?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Память и любовь - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Память и любовь
Посмотрев «Спектр», новый фильм про Бонда, решил дописать мини-эссе – так, несколько неоконченных мыслей, начатое шесть лет назад. Про то, что все самое интересное стало происходить в прошлом – и это при том, что все понятнее и понятнее, что никакого настоящего прошлого нет. Не в фильмах про Бонда, а вообще во всем.

Уже в предыдущем фильме, «Скайфолл», герои двигались вспять по времени, но это движение было чисто механическим – прошлое, лишенное электронных приборов, оказалось удобным место для решающей битвы с современным злодеем. Прошлое злодея – оно же прошлое начальницы МИ-6, играло некоторую роль (именно там родился мотив), но, во-первых, какое ж это «прошлое» - 1997-ой год, а, во-вторых, это недавнее прошлое совершенно бесспорно – и М, и Сильва полностью согласны относительно того что там и как произошло. Они оценивают события по-разному, а помнят одинаково. А тут, в «Спектре»...

Однако Бог с ним, с Бондом. Первые признаки того, что целое поколение меняет свое представление о времени - и это изменение затрагивает все континенты - проявились в массовом сумасшествии про Гарри Поттера. В книжке есть загадочное свойство: вся интересная динамика, разбитые сердца, настоящие любовные треугольники, предательства и драмы – все происходит в далёком прошлом. В настоящем же кукольные персонажи испытывают кукольные чувства. Да, это не Эмма Уотсон становится все более деревянной с каждым фильмом, а её персонаж. Просто любовь к Гермионе из первой книжки – персонажу живому - заставляет критиковать актрису – хотя в книжке актрисы нет, а Мальвина шестой-седьмой серии из Гермионы точно та же.

В прошлом, которое с каждой частью все рельефнее и отчетливее, все по-настоящему и, благодаря тому, что мы узнаем его постепенно, как будто увеличивая с каждой серией разрешение микроскопа и, одновременно, все больше понимая, они там в прошлом живут, любят, предают. А Гарри нужен только для того, чтобы мы узнали, как это прошлое понимать – без его любви, произвольной как всякая настоящая любовь, как можно было бы определить - кто там в прошлом хороший, а кто плохой.

Конечно, у этого явления – все большей увлеченности конструируемым прошлым - есть своя социология, культурология и антропология и об этом явлении написаны статьи и книги. Честно говоря, мне ни разу в жизни не приходила хорошая мысль на темы массовой культуры так, чтобы, если тщательно поискать, не нашлось бы работы, где эта мысль была бы давно придумана, сопровождена примерами и как следует обсуждена.

Это, наверное, как-то связано со временем, в котором мы живем. Кто-то, наверное, уже написал о том, что двести лет назад или ещё раньше, если в фильме был конфликт по линии «отцы и дети», то виноваты оказывались дети. Ну чего там, сценарии же писали отцы. Блудный сын возвращался домой, отец его прощал. Сорок лет назад конфликт мог, как в «Истории любви», закончиться вничью. Но в последние двадцать лет все, что я могу вспомнить – от мультфильмов до романов – все про то, как старшее поколение с трудом находит путь к пониманию правоты детей и юношей. Собственно, «Скайфолл» о чем. Младшее поколение учит старших любить, быть честными, храбрыми, сильными. Приручать, в конце концов, дракона.

Или другой популярный пример. Если есть что нереалистичное в саге Мартина – а она, в некоторых отношениях реалистичнее как описание мира Ланкастеров и Йорков чем учебник по истории Англии – так это то, как герои зациклены на конкретных событиях двадцатилетней давности. Кто там кому при ком размозжил голову о железный угол трона... Если я правильно помню Дюби и Ле Гоффа, для людей средневековья события двадцатилетней давности были почти былинными, деды и бабки – персонажами сродни Бабы Яги и достоверность разговоров об этих событиях должна быть соответствующей. Но Мартин пишет в начале двадцать первого века и, естественно, его герои все помнят точно. Как не бывает.

Может быть, это потому, что мир – как минимум картезианский – живет без больших войн уже семьдесят лет и в нем у большинства людей нет «интересного» – с войнами, голодом, эпидемиями – прошлого? На периферии, конечно, войны и экономические катастрофы, ну так и Гарри Поттер с Тирионом Ланистером не на периферии появились. И «Спектр», в котором оказывается, что все, что многое из того, что случилось с Бондом последних серий – просто следствие одной развилки из его детства.

