?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Те времена укромные, теперь почти былинные - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Те времена укромные, теперь почти былинные
Умер Роберт Конквест, автор "Большого террора" - исторической хроники сталинских репрессий 1930-х, впервые опубликованной в 1968 году. Конквесту было 98 лет и, как наверное, и многие, и не думал о нём в настоящем времени. Я прочитал главы из "Большого террора", опубликованные в журнале Нева в 1989 году, в 17 лет и, наверное, не было книжки, которая сильнее повлияла бы на мои будущие интересы. В ней для исторической работы есть какое-то странное обаяние - сродни, конечно, обаянию жестокостей у Алексея Толстого или Мориса Дрюона - и сочетание деталей (например, диалогов прокурора с жертвами в ходе показательных процессов) с исторической и человеческой перспективой, очень важной для автора не даёт ни оторваться, читая в первый раз, не забыть потом.

Читая "Большой террор" сейчас - я рекомендую его всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется политикой или историей нашей страны - читать, конечно, нужно вариант 2007 года, "The Great Terror: A Reassessment" (в сети есть и русские переводы), в котором автор отчасти учёл появление масштабных архивных данных во время "перестройки" и их исследований в течение двух десятилетий, нужно учитывать две вещи.

Во-первых, оценки масштабов террора 1930-х (Конквест толком не затрагивает в этой книге ни 1920-е, ни коллективизацию - вторую, по существу, гражданскую войну) у Конвеста, видимо, завышены. Серьёзные оценки существенно разнятся: есть современные историки, которым оценки Конквеста близки, и есть (например, Земсков) которые считают, что он завышены вдвое. Сам Конквест, видимо, считал, что аргументы Земскова (и других историков, работавших с вновь открытыми архивами) надо принимать всерьёз.

И, во-вторых, сейчас, когда мы знаем масштаб репрессий (вот, например, оценки для двух лет, 1937-38, очень хорошо изученный период или можно посмотреть списки Мемориала, в которых больше двух миллионов имён) можно только удивляться, насколько точно (даже если ошибся в два раза) оценил и описал размах террора Конквест. Собственно, его книга - благодаря литературному качеству - стала первой, которая объяснила всему миру (а через двадцать лет и мне), что "большой террор" - это не внутриэлитная резня, как можно было заключить из доклада Хрущёва на 20-м съезде КПСС в 1956 году, а катастрофа, затронувшая, так или иначе, практически каждую семью. Не сотни, а сотни тысяч смертей.
45 мнений // Ваше мнение?
Comments
alextr98 From: alextr98 Date: Август, 5, 2015 23:34 (UTC) (Ссылка)
А почему пациенты до сих пор чуть ли не до крови сражаются, когда речь идëт о количестве жертв?
Для них почему-то миллион расстрелянных или два миллиона - принципиальная разница.
ksonin From: ksonin Date: Август, 5, 2015 23:37 (UTC) (Ссылка)
Почему это обсуждают профессиональные историки, я понимаю. Почему "пациенты" - нет. По мне, и тридцать тысяч жертв - уже огромный масштаб, а сотни тысяч - катастрофическое событие, необходимо оставившее кошмарный след. И значит, один, два или три миллиона - это не принципиально.
Victor Chernozhukov From: Victor Chernozhukov Date: Август, 6, 2015 00:13 (UTC) (Ссылка)
Это были не сотни тысяч, а миллионы смертей... если учитывать Голодомор по Украине, югу России (Кубань, Дон, Терек), и немецкое Поволжье, где негородское население сократилось на 15-30% в 32-33 гг., по разным оценкам. Robert Conquest (The Harvest of Sorrow: Soviet Collectivization and the Terror-Famine) именно говорит о миллионах смертей. И это было преднамеренное убийство... "война на измор", как цинично написал Сталин в ответ Шолохову.
ksonin From: ksonin Date: Август, 6, 2015 07:24 (UTC) (Ссылка)
Конечно, Витя. Там по ссылке - два с половиной миллиона имен. (А про Голодомор пока таких списков нет.) Просто я хотел подчеркнуть, что для того, чтобы понимать, что это была катастрофа, не нужно говорить о миллионах. И сотни тысяч - национальна катастрофа.
avla From: avla Date: Август, 6, 2015 02:00 (UTC) (Ссылка)
Тут ещё стоит добавить вот что:

