?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Выпейте до дна и перейдем к делам - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Выпейте до дна и перейдем к делам

Экономика в школе

И людям будет проще жить, и правительству проще будет объяснять, что и зачем оно делает

Жалко, что в школе не преподают экономику – с таким же количеством часов, как для физики, биологии или хотя бы химии. И людям было бы проще жить, и правительству проще было бы объяснять, что оно делает и почему что-то не получается.

Действительно, зачем в школе преподают химию? Практически никому не приходится в жизни использовать полученные на этих уроках знания. Исключение составляют те, кому эти уроки расскажут о том, как интересны связанные с химией будущие специальности, но таких людей ничтожно мало. Однако мне кажется, что уроки химии приносят некоторую пользу всем. Например, человек, хоть раз посмотревший, как нагревание невинной смеси или соединение привычных веществ дает взрыв, будет в повседневной жизни чуть осторожнее. Точно так же, если от урока ботаники останутся даже не названия ядовитых растений, а хотя бы факт, что ядовитые растения существуют, уже хорошо. Уже оправдывает включение предмета в курс средней школы.

Вот как было бы здорово, если бы в школе было столько экономики, чтобы граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца! Но и не только. Может быть, прошлой осенью было бы меньше криков про то, как Центробанк не справляется с курсом доллара. Это же так просто: при фиксированном курсе внешний шок (падение цен на нефть и финансовые санкции в нашем случае) приводит к резкому росту безработицы, а плавающий курс позволяет сохранять занятость. Или: снижение ключевой ставки ЦБ увеличивает инфляцию, и, значит, пока уровень инфляции нас не устраивает (15% в год не могут устраивать), снизить ее практически невозможно. Или: политика фронтального импортозамещения не может не привести к падению уровня жизни. Или чуть сложнее: создание еврозоны привело к тому, что Греции трудно снизить издержки, а Германия фактически получила способ постоянно поддерживать заниженный курс своей валюты, и, значит, за кризис – и его разрешение – ответственны обе стороны.

Предыдущая фраза может показаться сложной. Какая у Германии «своя валюта»? Как курс несуществующей валюты может быть занижен? Что ж, это можно было бы узнать на уроках экономики – про то, как важен для понимания текущей ситуации анализ нереализовавшихся альтернатив. Уроки истории указывают на несбывшиеся альтернативы, но не объясняют, почему они могут быть важнее для понимания того, что происходит, чем те, что сбылись. А уроки экономики объясняют. И уж как минимум из них можно было бы узнать, что экономика – серьезная наука с длинной историей, мощным инструментарием и большими возможностями. На очень многие вопросы есть вполне удовлетворительные и жизненно полезные ответы.

Поэтому в следующий раз, когда вам захочется, ничего не зная и не желая понимать, высказаться о политике российского ЦБ или решить одним махом проблему Греции, купите электролит для аккумуляторов и, продержав два часа на сильном огне, слейте, остудите и выпейте залпом. Только перечитайте еще раз эту колонку напоследок.


Читать эту же колонку на сайте "Ведомостей"

Метки:

88 мнений // Ваше мнение?
Comments
From: sasha_br Date: Июль, 22, 2015 23:59 (UTC) (Ссылка)
Koстя, ну о чём ты говоришь? Ты вообще понимаешь, что подавляющее большинство населения понятие процента в принципе освоить не может (мой брат в конце 80-х преподавал математику в медучилище - он тогда в красках рассказывал про свои попытки объяснить им, что это такое - а он, кстати, хорошо объясняет).
alextr98 From: alextr98 Date: Июль, 23, 2015 00:14 (UTC) (Ссылка)
Поддерживаю!
В своë время я набирал солдатиков на рабфак ВМиК МГУ прямо в частях ПВО.
Кто мог ответить на вопрос, что больше - 1/3 или 0.3 - зачислялся без вопросов.
Но большинство не могло.
From: sasha_br Date: Июль, 23, 2015 00:22 (UTC) (Ссылка)
Кстати, на другую тему: а ты не пытался набросать примерную программу курса экономики в школе? Только под школой мы сейчас подразумеваем не школу номер 57, а среднестатистическую где-нибудь в Челябинске.
Интересно было бы глянуть.

