?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Не нарушать бы вихрю эту тишь - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Не нарушать бы вихрю эту тишь
Вот хорошая новость - со всеми оговорками - но это хорошая новость! Будет - ещё раз, со всеми оговорками - надо же понимать, как воплощается в практику хорошая идея - институт федеральных профессоров. Пока по математике, что по-своему хорошу - гораздо виднее "конкурсность" (сравнить с гуманитарными науками - даже сильными областями), гораздо выше уровень (сравнить, скажем, с общественными науками или computer science), гораздо дешевле поддерживающая инфраструктура (сравнить с биомедициной), гораздо выше географическая мобильность (сравнить с экспериментальной физикой).

Я почему радуюсь? А я про этот институт - профессорские позиции, за которые конкурс не связан с вузом - вузы конкурируют за то, чтобы победителей получить, писал в колонке в "Ведомостях" девять лет назад. И с тех пор много раз про это выступал - и на круглых столах, и по конкретным поводам. Впрочем, путь с публицистики только начинается (вот, кстати, ещё одна колонка про построение университета, рекомендация из которой отразилась и в этой инициативе), а реальное дело делают другие. Этой теме давно уже посвящены серьёзные усилия серьёзных учёных - в том числе Совета по науке. И, конечно, министерства - от разговоров публицистов и предложений учёных до реального воплощения - огромная дистанция. Но, мне кажется, судя по интервью Сергея Салихова, начальника соответствующего департамента, рассказывающего о федеральных профессорах по математике, моё имя как-то у него запало. Надеюсь, Стас не обидится - дело же хорошее :)
35 мнений // Ваше мнение?
Comments
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 05:49 (UTC) (Ссылка)
По итогам конкурса планируется отобрать около 30 федеральных профессоров
===================================
Пошутили? В любой заведомо убыточной футбольной иль хоккейной команде игроков столько же, с зарплатами на два порядка больше.
Это на 200 тысяч студентов один федеральный профессор ...

Edited at 2015-09-24 06:01 (UTC)
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 06:36 (UTC) (Ссылка)
А вот и 15-летние плоды в сфере мат. образования, где мы всегда были в лидерах.
Международная матем олимпиада школьников 2015, итоги
1.США
2.КНР
3.Республика Корея
4.КНДР
5.Вьетнам
6.Австралия
7.Иран
8.Россия

Edited at 2015-09-24 06:37 (UTC)
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 06:43 (UTC) (Ссылка)
Приведите уж, для комплекта, результаты по физике, химии, информатике?
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 06:51 (UTC) (Ссылка)
привёл по профилю, что под рукой.
Остальное не отслеживаю, но, думаю, Вы это можете найти в сети и выложить сами.
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 06:55 (UTC) (Ссылка)
А мне кажется, Вы привели данные не по профилю, а по принципу "всё пропало пора валить". Потому что, например, по физике результаты в этом году блестящие.

Edited at 2015-09-24 06:57 (UTC)
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 07:10 (UTC) (Ссылка)
не нашёл в посте слов ни "физика", ни "бои без правил".
А вот про федеральных профессоров по математике нашёл.
И пост вероятно написан к публикации "Математику спасут федеральные профессора" в Коммерсанте
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 07:09 (UTC) (Ссылка)
Да, и почему Вы ведёте отсчёт с 2000 года? Падение образования в нашей стране началось несколько раньше, лет на 9, я бы сказал.