Конквест написал эту книгу опираясь на так называемый "Смоленский архив"
http://en.wikipedia.org/wiki/Smolensk_Archive
которые отступающие советские войска не успели уничтожить, его захватили германцы
(точнее было так: чекист которому было поручено уничтожить архив, передал его германцам)
потом архив вывезли в США, там изучали.
Германцам конечно выгодно было показать всему миру, что есть кто-то хуже их.
После войны была целая дипломатическая война со стороны СССР за возвращение этого архива, т.к. там материалов в частности о "чистках", репрессиях, арестах хватило бы на Нюрнбергский трибунал. Советологи его использовали как источник знаний об СССР, исследования проводили и всё такое.

Этот архив вернули в Россию, уже в этом тысячелетии.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Август, 6, 2015 03:24 (UTC) (Ссылка)
И как, много из этого у нас обратно засекретили? Я вот слышал, что историки жаловались, что закрыт доступ к документам, которые давно уже на западе опубликованы и проанализированы.
vir77 From: vir77 Date: Август, 6, 2015 02:36 (UTC) (Ссылка)
А почему не внутре-элитная?

Да, с одной стороны, членов партии среди пострадавших в 37-38-ом годах только 6.5% (хотя оптимисты говорят, что 7%). И не все из них партноменклатура. Были же и просто партийные инженеры. Но с другой стороны уничтожено порядка 80% членов ЦК, делегатов съезда, и краскомов. Причем, для членов ЦК никаких сроков, только расстрел

Кстати, и при якобинском терроре, якобы направленном против дворян, среди пострадавших дворян было меньше 10-ти процентов. А вот рабочих и крестьян порядка 60-ти
ksonin From: ksonin Date: Август, 6, 2015 07:26 (UTC) (Ссылка)
Про внутриэлитную все и так было известно, даже без Хрущева. Но внутриэлитная разборка - не национальная катастрофа.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
midgard_msk From: midgard_msk Date: Август, 22, 2015 22:03 (UTC) (Ссылка)

Re: Надо учитывать ещё качество жертв

В списках лиц, подвергнувшимся репрессиям, полным-полно маргиналов, если что.
From: dmitry424 Date: Август, 6, 2015 10:41 (UTC) (Ссылка)
Вот эта книжка очень хорошая на тему репрессий:
http://www.amazon.com/Bloodlands-Europe-Between-Hitler-Stalin/dp/0465031471

БОльшая часть жертв Сталинского и Гитлеровского режимов погибла на территориях примерно между Москвой и Берлином (в основном Польша, Украина, Белоруссия и Прибалтийские государства). Соответственно, можно (и нужно) писать единую историю этого региона (Bloodlands). Отсюда же и ответ на вопрос можно ли сравнивать два режима: жителям этого региона сравнивать приходилось, и нередко от этого зависела их жизнь.

Книжка очень хорошо написана, там весьма аккуратные и осторожные формулировки. Автор - профессор Yale, его статья в NYT об этой книге для затравки:
www.nybooks.com/articles/archives/2011/mar/10/hitler-vs-stalin-who-killed-more/

На русский скорее всего не переведут :-) Во всяком случае, не в ближайшее время.
metamage From: metamage Date: Август, 6, 2015 10:59 (UTC) (Ссылка)

Уже перевели

См. тут: http://timothysnyderbloodlands.com/
mayakruha From: mayakruha Date: Август, 6, 2015 16:07 (UTC) (Ссылка)

Русский русскому волк. Не было бы Сталина, делал кто-нибудь бы это другой. Болезнь общества это была, уже во время революции был виден звериный оскал. Надо не трупы считать и на Сталина валить, а изучать, что с нами не так.

adm_benbow From: adm_benbow Date: Август, 6, 2015 17:11 (UTC) (Ссылка)
спасибо за ссылки.
к стыду своему не знал, что есть такой интернет-ресурс.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Август, 6, 2015 20:27 (UTC) (Ссылка)
А Вы Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей" не читали?
45 мнений // Ваше мнение?