Edited at 2015-07-23 00:22 (UTC)
From: gomberg Date: Июль, 23, 2015 01:19 (UTC) (Ссылка)
Я, к сожалению, не уверен, что нужен курс экономики в школе. Я бы предпочел толковый курс обществоведения - безусловно, с элементами экономики, но не только. Именно курс обществоведения, с хорошим rational choice компонентом: но в приложении не только к экономике, но и к политологии, и к психологии и т.п. Это было бы и интересней, и методологически полезней. Вот учебник такого было бы намного интересней попробовать придумать.
vovap From: vovap Date: Июль, 23, 2015 00:42 (UTC) (Ссылка)
Вот когда экономика достигнет уровня изготовления нейлоновых чулок или латексного изделия номер 2, тогда и поговорим за школу :)
А пока она не может обьяснить почему Греция уже 200 лет - Греция, а Германия те же 200 - германия - так лучше это, историю изучать :)
alextr98 From: alextr98 Date: Июль, 23, 2015 01:25 (UTC) (Ссылка)
Про Грецию и Германию разъснили же - общественные институты во всëм виноваты.
impiousblunt From: impiousblunt Date: Июль, 23, 2015 01:34 (UTC) (Ссылка)
Константин Исаакович, если Вам кажется что имеет смысл добавить экономику в школьную программу - устройте компанию, например, на «Российской общественной инициативе». Будет доброе дело и хороший PR..
max_andriyahov From: max_andriyahov Date: Июль, 23, 2015 04:16 (UTC) (Ссылка)
А вы знаете хоть один пример, чтобы через РОИ приняли хоть один закон?
max_andriyahov From: max_andriyahov Date: Июль, 23, 2015 04:15 (UTC) (Ссылка)
2015-07-23_11-04
maina_woopka From: maina_woopka Date: Июль, 23, 2015 07:25 (UTC) (Ссылка)
Так ведь эти правила меняются, причём весьма радикально, каждый год.

Вот выучит "юноша обдумывающей житье" все возможные тонкости взаимодействия со страховым или налоговым инспектором, а по окончании школы ВНЕЗАПНО (как это бывало уже не раз в нашей истории) осознает, что единственное оставшееся у него право, так это пожаловаться старосте барака на то, что в баланду брюквы не докладывают (а вот как раз этому он и не научился).
enbrailled From: enbrailled Date: Июль, 23, 2015 04:55 (UTC) (Ссылка)
Экономика не может быть одновременно и позитивной "наукой", и политическим инструментом - служанкой правительства, объясняющей народу его действия, и нормативной дисциплиной, определяющей, кто и в чем виноват.

Вы уж определитесь - в Чикаго любят точность.
ammosov From: ammosov Date: Июль, 23, 2015 07:05 (UTC) (Ссылка)
Может, когда это одно и то же.
her_shadow From: her_shadow Date: Июль, 23, 2015 05:50 (UTC) (Ссылка)
Германия фактически получила способ постоянно поддерживать заниженный курс своей валюты
Сколько это ни говорил, собеседникам приятнее о "дармоедах".
maxdz From: maxdz Date: Июль, 23, 2015 09:32 (UTC) (Ссылка)
Заниженный курс евро - это следствие наличия в Еврозоне большого количества дармоедов, нежелающих работать.
From: insurgent07 Date: Июль, 23, 2015 07:00 (UTC) (Ссылка)
-- Вот как было бы здорово, если бы в школе было столько экономики
Посоветуйте, пжлст, книжки по азам экономики. Особенно интересно было бы почить про: "..а Германия фактически получила способ постоянно поддерживать заниженный курс своей валюты".

