?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Просто так - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Просто так
Собираясь пойти в пятницу на конференцию по экономической теории (где, к слову, хорошо представлено "старшее поколение" - те, кто строил современную теоретическую экономику в 1970-1980е), вспомнил одну историю, почти никак с конференцией несвязанную. Точнее, связанную с тем человеком, в честь которого эта конференция - Хуго Соненншайном (из теоремы Дебрю-Мантеля-Сонненшайна, 17 глава в учебнике MWG).

История минимальная. Шесть лет назад, когда я был профессором в бизнес школе Kellogg (NWU), меня позвали выступить на семинаре по экономической теории в Чикаго. Что меня удивило, что переписывался я о деталях - какого числа выступать, какая именно из работ будет интересна (я же не "экономтеоретик", а, скорее, политэкономист), кого из коллег я хочу увидеть (обычно семинар сопровождается серией встреч по обоюдному желанию) и с кем пойти на ужин - как раз с Сонненшайном. Что этим занимается известный экономист, неудивительно - организацией всегда занимается кто-то из профессоров, а остальные профессора на факультете не менее известные. Но я знал, что до того, как снова стать нормальным профессором, выполняющим обязанности нормального профессора, он семь лет был президентом (как ректор, а в данном случае даже чуть больше) Чикагского университета, до этого - провостом ("вторым человеком" - первым проректором, отвечающим за образование и науку) Принстона, деканом мега-факультета (у нас такого аналога нет, объединение всех общественных и гуманитарных факультетов) в Университете Пенсильвании. То есть много лет был очень большим академическим начальником. И не видел ничего странного в том, что когда с этой лестницы он сошёл, стал таким же человеком, как другие профессора.

Это я к тому, что у нас в Москве, в местах где я учился и работал, у любого, самого небольшого академического начальника, от завкафедрой до деканов и директоров института, всё время был бесконечный страх того, что он может свою должность потерять. Путей, которые они могли рассматривать, было только два - "вверх" по административной лестнице и "держаться за кресло" любой ценой. Я это видел и у тех, кто попал на своё место случайно, и у тех, кто попал заслуженно, у тех, кто был слабым учёным (это более понятно), и у тех, кто до назначения был сильным, у молодых (после первых лет), и у совсем пожилых, у тех, кому должность приносила большие материальные блага и у тех, кому никаких не приносила. На моих глазах люди, которые сделали замечательные вещи на своих должностях, в последние годы потеряли - кто половину, а кто и всё - из того, что сделали, бессмысленно цепляясь за кресло. Несколько человек нанесли серьёзный ущерб своим структурам в последние годы. Конечно, каждый из них верил, что без него кафедра-институт-вуз-структура развалится - и ни в одном случае это не оказалось правдой.

Надо, правда, оговориться, что я вовсе не считаю, что все люди, с которыми я работал или которых наблюдал в процессе работы, пересидели на своих местах. Нет, здесь нет арифметических показателей (бывает, пять лет много для работы завкафедрой, бывает - и 20 лет имеет смысл работать ректором), и, действительно, бывают обстоятельства, когда многое держится на одном человеке. Но про всех людей, с которыми я когда-ли работал, я уверен, что такой момент наступит. А вот что они это осознают - не так уверен. Мысль, которую иллюстрирует мой пример с перепиской с Сонненшайном об организации семинара, очень проста - можно перестать быть завкафедрой-директором-деканом-ректором, и сохранить душевное равновесие и интерес к жизни.

И вот что поднимает мне настроение. Я как-то обещал, что напишу об одном хорошем человеке не когда он умрёт (да, это у меня хорошо получается), а когда он добровольно, как обещал, перестанет быть деканом-директором-ректором. Так вот он своё обещание выполняет, а писать что-то хорошее всегда приятно. 
28 мнений // Ваше мнение?
Comments
alextr98 From: alextr98 Date: Октябрь, 21, 2015 17:33 (UTC) (Ссылка)

"держаться за кресло" любой ценой

Для совсем уже не могущих работать ректоров, но всё ещё желающих держаться придумали должность "президент университета" - и почётно, и доходно, и иллюзия кресла.


Edited at 2015-10-21 17:39 (UTC)
alextr98 From: alextr98 Date: Октябрь, 21, 2015 17:38 (UTC) (Ссылка)

"держаться за кресло"

А вот военные уже давно поняли, как надо заботиться о пациентах, и придумали Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Для маршалов и генералов армии, убранных с реальных постов, чтоб им не обидно было - и должность, и деньги, и иллюзия какой-то работы.
А штатские в СССР так и не придумали ничего для себя толком.


