehovyj_les Date: Сентябрь, 15, 2014 00:40 (UTC) (Ссылка)
Это как велосипед. маленькая скорость роста приводит к падению, Большая, к отрыванию колес. При любом раскладе вас не устоит падение.
Что касается Аргентины- она в конце списка стран теперь. И у нее самое большое падение курса национальной валюты к доллару.
Короче Аргентина катится к майдану, Где уже Венесуэла.


prim9 From: prim9 Date: Сентябрь, 15, 2014 03:16 (UTC) (Ссылка)
Очень хороший вопрос, а еще более важно, что вы его задаете. Если цель не экономика, то что? Или вообще нет целей? А вы хотели бы сейчас жить так, как жили люди 50 лет назад? А что скажут ваши дети через 50 лет?
А как вы видите Россию через 50 лет?

Edited at 2014-09-15 03:17 (UTC)
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 15, 2014 07:34 (UTC) (Ссылка)
Это вы просто не видели жизнь тех, кто работает по 4 часа в день с тремя выходными и отпуском по два-три месяца в году, со средней производительностью труда, в разы большей вашей. Разница примерно такая, как между рабочим, работавшим по 16 часов на заводе без выходных и отпусков, и вашей нынешней работой. Тех рабочих тоже "всё устраивало", коли они из деревни на заводы ехали.
И совершенно непонятно, ради чего предлагаются такие жертвы? Мы будем продолжать работать с низким КПД, тратя много сил и производя мало — ради чего?
dvor From: dvor Date: Сентябрь, 15, 2014 02:44 (UTC) (Ссылка)
Костя, спасибо большое. Я давно жду хорошей исторической аналогии от компетентного в экономике человека.
gegorov From: gegorov Date: Сентябрь, 15, 2014 03:37 (UTC) (Ссылка)
- Пиво будет только Жигулевское.
- Запчасти к "Москвичу" будут по талонам.
- Картошку на шести сотках сажать запретят.

Впрочем, если другая сторона пообещает дважды выиграть чемпионат мира, то и это не сработает.

А гол Марадоны ты имел в виду, наверное, другой: http://www.youtube.com/watch?v=-ccNkksrfls
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 15, 2014 04:31 (UTC) (Ссылка)
Лучше было бы найти кадр, как Ренсенбринк попадает в штангу на последней минуте основного времени в 1978-ом...
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 15, 2014 04:13 (UTC) (Ссылка)
Не подействует.
Экономистам только эмигрировать сейчас, и ловить момент смерти Путина потом.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 15, 2014 04:18 (UTC) (Ссылка)
Да не будет никакого "потом". Те, кто эмигрирует (даже с мыслью "ловить момент смерти Путина"), уже не возвращаются. То есть один из ста возвращается, но общее правило, конечно, что через пару лет желание вернуться - даже после смерти Путина - пропадает.
gena_t From: gena_t Date: Сентябрь, 15, 2014 04:16 (UTC) (Ссылка)
Я не понял. В этой таблице написано, что в 2010 в России душевой ВВП был 8660, а в Армении 10215. Ничего себе, я и не знал, что в Армении все настолько лучше чем в России.
slavikmad From: slavikmad Date: Сентябрь, 15, 2014 04:34 (UTC) (Ссылка)
По-моему, про Аргентину Вы уже до украинских событий говорили. И что, нас всё ещё ждёт "незаметная катастрофа"? Или уже вполне себе заметная?
grey_dolphin From: grey_dolphin Date: Сентябрь, 15, 2014 05:05 (UTC) (Ссылка)
Да, я тоже сравнивал Россию с Аргентиной, поминая танго, Борхеса, Кортасара и Марадону http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/Pepm_258_Gelman_June%202013_0.pdf

Если серьезно то оба случая - примеры, обратные "преимуществу отсталости" (по Гершенкрону): успешное развитие в прошлом препятствует тому, чтобы внешние шоки оказались слишком сильными, стимулируя выход из тупика
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 15, 2014 05:45 (UTC) (Ссылка)
Да, хорошее сравнение. Я начинаю слайдом со Швецией и Аргентиной лекции по политэкономике уже лет 10, но, может, Борхес-Марадона-Кортасар отложились у меня из твоей статьи.

