?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Воровство и некомпетенность - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Воровство и некомпетенность
Максим Миронов, профессор IE Business School в Мадриде в сегодняшних "Ведомостях" - о том, как РЖД завышает тарифы на электрички. Конечно, это правильные соображения, но вот на что я хотел обратить внимание. Колумнист "Ведомостей", пусть и профессор одной из ведущих европейских бизнес-школ, в газетной колонке проводит более глубокий экономический анализ, чем РЖД провело за последние десять лет. При том, что проблемы, стоящие перед РЖД, в сущности, совершенно стандартные - в большинстве развитых стран эти проблемы обсуждаются уже лет сорок и решаются уже лет двадцать. При том, что то же самое РЖД производит горы макулатуры на какие-то общественно-политические темы, финансирует самые разные круглые столы по "геополитике" и чему-то там ещё, но ничего - про экономику своей собственной монополии. (Отчасти неудивительно - у них там внутри экономистов нет; насколько я понимаю, все новые продукты и улучшения, которые они "разрабатывают" - это аутсорсинг крупным консалтинговым компаниям.)

Мысль вот какая. Давно опубликованы убедительные материалы чудовищное воровство в РЖД, но у многих в голове сидит модель "компетентного вора", такого, не знаю, Мазарини-Меньшикова-Литтлфингера, который, набивая себе карман, двигает вперёд прогресс. Но вот чем больше я смотрю на наш конкретный эпизод в истории, тем яснее становится - что чудовищная коррупция почти всегда (или вообще всегда?) означает ровно обратное - чудовищную же некомпетентность.
83 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
korneev14 From: korneev14 Date: Март, 11, 2015 08:30 (UTC) (Ссылка)
мне товарищ рассказывал как там работают - это чтото с чем то - сидят в соседних кабинетах люди по 20 лет - не знают кто чем занимается, ни имен ни фамилий... офигенное поле для коррпуции и воровства
deminded From: deminded Date: Март, 11, 2015 08:39 (UTC) (Ссылка)
Сначала приходят эффективные менеджеры и начинают резать МПС на куски, отделяя "рентабельное" от "нерентабельного", а потом внезапно читаем такие "откровения" от экономистов...
ksonin From: ksonin Date: Март, 11, 2015 08:45 (UTC) (Ссылка)
Ерунда. Никто не говорит, что электрички должны быть "безубыточными". Но и "убыточные" общественные блага (как электрички) могут управляться компетентно и без воровства. Примеров по всему миру полно - от DB до убыточного Амтрака.
max_andriyahov From: max_andriyahov Date: Март, 11, 2015 08:42 (UTC) (Ссылка)
кто такой Литтлфингер??
ammosov From: ammosov Date: Март, 11, 2015 08:42 (UTC) (Ссылка)
Что-то я там не вижу доказательства. Вижу только ссылку на какой-то слив Навального.
From: nav_gato Date: Март, 11, 2015 09:10 (UTC) (Ссылка)