Метки:

18 мнений // Ваше мнение?
Comments
vovap From: vovap Date: Декабрь, 6, 2015 16:05 (UTC) (Ссылка)
По-моему время таки идет и Вы становитесь просто варчливы :)
Нагваль Кей From: Нагваль Кей Date: Декабрь, 6, 2015 16:51 (UTC) (Ссылка)
"В книжке есть загадочное свойство: вся интересная динамика, разбитые сердца, настоящие любовные треугольники, предательства и драмы – все происходит в далёком прошлом."
Непонятно. Почему в прошлом? Все, происходящее в романе - вне времени. Время действия романа - несущественное свойство романа. Точно также, к примеру, с "Мастером и Маргаритой". Или с "Тарасом Бульбой". Хотя время и необходимо, и всегда есть - время несущественно.
В абсолютном смысле, - Гарри Поттер случился в НАШЕ время, в НАСТОЯЩЕМ. Настоящее - это время нашей жизни. Мы свидетельствуем. Прошлое - это до нашего рождения. Будущее - это после нашей смерти. Тарас Бульба и Одиссей - они из прошлого, конечно, но это абсолютно не играет никакой роли.
"...для людей средневековья события двадцатилетней давности были почти былинными"
Неужели так? Вот прям для всех? И для Джордано Бруно?
Возможно, восприятие времени сильно индивидуально? Нужно социологическое
исследование; напридумывать вопросы, и студентов опросить; и прочие "фокус-группы" опросить тоже :)
"... у этого явления – все большей увлеченности конструируемым прошлым..."
Опять непонятно. Я не вижу такого явления. Конечно, наиболее вероятно не вижу потому, что "не так смотрю". Личные розовые очки. Всматриваюсь... все большая увлеченность... какие признаки? "...сколько же у эскимосов слов для обозначения снега? Ответ зависит от того, как их считать."
"Честно говоря, мне ни разу в жизни не приходила хорошая мысль на темы массовой культуры так, чтобы, если тщательно поискать, не нашлось бы работы, где эта мысль была бы давно придумана, сопровождена примерами и как следует обсуждена." Вот это круто. Яркая иллюстрация "работы" (существования-проявления) коллективного
разума, на мой взгляд. Интернет, как форма существования коллективного разума.

Спасибо. Ваши соображения интересны.

Edited at 2015-12-06 16:55 (UTC)
b0gu3 From: b0gu3 Date: Декабрь, 6, 2015 17:11 (UTC) (Ссылка)
Там в романах даты вообще-то указаны.
Гарри Поттер родился 31 июля 1980г.
Финальная битва за Хогвартс случилась 2 мая 1998г.
b0gu3 From: b0gu3 Date: Декабрь, 6, 2015 17:13 (UTC) (Ссылка)
Кстати, про мир без войн. Недавно кто-то заметил, что терроризм стал таким заметным общественным явлением именно потому, что давно не было крупных войн.
ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 6, 2015 17:23 (UTC) (Ссылка)
Сейчас меньше терроризма, чем в 1970-е. Но Ваше наблюдение тоже хорошее - см. волну терроризма конца XIX-го начала XX веков.
From: dead_doomer Date: Декабрь, 6, 2015 17:54 (UTC) (Ссылка)
Мне думается, что это не прошлое, а как у Стругацких в "Понедельнике", "придуманное прошлое".

Огромное количество людей, особенно на Западе (характеристика "огромное число" взята потому, что точных цифр я не знаю), живёт в придуманных мирах больше чем в реальности.
Те, кто не играют в "Танки" или "Варкрафт" (а это, между прочим, миллионы человек), находят себе придуманное прошлое (националисты) или придуманное будущее (фэндом) или даже "придуманное настоящее".
Я время от времени поглядываю на ОРТ и Киселёва, и я даже не могу сказать, как вещают некоторые "демократы", что это смерть и растление журналистики. Я вообще не могу воспринимать то, что они говорят, всерьёз. Однако, право слово, если представлять себе, что новости идут из параллельного мира, то они же поувлекательнее многих сериалов. "Глобальное противостояние." "Радиоактивный пепел." Почти Warhammer 40000.

ammosov From: ammosov Date: Декабрь, 6, 2015 22:03 (UTC) (Ссылка)
как раз "националисты" в танчики режутся как проклятые больше всех, компенсируют.
From: dead_doomer Date: Декабрь, 6, 2015 22:06 (UTC) (Ссылка)
Ну да, группы пересекаются.
ammosov From: ammosov Date: Декабрь, 6, 2015 22:02 (UTC) (Ссылка)
"двести лет назад или ещё раньше, если в фильме был конфликт по линии «отцы и дети», то виноваты оказывались дети. Ну чего там, сценарии же писали отцы. Блудный сын возвращался домой, отец его прощал. Сорок лет назад конфликт мог, как в «Истории любви», закончиться вничью. Но в последние двадцать лет все, что я могу вспомнить – от мультфильмов до романов – все про то, как старшее поколение с трудом находит путь к пониманию правоты детей и юношей. "

Во-первых, двести лет назад кинематографа не было. Во-вторых, это и для других жанров не так.
ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 7, 2015 05:16 (UTC) (Ссылка)
Не было? Да ладно - а чем Пушкин на жизнь зарабатывал? Стишками, что ли? Журналом "Современник"? Если бы не сериалы для телека, он бы не мог себе позволить ни крепостных, ни городского дома, ни красавицы-жены.
From: ext_1745607 Date: Декабрь, 6, 2015 22:13 (UTC) (Ссылка)
Еще пример из классики: основные события Средиземья, происходящие во вторую и третью эпоху мы узнаем из уст персонажей Властелина Колец. Там правда разрыв не 10-15 лет, а много больше. Но все же важность и масштабность исторических событий превосходит настоящее в разы.
avla From: avla Date: Декабрь, 6, 2015 23:26 (UTC) (Ссылка)
> В книжке есть загадочное свойство: вся интересная динамика, разбитые сердца, настоящие любовные треугольники, предательства и драмы – все происходит в далёком прошлом.