Это теперь называется "reversal of fortune", со знаменитой работы Асемоглу-Джонсона-Робинсона, но к новейшей истории я применения этой логики не видел.
ray_idaho From: ray_idaho Date: Сентябрь, 15, 2014 06:05 (UTC) (Ссылка)
Проблема Аргентины в энергопотреблении
- примерно до 1970 года был рост добычи нефти, но быстрая фаза роста кончилась несколько раньше
- в 1950-60 огромные потоки арабской нефти и относительно тогда дешевой были направлены в США, ЕС, Японию, чуть позже в Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг
- позже из-за нефтяных кризисов США и ЕС полностью начали контролировать перераспределение арабской нефти, в основном в свою пользу и частично в Японию, остальным оставалось недостаточно

в итоге многие капиталистические экономики, не только Аргентина, без нефти стали снижать свою эффективность, можно сравнить например график энергопотребления и электропотребления в Испании и Аргентине, Испания резко ушла вверх после 1960 года

а Европа и Япония - были важны с точки зрения борьбы против СССР

Edited at 2014-09-15 06:05 (UTC)
mlev From: mlev Date: Сентябрь, 15, 2014 08:39 (UTC) (Ссылка)

Старое доброе: чем хуже, тем лучше

В- общем и целом, ты совершенно прав, если бы не одно маленькое но. Восстановление связей с Западом - все равно уже невозможно. Прошлая неделя это показала. Соответственно задачей страны является нахождение какого- то типа более/ менее комфортного для населения варианта при том, с точки зрения взаимотношений с мировой экономикой сейчас возможны только два варианта: автаркия или сырьевой придаток для Китая. Но поскольку других вариантов все равно нет и быть не может - то лучше никого не пугать, от этого всем только хуже
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 15, 2014 13:55 (UTC) (Ссылка)

Re: Старое доброе: чем хуже, тем лучше

Вполне возможно - после военного поражения запада :)
From: lexa_ro Date: Сентябрь, 15, 2014 17:35 (UTC) (Ссылка)

Ничего себе "граждане не заметили"

Думал все про это знают. Свидетельства очевидца: http://www.lameroid.ru/2012/03/economic-crisis-in-argentina-part-one.html
Очень полезно к прочтению.
george_matsuga From: george_matsuga Date: Сентябрь, 15, 2014 17:56 (UTC) (Ссылка)

Трагедия Венесуэлы

Не так давно я, с удивлением, обнаружил другую незаметную катастрофу. Пожалуй, даже, ещё более драматичную, чем Аргентинская. Венесуэла. 1961 г.: реальный ВВП на человека в 3,19 раз больше, чем реальный валовой мировой продукт на человека. Это, даже, больше, чем в Великобритании того времени. 2012 г.: реальный ВВП на человека 111% от реального валового мирового продукта на человека (для периода до 1980 я опирался на данные Мэдисона, а после 1980 - на данные Всемирного банка). Особенно быстро начал снижаться реальный ВВП на человека с 1977 года. Это произошло в годы первого президентства Карлоса Андреса Переса (1974 - 1979). В годы, когда цены на нефть подскочили "до небес" (Саудовская Венесуэла - так называли Венесуэлу того времени) и, казалось бы, Венесуэла должна была от этого выиграть... Что сделал этот легендарный политик, который в преддверии выборов обошёл пешком почти все города и сёла Венесуэлы? Что именно в его политике стало причиной начала катастрофы? Национализация нефтяной и железной промышленности? Повышение расходов правительства?Высокая премия чёрного рынка? Небывалая коррупция? Бюрократическая нагрузка на бизнес? Всего этого было более, чем достаточно в годы правления Переса. Так и происходят незаметные катастрофы.
From: abtop_abtop Date: Сентябрь, 16, 2014 19:59 (UTC) (Ссылка)

«жидобандеровцы»

Тема жидобандеризма требует дальнейшего развития, поскольку это, как известно, основная нерешенная проблема экономики: обрезать жалко, надкусить больно
From: aserg81 Date: Сентябрь, 29, 2014 14:55 (UTC) (Ссылка)
Незаметная - это падение ВВП в три раза за три года с бунтами?
И можно поподробнее, какой экономический курс осуществлялся в период, когда это падение произошло?
И кто осуществлял?
А что было потом? И с ростом и с тем, кто отвечал за экономику в 1999-2000?
Ну и сравнивать рост экономики страны воевавшей во второй мировой со страной невоевавшей - это как?
А второе сравнение - это на пике кризиса. Это тоже как?
mbinder From: mbinder Date: Сентябрь, 30, 2014 12:24 (UTC) (Ссылка)
Доминго Кавалло
From: dr_stockmann Date: Декабрь, 23, 2014 05:12 (UTC) (Ссылка)
"Курс будет 100 руб. за доллар!" - не дотянули слегка:)
Как-то с остальными страшилками сбудется...
seadevil001 From: seadevil001 Date: Февраль, 17, 2016 16:32 (UTC) (Ссылка)
177 мнений // Ваше мнение?