Edited at 2015-10-21 17:41 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 21, 2015 17:42 (UTC) (Ссылка)

Re: "держаться за кресло"

Это правильно, но военные - немного особый рынок, по определению централизованный. Академический рынок очень децентрализованный - если ты чего-то стоишь как учёный или управленец, ты найдёшь другое место.
alextr98 From: alextr98 Date: Октябрь, 21, 2015 17:43 (UTC) (Ссылка)

ты найдёшь другое место.

В Америке можно, а в СССР, то бишь в РФ - увы, нет.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 21, 2015 17:51 (UTC) (Ссылка)

Re: ты найдёшь другое место.

Не уверен. Сколько было примеров, когда люди теряли должность из-за какого-то внешнего шока и быстро выяснялось - те, кто чего-то стоили, прекрасно находили другие посты, занятия и мир в душе.
lichinochka From: lichinochka Date: Октябрь, 22, 2015 00:09 (UTC) (Ссылка)

Re: "держаться за кресло"

На самом деле на западе военные (имеется в виду генералитет) не находятся на централизованном рынке, тем более при наличии mandatory retirement, наступающим около 60 почти для всех. Очень многие после этого продолжают фулл-тайм работу в самых разных (и неожиданных) местах.
talgaton From: talgaton Date: Октябрь, 21, 2015 18:10 (UTC) (Ссылка)
прошу прощение, за беспокойство.

моя ирония не были поняты.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 21, 2015 18:51 (UTC) (Ссылка)
Всё хорошо :)
enjoy_reading From: enjoy_reading Date: Октябрь, 21, 2015 19:20 (UTC) (Ссылка)
Кострикин был некоторое время деканом мехмата, но потом благополучно вернулся к профессорско-завкафедрской деятельности.
Ландо вроде бы недавно расстался с аналогичным креслом.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 21, 2015 19:27 (UTC) (Ссылка)
А.И. был деканом три года и ушёл, мягко говоря, недобровольно. (Он пострадал из-за скандала, в котором его вины было, видимо, минимум.) Завкафедрство он покидал, к сожалению, в точности так, как описано у меня в записи.

Интересно :)

Edited at 2015-10-21 19:28 (UTC)
arish From: arish Date: Октябрь, 21, 2015 19:40 (UTC) (Ссылка)
Ты же напишешь пост про Сергея Консиантиновича? Он уже не декан.
enjoy_reading From: enjoy_reading Date: Октябрь, 21, 2015 20:57 (UTC) (Ссылка)
Покинув пост декана, А.И. активно работал как ученый. С завкафедрством - да, но беда в том, что альтернативы как тогда не было, так и до сих пор не нашлось :(

Edited at 2015-10-21 20:57 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 22, 2015 08:06 (UTC) (Ссылка)
Ну я сам видел его в те годы, когда он уже и активным учёным не был, и завкафедрой только числился - и это было много лет.

Альтернатив и в 1990-м году было полно ("кандидатом" на завкафедрой Высшей алгебры мехмата был любой алгебраист в стране), и в 1995-ом, и в 2000-м. Даже если почему-то ограничиваться только внутренними кандидатами (а почему вдруг?), то я вижу (тогда) прекрасных кандидатов на все вкусы. "Отсутствие альтернативы" - типичная иллюзия.
enjoy_reading From: enjoy_reading Date: Октябрь, 22, 2015 11:56 (UTC) (Ссылка)
Я не имела в виду, что ее не было на самом деле, я имела в виду, что не нашлось, что то, что есть - не альтарнатива даже угасающему А.И. А в целом я конечно согласна, что эта система устроена более чем странно и весьма печально.