Edited at 2015-09-24 07:11 (UTC)
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 07:16 (UTC) (Ссылка)
Потому что цикл школьного образования 11 лет, а наш любитель боёв без правил" пришёл к власти аккурат 15 лет назад.
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 07:23 (UTC) (Ссылка)
Подождите-подождите. Что-то Вы числами начали жонглировать. Я математику немножко учил, и хорошо помню, что 15 не равно 11. И да, что это за цикл такой? Физический смысл в студию.
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 07:29 (UTC) (Ссылка)
всё просто, 11 лет вкладываются в 15 летний период ...
Всё нынешние выпускники "собственного" производства
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 07:31 (UTC) (Ссылка)
Так в 24 они вкладываются ещё лучше, даже вместе со своими учителями, пришедшими к ним в начале нулевых.
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 07:52 (UTC) (Ссылка)
Вы хотите обратиться к истокам, в смысле не ту религию выбрал князь Владимир?
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 08:03 (UTC) (Ссылка)
Передёргиваете. Я всего лишь предлагаю рассматривать эволюцию школьного образования с момента распада советской системы, что мне кажется более естественным, чем за последние 15 лет.
К религии, выбранной святым равноапостольным князем Владимиром, у меня претензий нет. Я её исповедую.
(Удалённый комментарий)
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 09:05 (UTC) (Ссылка)
Извините, но в таком тоне продолжать с Вами диалог я не собираюсь. Всего хорошего, спасибо за беседу.
From: nik_k_ola Date: Сентябрь, 24, 2015 09:18 (UTC) (Ссылка)
да ничего личного, этот коммент не персонально к Вам, а к общей ситуации в стране.
Ну а картинка наверно не очень обидная?

Edited at 2015-09-24 09:21 (UTC)
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Сентябрь, 24, 2015 08:00 (UTC) (Ссылка)
международные олимпиады очень грубый показатель качества образования, т.к. только косвенно отображают средний уровень преподавания предметов в странах, особенно в больших. Под них собираются лучшие ученики (в большой стране всегда можно найти горстку юных гениев), их готовят лучшие преподаватели (которые на голову сильнее среднее состава преподавателей в стране, а может даже сами учились за рубежом или приглашенные иностранцы). Школьные олимпиады лучше отражают успехи небольших стран (вроде Сингапура), чем прогресс\регресс больших или огромных (Китай, США, РФ).
batcu From: batcu Date: Сентябрь, 24, 2015 08:17 (UTC) (Ссылка)
C чего вы взяли что это плоды именно качества мат.образования?

Мне кажется достаточно очевидным, что это связано совершенно с другим. А именно, с сократившимся количеством школьников. Последние годы их в 1.5-3 раза меньше чем в прошлом веке из-за демографического провала последних 25 лет.

