?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Всё остальное не в счёт - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Всё остальное не в счёт
Чикагский университет - самый молодой из великих мировых университетов, поэтому, в отличие от Оксфорда, Гарварда, Йеля, Университета Пенсильвании он не органически рос в течение столетий, а развивался по плану, который изначально предполагал построение современного университета. Собственно, понятие исследовательского университета, уже включившее и германскую традицию университета как научного центра и американскую традицию liberal arts college,  было сформулировано в виде конкретных программ создателями Чикаго, Стэнфорда, Джона Хопкинса, Корнелла во второй половине XIX века. В этом преимущество "позднего входа" - то, что предшественники постигали на своем опыте, можно взять сразу в виде "лучшей практики", а известных на чужом опыте ошибок избежать. Соответственно, именно в этих университетах сильна традиция постоянного осмысления и обсуждения собственного развития.

Неудивительно, что в XXI веке именно Чикагский университет стал первым большим университетом, занявшим официальную позицию по поводу "свободы самовыражения". Вызовы в нашем веке если и не совсем новые, то и не совсем обычные - сейчас самой большой угрозой свободе самовыражения является то, что всё больше и все лучше организованные группы людей - прежде всего студентов - чувствуют себя обиженными или оскорбленными чьим-то взглядом или позицией. В редакционной статье USA Today, опубликованной 16 сентября, очень хорошо описаны стоящие перед университетами проблемы - и отмечается, что слишком малое их число пока последовало примеру Чикаго.

Ниже я привожу собственный перевод (при помощи и дружеской поддержке нескольких профессиональных переводчиков) заявления Чикагского университета, сформулированного специальной комиссией в январе 2015 года. В июле Принстон, первым из других крупных университетов, официально объявил о том, что присоединяется к позиции Чикаго.

Резолюция специальной комиссии Чикагского университета по поводу свободы слова в стенах университета

Со дня своего основания Чикагский университет уделяет особое внимание сохранению и распространению важнейшего элемента своей культуры – свободы самовыражения . В 1902 году, в речи, посвященной десятилетию университета, его президент Уильям Рейни Харпер заявил: «Принцип полной свободы слова при обсуждении любого вопроса с самого начала считается в Чикагском университете фундаментальным» и «этот принцип не может ставиться под сомнение – ни сейчас, ни когда-либо в будущем».

Тридцать лет спустя группа студентов пригласила Уильяма Фостера, кандидата в президенты от Коммунистической партии США, для выступления в университете. Это вызвало бурю протестов и внутри университета, и за его пределами. Тем, кто осудил университет за то, что это выступление было разрешено, тогдашний президент университета Роберт Хатчинс ответил: «наши студенты... должны иметь возможность обсуждать любую существующую проблему». Он настаивал, что «верное средство» от идей, с которыми мы не согласны, «заключается не в их запрете, а в их открытом обсуждении». В другом выступлении Хатчинс добавил, что «путь к лучшей жизни невозможен без свободы исследований», что «университеты существуют именно для того, чтобы такие исследования проводились» и что «без этого они перестанут быть университетами».

В 1968 году, когда университеты переживали очередной бурный период, новый президент Чикагского университета Эдвард Леви в своей инаугурационной речи указал «те ценности, которые с самого начала и по сей день, определяли университет». Для Чикагского университета, пояснил Леви, самой главной ценностью является «свобода интеллектуального поиска». Эта свобода, по его словам, «получена нами в наследство».

Недавно президент Ханна Грей подчеркнула, что «образование не предназначено для того, чтобы давать людям чувство комфорта; оно предназначено для того, чтобы заставлять их думать. Университеты должны создавать условия, максимально способствующие серьезным размышлениям, а, значит и серьезным разногласиям, независимым суждениям и критике устоявшихся предположений».

В словах Харпера, Хатчинса, Леви и Грей содержится дух и суть Чикагского университета. Чтобы обеспечить возможность для свободного и открытого изучения любых проблем, университет предоставляет всем членам своего сообщества максимально широкую свободу – говорить, писать, слушать, спорить и учиться. Не считая тех случаев, когда ограничения необходимы для обеспечения нормальной работы университета, Чикагский университет полностью уважает и защищает право всех членов университетского сообщества свободно «обсуждать любую существующую проблему».