Edited at 2015-07-23 07:05 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 23, 2015 16:35 (UTC) (Ссылка)
Вот отличная книжка для начала: http://www.amazon.com/Principles-Economics-N-Gregory-Mankiw/dp/0538453052.
ammosov From: ammosov Date: Июль, 23, 2015 07:04 (UTC) (Ссылка)
"чтобы граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца! "

И перестал существовать целый сектор финансовых услуг? Уважаемые Люди приложили массу усилий, чтоб граждане СТАЛИ брать кредиты под 60% до конца месяца. Под 20% обычные кредиты идут.
introvertoff From: introvertoff Date: Июль, 23, 2015 07:15 (UTC) (Ссылка)
= И людям будет проще жить, и правительству проще будет объяснять, что и зачем оно делает

Вы сейчас про россию пишите? Вы уверены, что властям россии нужна экономическая грамотность населения?
yozhig From: yozhig Date: Июль, 23, 2015 07:18 (UTC) (Ссылка)

Аргументы про "..граждане перестали брать кредиты под 20% до конца месяца!" и "валюту Германии" полностью поясняют, почему же в школах нет обязательной экономики в объеме химии :)

colena From: colena Date: Июль, 23, 2015 07:24 (UTC) (Ссылка)
А кто эту экономику будет преподавать??? представляешь себе уровень?

Вот у нас есть экономика по выбору на A-level. Очень популярный предмет. Я даже знаю одного хорошего мальчика, который вопреки родительским советам взял эту экономику на A-level в хорошей школе. Потом очень расскаивался и первый раз в жизни признал, что родители были правы.

max_andriyahov From: max_andriyahov Date: Июль, 23, 2015 07:53 (UTC) (Ссылка)
а почему раскаивался? в чем юмор?
(Удалённый комментарий)
From: abba65 Date: Июль, 23, 2015 15:02 (UTC) (Ссылка)
Где призывы к совершению суицида?
Вы про электролит? Но автор же четко написал: остудить.

Вот призыв добавить еще один школьный предмет - это да, преступление. Но не суицид, а экстремизм.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Июль, 23, 2015 07:32 (UTC) (Ссылка)
Что-то сразу вспомнилось выступление Грефа на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2012 году:
http://www.youtube.com/watch?v=0QQwCzw_UcM
zomaho From: zomaho Date: Июль, 23, 2015 07:41 (UTC) (Ссылка)
Пропаганда самоубийства, на площадке без возрастных ограничений. Роскомнадзор уже выехал.
vvagr From: vvagr Date: Июль, 23, 2015 07:49 (UTC) (Ссылка)
За последний абзац и заблокировать могут. Если за предыдущие не захотят.
maxdz From: maxdz Date: Июль, 23, 2015 09:15 (UTC) (Ссылка)
Рабов политической и экономической грамотности учить? Не бывать такому!
buddha239 From: buddha239 Date: Июль, 23, 2015 10:49 (UTC) (Ссылка)
Вы же, вроде бы, либерационист; разве Вы не должны ратовать за отмену вообще всех обязательных уроков? Или Вы не настолько последовательны во взглядах?
ksonin From: ksonin Date: Июль, 23, 2015 16:36 (UTC) (Ссылка)
Можете выбрать экономику. Пишется "либертарианец".
strannik1 From: strannik1 Date: Июль, 23, 2015 12:07 (UTC) (Ссылка)
Это ж какая глупая элита будет растить среди чужих детей себе конкурентов? Ну Вы прям как наивный мальчик...
brem From: brem Date: Июль, 23, 2015 19:08 (UTC) (Ссылка)
Забавно, я недавно в тех же Ведомостях писал, что как раз против уроков экономики в школе.

Отлично помню, как в 1994 году на мехмате экономику преподавала доцент П****ова, которая считала, что приращение частного двух функций равно частному их приращений. На мехмате, Карл! Чего можно ожидать от училок в провинциальных школах?

Нет уж, пусть лучше учат математике, русскому и, если смогут, английскому. Ну и физкультуре, тоже польза. Что умеют, тому пусть и учат, а чего не умеют, пусть нет.
From: gomberg Date: Июль, 24, 2015 04:12 (UTC) (Ссылка)
Но, все же, обществоведение в каком-то варианте иметь неплохо. Пусть учат, условно говоря, газеты читать, хотя бы. Если в процессе хотя бы этому обучат сколько-то учителей - уже будет здорово.