Edited at 2015-10-22 12:04 (UTC)
alextr98 From: alextr98 Date: Октябрь, 21, 2015 20:58 (UTC) (Ссылка)
... Юля отправилась на прием к декану мехмата Кострикину, члену-корреспондену АН СССР, между прочим, и задала ему простенький вопрос: "Чем объяснить, что еврейские ребята, медалисты и лауреаты олимпиад, провалились на экзамене по математике?" И получила незатейливый ответ: "Я не допущу на свой факультет ни евреев, ни татар!"
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 22, 2015 08:00 (UTC) (Ссылка)
Конечно, но немного смешно, что смещён с должности был как раз человек, мало ответственный за эту политику и (вроде как очевидно) не разделявший эти взгляды. А те, кто это все организовывал как раз поднялись вверх.
alextr98 From: alextr98 Date: Октябрь, 22, 2015 11:25 (UTC) (Ссылка)
Мы только выполняли приказ?
kzuev From: kzuev Date: Октябрь, 21, 2015 20:49 (UTC) (Ссылка)
Этот пример по-моему хорошо иллюстрирует отсутствие/присутсвтие феодального сознания по Кончаловскому.
brevi From: brevi Date: Октябрь, 22, 2015 01:45 (UTC) (Ссылка)
А еще Зонненшайн (кажется, что так), в бытность свою президентом университета, приходил на аспирантский семинар факультета математики и делал интересный и очень подробный доклад про теорему Эрроу и вокруг нее для приходящих ради халявной пиццы аспирантов-неспециалистов. Тоже вызвал глубокое уважение своим демократизмом и доступностью. (Кстати, Боб Зиммер тогда еще просто занимался своей наукой, в обиходе именуемой Zimmerology...)
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Октябрь, 22, 2015 04:16 (UTC) (Ссылка)
"Нет, здесь нет арифметических показателей (бывает, пять лет много для работы завкафедрой, бывает - и 20 лет имеет смысл работать ректором), и, действительно, бывают обстоятельства, когда многое держится на одном человеке"
Умеете соломку подстелить...
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 22, 2015 07:55 (UTC) (Ссылка)
Без этой оговорки это был попросту пост про Кузьминова, а это совершенно не про него. Реально он работает на посту ректора крупного университета примерно десять лет. Считайте, что он с 1992 года прошёл путь завкафедрой- декан-проректор и стал ректором в 2005. (Формально он был ректором Вышки с 1992 года, но Вышка-92 это большая кафедра, Вышка -98 - мега -факультет...).
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Октябрь, 22, 2015 08:19 (UTC) (Ссылка)
Если взять медиану пребывания на посту ректора по вузам России, то в этом районе и получится, наверное. Надо бы посчитать хотя бы выборочно
From: nik_k_ola Date: Октябрь, 22, 2015 04:41 (UTC) (Ссылка)
Держаться за кресло было самое безобидное качество советской школы полит экономистов.
Некоторые даже не в сталинское время, а в период оттепели умудрялись засаживать в психушку своих оппонентов.
Как было с Канторовичем, после доноса партийных экономистов Канторовича поместили в психиатрическую лечебницу, но вмешательство брата — известного психиатра — помогло ему вскоре покинуть больницу.
Впоследствии стал единственным нобелевским лауреатом по экономике, работавшим в СССР.

Edited at 2015-10-22 04:48 (UTC)
From: nik_k_ola Date: Октябрь, 22, 2015 05:04 (UTC) (Ссылка)
сейчас самое время повылазить внучатым ученичкам этой школы. И не удивлюсь, если автора блога по приезду прям из аэропорта отправят в больничку... "чикагская школа - говори, что думаешь" ... ишь развёл тут иностранщину.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 22, 2015 07:58 (UTC) (Ссылка)
Интересная деталь: улица в Москве названа не именем нобелевского лауреата, а полуграмотного проходимца, который выжил его из Москвы (Островитянова).
Елена Зарубина From: Елена Зарубина Date: Октябрь, 23, 2015 21:28 (UTC) (Ссылка)
Неужели есть только один такой?
George T. Beknazar-Yuzbashev From: George T. Beknazar-Yuzbashev Date: Октябрь, 27, 2015 15:49 (UTC) (Ссылка)
В чикагской школе права аналогично происходило - деканами становились подчас ярчайшие фигуры, а затем сами уходили с должности, оставаясь при этом в Чикаго. Douglas Baird был деканом 5 лет, Saul Levmore - 8, и оба до сих пор работают. Baird, к слову, брал Обаму на работу, а потом очень советовал ему не уходить в политику на том основании, что там ничего не светит. Больше Обама никогда не спрашивал его мнения по политическим вопросам :)

Но этот феномен - столь необычный для русского - ведь шире академической среды. За последнюю сотню лет (а из-за наследования царской власти и того больше) у нас почти не было _бывших_ правителей, ведущих нормальный образ жизни. Только Хрущев и Горбачев. А в Америке бывшие президенты привычны и любимы. Вон, Картер жив вовсю, все следят за здоровьем Буша старшего, Клинтон решительно активен, а Буш ударился в живопись.

То есть, смысл жизни вовсе не в административной должности какого-либо рода, и она с ней вовсе не заканчивается. А у нас как-то начальственность - это главное достижение.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 27, 2015 20:12 (UTC) (Ссылка)
Ну, Хрущев провёл остаток жизни (семь лет) под домашним арестом. Скорее уж тогда, Маленков и Молотов - примеры и дальнейшей карьеры на более низком уровне, и частной жизни.
28 мнений // Ваше мнение?