Конечно, идеи разных членов университетского сообщества будут зачастую противоречить друг другу. Однако в задачи университета не должна входить защита людей от идей и мнений, которые кажутся им ненужными, неправильными или даже глубоко оскорбительными. Несмотря на то, что университет ценит вежливость и корректность в спорах, и на то, что все члены университетского сообщества несут общую ответственность за поддержание климата взаимного уважения, соображения относительно корректности и взаимного уважения никогда не должны использоваться для ограничения дискуссий, какими бы оскорбительными и неправильными не казались обсуждаемые идеи кому-то из членов сообщества.

Свобода дискуссий и споров не означает, конечно, что любой человек может говорить что угодно и когда угодно. Университет может ограничить свободу высказываний, которые противоречат закону, несправедливо очерняют какого-то конкретного человека, являются угрозами или домогательствами, без оснований нарушают право на частную жизнь или конфиденциальность информации, или каким-то другим образом мешают работе университета. Кроме того, университет может, в разумных пределах, контролировать время, место и способ выражения своего мнения, чтобы не нарушалась нормальная работа. Но это всего лишь редкие специфические исключения из общего принципа свободы высказываний и жизненно необходимо, чтобы эти исключения никогда не использовались университетом для того, чтобы ограничивать совершенно свободное и открытое обсуждение идей.

Коротко говоря, принципиальная позиция университета состоит в том, что спор или обсуждение не могут быть ограничены из-за того, что высказанные идеи кажутся кому-то из членов университетского сообщества или даже большинству членов оскорбительными, глупыми, аморальными или ошибочными. Каждый член сообщества – а не университет как организация – имеет право решить, как относиться к высказанным идеям, и действовать в соответствии со своим решением, не ограничивая свободу высказываний, а открыто и активно критикуя идеи, которые ему не нравятся. Одна из главных задач университета как образовательного учреждения – максимально способствовать тому, чтобы члены академического сообщества могли эффективно и ответственно участвовать в спорах и дискуссиях.

Поскольку университет считает защиту и распространение свободы самовыражения своим важнейшим принципом, члены университетского сообщества должны неуклонно следовать этому принципу. Можно критиковать и оспаривать взгляды, высказанные в университете, критиковать и оспаривать тех, кого пригласили выступить в университете, но нельзя мешать другим высказывать свои идеи, даже если они кажутся неверными и заслуживающими презрения. Святая обязанность университета – не только поддерживать живые и свободные дискуссии и споры, но и защищать свободу самовыражения от попыток её ограничить.

Как отметил Роберт Хатчинс, без постоянной заботы о свободе интеллектуального поиска университет перестаёт быть университетом. Для Чикагского университета эта забота – основа его величия, его драгоценное наследство и то, на что он будет опираться в будущем.
6 января 2015 года
38 мнений // Ваше мнение?
Comments
korol1989 From: korol1989 Date: Сентябрь, 21, 2015 06:16 (UTC) (Ссылка)
А Стэнфорд - не великий мировой университет? :) Он основан на год позже Чикагского университета.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 21, 2015 06:25 (UTC) (Ссылка)
Я засчитал ему год основания 1885, когда он был "основан", а не 1891, когда он "открылся".
korol1989 From: korol1989 Date: Сентябрь, 21, 2015 06:33 (UTC) (Ссылка)
Да, почитал повнимательнее про историю университетов, теперь согласен с Вами. Просто у нас в следующем году собираются праздновать 125-летие университета, вот и подумал, что год основания - 1891.
From: mikhail_panov Date: Сентябрь, 21, 2015 17:22 (UTC) (Ссылка)
на дипломах в этом году писали:

"given on... the 124th year of the University"
her_shadow From: her_shadow Date: Сентябрь, 21, 2015 06:57 (UTC) (Ссылка)
Самоцензуру всё-таки никто, как главный сдерживающий фактор, не отменял.
Сходу можно представить довольно много тем, которые в принципе не могут даже артикулироваться, не то что обсуждаться.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 07:37 (UTC) (Ссылка)
Можно хотя бы парочку запретных тем, которые не противоречат ограничениям, установленным в манифесте?
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 21, 2015 09:31 (UTC) (Ссылка)
Генетические исследования, доказывающие превосходство белых над неграми.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 15:52 (UTC) (Ссылка)
А вы в курсе про книгу профессора Гарварда The Bell Curve? Там как раз о расовых различиях в IQ.
Ничего себе табуированная тема, аж книжки писать можно.
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 21, 2015 15:59 (UTC) (Ссылка)
То-то Уотсона сразу обвинили в расизме.
Автору The Bell Curve, во-первых, повезло, что он умер до публикации книги, во-вторых, намеки на расовые различия в уровне интеллекта там столь осторожны, что ядерной войны от этой книги не случилось.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 18:22 (UTC) (Ссылка)
И имеют право обвинять - свобода слова и всё такое. См. коммент ниже. Вам требуется доказать, что организация-универ запрещает такие научные исследования (увольняет профессоров за исследование, запрещает публиковать и обсуждать результаты и т.д.)

@намеки на расовые различия в уровне интеллекта там столь осторожны
Как быстро вы перешли от "тема-табу" до "ядерной войны от обсуждения не случилось, значит..". Причём я даже не понял, что доказывает отсутствие ядерной войны.
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 23, 2015 08:45 (UTC) (Ссылка)
Ага, все накидываются как крысы и вынуждают уходить в отставку со всех постов, включая почетные. А так типа свобода слова.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 23, 2015 09:27 (UTC) (Ссылка)
Доказательства будут или просто побалаболить пришли?
zomaho From: zomaho Date: Сентябрь, 23, 2015 09:28 (UTC) (Ссылка)
Да ты кто вообще такой чтобы требовать от меня чего-то? Пошел вон.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 23, 2015 12:14 (UTC) (Ссылка)
Значит, побалаболить. Жаль.
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 21, 2015 17:03 (UTC) (Ссылка)
Знали бы Вы, с каким гуано его (и всякого, кто его добрым словом помянул) смешали...
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 18:17 (UTC) (Ссылка)
Ну что за попытки спрятаться за неопределенным субъектом.
Приведите примеры смешивания со стороны именно универа! Не абстрактного общества, коллег и т.д., которые имеют полное право смешивать в силу свободы слова, а вот именно что ограничение на исследование этой темы со стороны работодателя.
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 22, 2015 07:27 (UTC) (Ссылка)
В одном дружественном колледже ещё десять лет назад, до всяких матрасов и триггер ворнингов, за пару ссылок на bell curve на лекциях по студенческому доносу превентивно свернули всю эволюционную психологию. Стариков отправили на пенсию чуть раньше, чем они то планировали, молодые сами смекнули, что к чему, и мгновенно переквалифицирвались в политических психологов, теперь радостно защищают права всех и вся.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 22, 2015 08:25 (UTC) (Ссылка)
Прятки продолжаются.
Этот неназванный колледж имел отношение к элитными универам с подобными принципами интеллектуальной свободы?
Я далее не берусь сейчас обсуждать правильность идентификации вами проблемы в этом колледже.
Плюс мы начали с того, что часть тем нельзя даже артикулировать! Но после обнаружения очевидного опровержения (не только артикулировали, но даже вполне так себе исследовали и результаты публиковали) мы как-то быстро перешли на то, что когда-то где-то кто-то кого-то вроде как наказал.
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 22, 2015 10:24 (UTC) (Ссылка)
Элитные университеты там (и то, как пишет USA Today, таковых набралось три штуки, включая Пердью), а мы тут.
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 22, 2015 17:20 (UTC) (Ссылка)
То есть доказательств ужасов научной цензуры не будет?
А мы тут.
her_shadow From: her_shadow Date: Сентябрь, 21, 2015 14:51 (UTC) (Ссылка)
Обсудите вопросы лечения гомосексуализма или сравнительную эффективность денежной политики ФРС в зависимости от этнической представленности членов/председателя FOMC. :)
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 16:10 (UTC) (Ссылка)
Прочитайте Вики https://en.m.wikipedia.org/wiki/Conversion_therapy
Там есть ссылки на научные исследование как раз этой проблемы.
Открыв современную статью/книгу, вы сможете обнаружить ссылки на другие статьи. В них наверняка можно будет обнаружить учёных из ведущих университетов (может, даже и из Чикаго).
Надеюсь, вы понимаете, что раз можно статьи на тему писать, то уж обсуждать-то и подавно можно.