Это и есть доказательство.
zomaho From: zomaho Date: Март, 11, 2015 08:53 (UTC) (Ссылка)
Оно просто связано с политикой. Компетентный, с вашей точки зрения, экономист - это нынче всегда либерализация, конкуренция, свободный рынок и в итоге колония штатов, что никого уже не устраивает. Поэтому речь лишь о том, что коррупционер должен быть хоть немного компетентен, чтобы отрасль хоть по чуть-чуть, маленькими шагами двигалась вперед, а не разваливалась. Есть на эту тему известный диалог кого-то из древних греков (запамятовал, чей именно), о том, что предпочитать лучшего врача для собственного лечения можно лишь при полном к нему доверии, а если доверия нет, то лучше пусть врач будет так себе - по крайней мере, если решит отравить, то не сразу помрешь, успеешь заметить что-то не то.
Впрочем, РЖД, на мой вкус, не вполне сейчас даже с такой ролью справляется, балансируя где-то на грани.
alekcnova From: alekcnova Date: Март, 11, 2015 12:32 (UTC) (Ссылка)
Самое интересное, что хоть компетентный с точки зрения Сонина экономист, хоть компетентный патриот-коррупционер, а в итоге одно и тоже. Бесплатное и субсидируемое постепенно вымывается и заменяется платным.
yozhig From: yozhig Date: Март, 11, 2015 09:09 (UTC) (Ссылка)
Господи, неужели Максим со времен эпохального "исследования" ЦБшной базы данных стал уже настолько наивен, что считает, что при разработке методики и установлении тарифов про эти вещи никто из МБАев в РЖД (и нанятых консультантов) не думал? Впрочем, фраза "..ничего не платит за аренду инфраструктуры. Железная дорога уже построена, поддержание ее в работоспособном состоянии нужно для грузовых перевозок, а если по ней будут ходить еще и электрички, от нее не убудет." уже пугает похуже каких-либо Якуниных - это где-то на уровне сталинских строек полярных магистралей. Или он просто хочет пообсуждать новальни?
ammosov From: ammosov Date: Март, 11, 2015 09:12 (UTC) (Ссылка)
Там целый офис Маккинзи впахивает, если я не путаю. На это надо смотреть иначе: есть люди, которым выгодно сократить электрички, и есть люди, которым выгодно поддерживать электрички. Любой мыслитель играет либо за первых, либо за вторых. Кто победил, тот и прав. Все.
gm_svin From: gm_svin Date: Март, 11, 2015 09:15 (UTC) (Ссылка)
Это вообще вопрос больше не к РЖД, а к ФСТ, которая регулирует тарифы на ВСЕ железнодорожные перевозки.
alekcnova From: alekcnova Date: Март, 11, 2015 12:42 (UTC) (Ссылка)
Вы ошибаетесь, ФСТ регулирует плату за пользование железнодорожной инфраструктурой (путевого хозяйства), а также тарифы «РЖД», «Федеральной пассажирской компании», «Пассажирской компании «Сахалин» и «АК «Железные дороги Якутии». Тарифы на пригородные сообщения, в т.ч. железнодорожные, устанавливают региональные власти.
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Март, 11, 2015 09:39 (UTC) (Ссылка)
Всецело поддерживая максимальную прозрачность, конкуренцию и самоокупаемость, усомнюсь, что реально переложить большую часть постоянных затрат ржд на грузовые перевозки, тарифицируя пассижирские только по переменным затратам. Да и правильно ли это с точки зрения создания правильных стимулов для потребителей. Имхо скорее это должно быть исключением для наиболее бедных регионов с низкой плотностью населения.
Учитывая масштаб ржд цифра в 30-40% "откатов-накатов" выглядит все-таки завышенной, чисто субьектино полагаю, что она раза в 2 меньше.
Наверное выражу тривиальную мысль, масштаб нашей коррупции обусловлен избытком халявных ресурсов (создание которых не обусловлено эффективностью системы, у нас это природная рента) для поддержания системы в неизменном состоянии и актуальностью внешней угрозы (до последнего времени ее фактически не было). Исчезнут ресурсы или появится реальная внешняя угроза - резко повысится и эффективность режима наряду со снижением масштабов коррупции.
superambo From: superambo Date: Март, 11, 2015 10:05 (UTC) (Ссылка)
достаточно спорная статья..
хотя воровать надо меньше - шубохранилища сами за себя говорят..
pappadeux From: pappadeux Date: Март, 11, 2015 20:19 (UTC) (Ссылка)

<с тяжелым вздохом>

> шубохранилища сами за себя говорят..

опять наваленное?
grey_dolphin From: grey_dolphin Date: Март, 11, 2015 11:56 (UTC) (Ссылка)
Поскольку целевая функция управления РЖД - максимизация ренты, то экономисты руководству компании и не нужны. По части извлечения ренты руководство вполне себе компетентное. А геополитика и проч. - это престижное потребление http://slon.ru/russia/vladimir_yakunin_kak_globalnyy_myslitel-990463.xhtml
alekcnova From: alekcnova Date: Март, 11, 2015 12:19 (UTC) (Ссылка)
Весьма грубая ошибка Миронова.
Получается, бóльшую часть издержек, которые РЖД включает в расчет «экономически обоснованного» тарифа, она несет вне зависимости от того, ходят электрички или нет
В том то и дело, что на обслуживание пригородных поездов завязано немало людей и часть ж/д инфраструктуры. Так что если прекратить пригородное железнодорожное сообщение, то можно будет избавиться от электричек, тем самым не придётся ломать голову над тем где брать деньги на подвижной состав. А ещё можно будет прикрыть остановочные пункты и поувольнять сотрудников, с тем чтобы больше не тратиться на их зарплату.

Да, ещё одно замечание. Не будет электричек, повысится пропускная способность железных дорог, что выгодно РЖД.

Миронов ссылается на структуру затрат пассажирской компании Вологодской области. которую недавно обнародовал Навальный. Не знаю, на сайте Навального я нашёл только ссылку на мнение вологодского губернатора Кувшинникова, что РЖД предъявляет необоснованные затраты на пригородные перевозки. Кстати, советую почитать статью Телегиной http://slon.ru/biz/1200705/, она подошла к делу более серьёзно чем Миронов. Насколько я знаю плату за пользование инфраструктурой (рельсами, сетями и так далее) с пригородных компаний, т.е. как раз то что Миронов предлагает для них отменить, ранее взималась в размере всего лишь 1% фактической стоимости. Потом решили субсидировать из федбюджета 75%, сейчас правда вернулись к прежней цифре. Так что большая часть расходов пригородных компаний это расходы на подвижной состав (обслуживание, ремонт, обновление), остановочные пункты (обслуживание, ремонт, освещение, зарплата кассиров), зарплата сотрудников (машинистов и их помощников, кассиров-контролёров и сопровождающих их охранников), ну и прочее, в частности, налоги. Проще говоря, то что Миронов предлагает уже частично сделано и давно.