Проблема в том, что, в итоге, оно все превратится в политинформацию :(
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Июль, 23, 2015 20:51 (UTC) (Ссылка)
а где мы возьмем столько - десятки тысяч - квалифицированных учителей по экономике для школ? плохой учитель может скорее отбить интерес к предмету на всю жизнь. Подспорьем были бы хорошие учебники по экономике, но при нынешней гос. образовательной политике, какова вероятность их создать и издать для всей страны. Хотя со временем проблема преодолима.
Ну, может и не в объеме физики (хотя если по принципу "больше попросишь - больше получишь", то подход к лоббированию экономики правильный:)), но на полноценный двухгодичный школьный курс ценного материала набрать можно точно. Особенно, если включить в него курс личной финансовой грамотности (все те же потребительские кредиты, ипотека, валютные и банковские кризисы и пр.)
Кстати, плохое знание математики школьниками тут совсем не непреодолимая помеха: имхо, преподавание материала надо делать в максимально живой, игровой форме: что-то вроде настольной игры Монополия. Личный опыт показывает, что даже т.н. "гуманитарии" очень неплохо считают деньги в своем кармане:). Кстати, применение математики на практических, интересных задачах по личным финансам поможет им и саму математику лучше понять (усвоение математики на примерах из физики и химии не очень облегчает жизнь "гуманитариям").

Edited at 2015-07-25 09:35 (UTC)
57ded From: 57ded Date: Июль, 24, 2015 06:57 (UTC) (Ссылка)

А можно подробнее?

Есть два вопроса.
Первый вопрос -- про заниженный курс валюты Германии. Почему он точно занижен?
И второй вопрос --
я думал, что эффект от инфляции такой -- сбережения обесцениваются и люди вынуждены больше работать -- соответственно экономика растёт. Замечания про снижение издержек Греции -- это про возможность девальвировать валюту? Тогда как это работает?

Edited at 2015-07-24 09:32 (UTC)
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Июль, 24, 2015 21:06 (UTC) (Ссылка)

Re: А можно подробнее?

я бы ответил так.
1) У Германии устойчивый огромный профицит счета текущих операций и с членами еврозоны и с третьими странами. В этом случае такой профицит, хотя в отдельные годы и мог теоретически быть уравновешен сопоставимым оттоком капитала из Германии, все-таки скорее рано, чем поздно неминуемо привел бы к удорожанию марки против корзины валют основных ее торговых партнеров.
2)такой эффект от инфляции, конечно, тоже имеет место:). Но более существенным является то, что инфляция снижает стимулы к сбережению, стимулируя частное потребление. Кроме того, умеренная инфляция - хорошее средство от долговых кризисов, при инфляции кредиторам (в т.ч. самому государству), в целом, легче выплачивать долги.
Невозможность девальвировать валюту и низкая инфляция в еврозоне в целом оставляет Греции болезненные методы выходы из кризиса: урезание расходов, т.е. зарплат и пенсий, что очень болезненно и политически проблемно. Теоретически, еще есть возможность опережающего повышения производительности труда, но это весьма затруднительно в условиях большого и неурегулированного госдолга, т.к. требуются существенные инвестиции, а инвесторы по понятным причинам очень настороженно относятся сейчас к Греции.
iorana From: iorana Date: Июль, 26, 2015 21:17 (UTC) (Ссылка)
Добрый день!

А я хотел бы написать очень болезненный для меня комментарий, но, что есть, то есть: я экономику учу уже 12 лет: 6 лет в университете, один год в магистратуре зарубежом и еще 5 лет PhD. И я не могу ответить на эти вопросы. Может быть, если вы объясните, то мне будет легче понять, чем неэкономисту, например, почему плавающий курс позволяет сохранить занятость или почему снижение ключевой ставки увеличивает инфляцию или про политику импортозамещения. Я могу порассуждать на эту тему, но не дать точный ответ и объяснить механизм.

Почему так получилось? Кстати, я замечаю, что многие студенты на PhD не знают зачастую ответов на реальные вопросы из жизни, особенно из области макроэкономики.

Так что, получается, что преподавание экономики в школе не гарантирует того, что выпускники школ смогут ответить на вопросы, которые вы задаете в своей статье.



maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Июль, 27, 2015 10:27 (UTC) (Ссылка)
а если не секрет, какой университет закончили и по какой теме PhD защищаете?
88 мнений // Ваше мнение?