Это просто приём такой классический.

Вот у меня в детстве была любимая книга "Остров сокровищ",
и в этом романе как бы подразумевается что все основные события, пиратские сражения, грабежи — всё это в прошлом,
и постаревшие пираты вспоминают "а меня боялся сам Флинт" и т.п.
а мы читая роман являемся как бы свидетелями уже отдалённых событий, всего лишь поисков когда-то давно награбленных и спрятанных сокровищ,
но потом я понял что это специально так сделано,
чтоб был привлекательный фон недосказанной тайны.
ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 19, 2015 20:42 (UTC) (Ссылка)
"Остров сокровищ" не зря считается одной из величайших книг всех времён. Один главный герой, от лица которого ведётся повествование, чего стоит - это очень сложный персонаж с особым мировосприятием и чувством долга, но мастерство автора даёт возможность этого не замечать и просто следить за тем, что с ним происходит.
talgaton From: talgaton Date: Декабрь, 7, 2015 04:08 (UTC) (Ссылка)
1. это кто написал?

круть!

2. "Но в последние двадцать лет все, что я могу вспомнить – от мультфильмов до романов – все про то, как старшее поколение с трудом находит путь к пониманию правоты детей и юношей. " - чиста бизнес.
кто оплачивает - в данном случае бежит в кинотеатр - тот и оплачивает банкет.
современное искусство давно работает на подростков.

3. "Может быть, это потому, что мир – как минимум картезианский – живет без больших войн уже семьдесят лет и в нем у большинства людей нет «интересного» – с войнами, голодом, эпидемиями – прошлого?"
не волнуйтесь. вовочка обеспечит.
ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 7, 2015 05:14 (UTC) (Ссылка)
1. Что написал?

2. Хм. Так себе аргумент. Платят-то родители, а не подростки. Мне кажется, дело именно в том, что нынешнее "поколение 40-летних", в отличие от аналога 300-летней давности, имеет "старшее" и ему приятно видеть (свои) моральные победы над старшими.

3. Если будет новая мировая война, то не из-за Путина. Это было бы всё равно, что говорить, что Сербия вызвала Первую мировую.
alekcnova From: alekcnova Date: Декабрь, 7, 2015 14:29 (UTC) (Ссылка)
2. Платят родители, а вот покупают в основном подростки. Точнее, родители выделяют энную сумму на карманные расходы, а уже сами подростки решают как им деньги потратить. Даже если подростку денег не хватило и он вынужден специально просить их, например, в кино сходить, то всё равно, именно подросток сам решит на какой фильм ему идти. Наверное есть родители которые так тщательно контролируют своих детей, что всегда сами решают какое кино сыну/дочери смотреть, какую книгу купить и т.д., но в большинстве семей не так. Некоторые родители и вовсе лишь очень приблизительно представляют, что смотрят/читают их дети.

Другое дело, что talgaton не совсем точен, всё таки даже шоу-бизнес, не говоря уж про искусство, не работает только на подростков.
sensoscope From: sensoscope Date: Декабрь, 8, 2015 22:42 (UTC) (Ссылка)
3. Константин, где искать разломы и градиенты?
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Декабрь, 7, 2015 22:21 (UTC) (Ссылка)
В случае с Гарри Поттером не соглашусь: конкретные даты событий там не имеют принципиального значения, это скорее литературный прием для создания достоверности произведения; время там условно, не привязано к конкретному историческому периоду. Привязать историю намертво к настоящему – обречь ее на верное забвение. А перенести повествование в неопределенное будущее, видимо, было сложно, т.к., имхо, этот жанр Дж. Роулинг не близок.
«Правота» молодежи, возможно и вправду, как-то связана с платежеспособным спросом: основные потребители массовой медиапродукции - аудитория от 15 до 35 лет.
Еще добавил бы, влияние ускорившегося темпа обновления знаний во всех областях деятельности (бизнес, досуг, культура, отношения в обществе): в прошлом знания обновлялись очень медленно, многолетний опыт старших поколений доминировал над куражом и напором молодости, на этом базировался авторитет «отцов». В последние же полвека люди нередко уже в 45-50 лет ментально чувствуют себя стариками, неспособными угнаться за современным темпом жизни, с трудом осваивают последние нововведения. 20-30-летние лучше своих отцов разбираются в технических новинках, последних общественных трендах, связанных в т.ч. с соцсетями, конкурентоспособнее на рынке труда. Все это неизбежно бьет по авторитету старшего поколения в глазах молодежи и их собственных глазах.


Edited at 2015-12-07 22:23 (UTC)
18 мнений // Ваше мнение?