Дальше, Миронов несколько преувеличивает важность ж/д транспорта и преуменьшает значение автотранспорта. Может в России и нет автобанов как на Западе, но при этом автодорожная сеть развита несравнимо больше чем железнодорожная. Что, кстати, и стало одной из причин переориентации грузоотправителей на автотранспорт. Кстати, я сам регулярно пользуюсь электричками, могу сказать, что за последние 7 лет народу стало ездить намного меньше. РЖД пусть медленно но верно проигрывает конкурентную борьбу за пассажиров пригородного сообщения. Может в регионах типа Вологды это не так, спорить не буду, но в моём родном Новокуйбышевске, да и в соседнем Чапаевске, это так.

Если так дальше пойдёт, то электрички придётся сокращать просто из-за отсутствия пассажиров. Одна из причин этого то что пригородное сообщение очень слабо связано с городским общественным транспортом. Неудивительно, раньше главная цель электричек была доставлять рабочих на заводы. Сейчас часть заводов просто закрылась, часть значительно сократила персонал. В итоге людям оказывается проще и удобнее пользоваться автобусами, троллейбусами и маршрутками. Например, мне до ближайшей остановки пригородной маршрутки в Самару надо всего лишь улицу перейти, а до электрички 40 минут топать. Это тоже необходимо учесть решая проблемы пригородного сообщения.
mmironov From: mmironov Date: Март, 11, 2015 12:36 (UTC) (Ссылка)

Перекрестное субсидирование

Костя привет!
Боря Грозовский мне написал, что много вопросов возникает по поводу перекрестного субсидирования. Типа что будет с тарифом на грузовые перевозки. У нас с ним вчера была довольно долгая дискуссия по этому поводу. Этот вопрос также возник еще у нескольких людей, которые написали мне напрямую, и мнение которых я уважаю. Поэтому я показал на примере, что вполне возможно «перекрестное субсидирование» - это еще одна разводка РЖД, хотя и не такая очевидная. Боря опубликовал ссылку на мой пост ЖЖ в своем фэйсбуке, чтобы ответить на вопросы читателей Ведомостей, а я соответственно публикую в твоем, чтобы ответить на вопросы научного сообщества (мой журнал все равно никто не читает :)
mmironov From: mmironov Date: Март, 11, 2015 12:37 (UTC) (Ссылка)

Перекрестное субсидирование (в догонку)

А ссылку-то я вставить забыл http://mmironov.livejournal.com/5492.html
ksonin From: ksonin Date: Март, 11, 2015 14:00 (UTC) (Ссылка)

Re: Перекрестное субсидирование (в догонку)

Спасибо!
ammosov From: ammosov Date: Март, 11, 2015 13:26 (UTC) (Ссылка)
В заговловке: "некомпетенТНость"
ksonin From: ksonin Date: Март, 11, 2015 14:00 (UTC) (Ссылка)
Спасибо. Хорошо ещё, что не "некомпентентность"...
wladim From: wladim Date: Март, 11, 2015 15:55 (UTC) (Ссылка)
Очень поверхностная статья. Например:

- "Любой, кто взял базовый курс микроэкономики, знает: продажа товара убыточна, если его цена ниже предельных издержек. А не суммы предельных и постоянных издержек!" Насколько я помню базовый курс микры, даже там говорилось, что в ситуации, когда цена товара покрывает переменные издержки и часть постоянных, сохранять данный товар в ассортименте следует только в коротком периоде или если вывод товара из ассортимента не позволит снизить условно-постоянные. Если позволит, то в долгом периоде следует от него избавляться.

- "«Бизнес-класс» для РЖД – это грузовые перевозки. Они должны покрывать почти полный объем затрат на поддержание инфраструктуры и прочих постоянных затрат." Да ну? Кому это они должны? С какой стати промпотребители должны субсидировать частных лиц? Это чистой воды социалка, ей должно заниматься правительство.

- "В России в отличие от Европы и США полностью отсутствует система автобанов, поэтому железная дорога – практически единственное средство доставки грузов внутри России." Сразу вспоминается: "Страшно далеки они от народа". Скажем, торговые сети таскают грузы из РЦ в магазины исключительно фурами. Фурами же из нашей области вывозится подавляющее большинство с/х продукции, фурами идёт экспорт в Казахстан и т.д. С теми тарифами и условиями, которые выкатывает РЖД, пользоваться ж/д доставкой можно только от безвыходности (очень большие объёмы или очень большое плечо).

- "Победитель получает в бесплатную аренду имеющийся у РЖД подвижной состав" То-есть кто-то должен на халяву получить актив, который впоследствии будет использовать для извлечения прибыли? "Хороший у вас план, товарищ Миронов".

В общем, теории хороши только тогда, когда подкреплены практикой.

Хотя это не отменяет того факта, что РЖД (как, впрочем, и все остальные российские монополии) зажралось и ворует по-чёрному. Но это уже совсем другая история...
83 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 2
[1] [2]