Со вторым сложнее — тема настолько бредовая, что это само по себе может объяснять отсутствие научного интереса, но никакого запрета не доказывает.
her_shadow From: her_shadow Date: Сентябрь, 23, 2015 03:04 (UTC) (Ссылка)
А там о "лечении" не говорится, а сразу навешиваются ярлыки "псевдонауки", "дремучих христиан" и неэтичного поведения. :)
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 23, 2015 03:48 (UTC) (Ссылка)
И? Чему эти ярлыки противоречат или что они доказывают? Полное проявление свободы слова.

Edited at 2015-09-23 03:49 (UTC)
cheerfulthinker From: cheerfulthinker Date: Сентябрь, 21, 2015 07:00 (UTC) (Ссылка)
Великолепный манифест!
Особенно хотелось бы выделить два столпа
«education should not be intended to make people comfortable, it is meant to make them think.» и
«But it is not the proper role of the University to attempt to shield individuals from ideas and opinions they find unwelcome, disagreeable, or even deeply offensive.»

А то развелось везде обиженных мажорчиков, которые считают, что все должны об их спокойствии и благополучии думать.

Особенно печально это читать из местных подцензурных трущоб с нулевой институциональной свободой вузов.
ammosov From: ammosov Date: Сентябрь, 21, 2015 07:45 (UTC) (Ссылка)
Ну, посмотрим, поможет ли это от юных феминисток с ист-кост.
a_tsy From: a_tsy Date: Сентябрь, 21, 2015 08:01 (UTC) (Ссылка)
Это здоровый принцип. Истории с отставками Лоренса Саммерса, Джеймса Уотсона и Тима Ханта мне кажутся позорными для академической сферы.
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 21, 2015 09:04 (UTC) (Ссылка)
Неужели кто-то это решился приструнить...

Оффтоп: какой один учебник по Экономикс Вы бы посоветовали прочесть на английском для самообразования выпускнику неэкономфака Вышки? :) помню, Вы в одном из постов хвалили Мэнкью?
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Сентябрь, 21, 2015 09:32 (UTC) (Ссылка)
простите, что влезаю:) а разве в Вышке студенты неэконом. факультетов не проходят экономику хотя бы в рамках базового курса?
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 21, 2015 10:27 (UTC) (Ссылка)
Проходят... Двенадцать лет только для меня прошло :)
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 21, 2015 23:13 (UTC) (Ссылка)
Прочтите "Капитал в ХХI веке" Пикетти. Как раз годится вместо учебника.
iputupi From: iputupi Date: Сентябрь, 22, 2015 07:30 (UTC) (Ссылка)
Merci :)
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Сентябрь, 21, 2015 09:30 (UTC) (Ссылка)
Надо ли давать трибуну, в т.ч. университетскую тем, кто призывает к отмене свободы слова (как де-факто кпрф и лдпр)? про фашистов уже и не говорю.
From: abba65 Date: Сентябрь, 21, 2015 09:53 (UTC) (Ссылка)
Разумеется. На то и университет.
peter_justpeter From: peter_justpeter Date: Сентябрь, 21, 2015 14:08 (UTC) (Ссылка)
Надо, и даже полезно. К примеру, Бастрыкин (СКР) выступал в Сорбонне и ожидаемо там опозорился
yozhig From: yozhig Date: Сентябрь, 21, 2015 13:52 (UTC) (Ссылка)

Оффтоп - читатели спрашивают

Что же все-таки происходит - шок спроса или это уже не обычный товар, а какой-то экзотический?
feeshka From: feeshka Date: Сентябрь, 22, 2015 12:58 (UTC) (Ссылка)
Константин, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, начинающему экономисту. Если выбирать must-read книги по экономике, что порекомендуете? Абсолютный фундаментальный минимум, так сказать.
vovap From: vovap Date: Сентябрь, 23, 2015 01:58 (UTC) (Ссылка)
В ЖЖ имплементируем :)
38 мнений // Ваше мнение?