Сократившееся количестве школьников снижает взаимную конкуренцию, а значит и качество образования.
musatych From: musatych Date: Сентябрь, 24, 2015 18:11 (UTC) (Ссылка)
Как мне рассказывали осведомленные люди, причина провала в том, что школьников в этом году кто-то очень умный решил тренировать 5 недель подряд без выходных, и заниматься при этом только решением задач, без лекций. Вот им всё и осточертело к олимпиаде. При этом для китайцев та же тактика работает.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 24, 2015 19:57 (UTC) (Ссылка)
Если выигрыш олимпиады даётся такой ценой, зачем это нужно стране? Это полностью перестаёт быть показателем хоть чего-либо, кроме размера выборкию
musatych From: musatych Date: Сентябрь, 24, 2015 20:02 (UTC) (Ссылка)
Какой стране - России или Китаю? России, как видно, не даётся. А для Китая все титулы ценны сами по себе, как я понимаю.
From: tmu_1971 Date: Сентябрь, 30, 2015 11:49 (UTC) (Ссылка)
Так ведь в спорте примерно так же. Тренировки отобранных людей до кровавого пота, которые могут иметь более чем косвенное отношение к здоровью населения, скажем.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 24, 2015 17:14 (UTC) (Ссылка)
Пусть отберут 30, а? Это будет на 30 больше, чем есть сейчас. Потом это можно будет попробовать распространить на другие, более сложные дисциплины.
winpooh From: winpooh Date: Сентябрь, 24, 2015 06:41 (UTC) (Ссылка)
Computer science, в некотором роде - раздел математики. Если иметь в виду настоящий CS, конечно.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 24, 2015 07:57 (UTC) (Ссылка)
"вузы конкурируют за то, чтобы победителей получить". Ну да, МГУ конкурирует с Вышкой и МИФИ, у остальных на доплаты денег нема. Да и зачем доплачивать, если и так работать будут, так как идти им некуда
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 24, 2015 10:37 (UTC) (Ссылка)
Фокус в том, что тех, кому сейчас "идти некуда", в случае улучшения финансирования ожидает скорее увольнение, а не повышение зарплат. Обычно так поступают в коммерческих фирмах в аналогичных ситуациях. Предполагается, что при снижении зарплат квалифицированные сотрудники увольняются, остаются те, кто неконкуретноспособен и готов работать за меньшие деньги. Они думают, что переживают вместе с фирмой трудные времена, но, как только эти времена кончатся, их ожидает вовсе не благодарность и повышение зарплаты (с какой стати, если они были согласны работать за меньшие деньги), а увольнение.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 24, 2015 16:32 (UTC) (Ссылка)
Интересно, а почему фирма их не уволит в трудные времен и будет дожидаться тучных лет. Если Вы это обоснуете, то можно вполне сварганить модель альтернативную баумолевской
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 24, 2015 17:15 (UTC) (Ссылка)
У сотен (только в Москве - у десятков) вузов есть деньги, чтобы доплачивать по 200-300 тысяч в месяц федеральным профессором. Посмотрите на зарплаты ректоратов.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 25, 2015 04:48 (UTC) (Ссылка)
Этим в основном и занимаюсь. Если у ректора - 300, то у обычного профессора - 25 и это 12-кратное соотношение держится уже лет 10, а то и 15
ammosov From: ammosov Date: Сентябрь, 24, 2015 10:14 (UTC) (Ссылка)
Это правильнее называть "ставками Минобра". Пытаются создать единицу, независимую от ректора. Никто скорее всего никуда переходить не станет, где были, там и останутся, только платить им будет Минобр напрямую, ну и педнагрузку скорее всего снизят до минимума - типа 1 проблемного семинара в неделю для аспирантов и особо избранных старшекурсников.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 24, 2015 16:33 (UTC) (Ссылка)
И продавать "ставки минобра" с аукциона тем же профессорам, чтобы деньги из системы не уходили
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 24, 2015 17:16 (UTC) (Ссылка)
Блин, капитан. В этом и смысл!
From: sasha_br Date: Сентябрь, 24, 2015 22:24 (UTC) (Ссылка)
Интересно, конечно, посмотреть, как это все будет устроено на практике. Например, наличие именно 5-летнего контракта несколько противоречит возможности привлекать людей с запада.
Насчет "Вузы будут конкурировать" тоже пока скорее утопия, потому что
а) Мне трудно себе представить человека суперуровня, который бы согласился поехать не в Москву и не в Питер (ну просто я таких не знаю - могу поверить, что кого-то пропустил, но вряд ли много)
б) Например, в Москве трудно себе представить, чтобы осмысленный человек пошел бы не в Вышку в этой ситуации.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 25, 2015 01:38 (UTC) (Ссылка)
Насколько я понимаю, план не в том, чтобы переманить кого-то из ведущих мировых университетов. Но разве очевидно, что сильный математик из Новосибирска не захочет переехать в Томск? Или в московский вуз, где он будет защищен?

Про пять лет - конечно, ты прав. По-хорошему, это должен был быть tenure. Но мне кажется, что в России просто нет юридической возможности создать профессорский контракт пожизненного найма в государственном вузе (все известные мне контракты такие "по факту", а не "по форме"). Кстати, я слышал, что это во многих странах проблема.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 25, 2015 04:50 (UTC) (Ссылка)
Я знаю одного, Владимир Петрович Бусыгин. Но это вроде как всё. Или есть еще примеры
From: sasha_br Date: Сентябрь, 25, 2015 15:44 (UTC) (Ссылка)
Про юридическую возможность я понимаю (а в каких ещё странах есть такая проблема? Формально в Англии Тэтчер теньюр отменила, но это скорее некая формальность - контракт подписывается всё равно бессрочный).

По первому пункту - тут всё зависит от предполагаемого уровня (или от количества позиций - это примерно то же самое). По крайней мере если говорить о чистой математике, то выдающихся людей вне Москвы и Питера я на данный момент не знаю ни одного.
35 мнений // Ваше мнение?