?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Лучший учебник экономики на русском языке (и его можно скачать бесплатно) - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Лучший учебник экономики на русском языке (и его можно скачать бесплатно)
Приятно испытать полноценный шок – позитивный – прямо перед Новым годом. Я отложил на каникулы тщательное чтение «Азов экономики» Марии Бойко и теперь сижу, переживаю.

Коротко говоря, это – лучший первый учебник по экономике на русском языке, который я видел. Он рекомендуется всем без исключения школам, школьным учителям и школьникам в качестве основного учебного пособия. Это именно полноценный учебник на два года обучения – последовательное изложение, задачи, проверочный материал, медленно увеличивающаяся сложность. С учётом того, что «Азы экономики» доступны для скачивания бесплатно – с разрешения автора, у него есть все шансы стать самым используемым учебником в стране.

Как он соотносится с лучшими современными учебниками – теми же «Основами экономики» Мэнкью? Скажем – это случай использования лучших педагогических практик в области экономики, полноценно адаптированный для России и российского читателя. Понятно, что адаптация состоит не только и не столько в переводе – хотя, к слову, читаются «Азы» прекрасно – сколько в правильной перефокусировке. США – большая экономика, Россия – относительно маленькая – значит, нужно более подробно рассматривать другую макроэкономическую модель (микро, конечно, везде одинаковое). Это всё проделано замечательно.

Мы с Марией преподавали экономику в школе – я это делал десять лет, но всегда был нужен «напарник» и последние восемь это была как раз Маша. Впрочем, это она была полноценным учителем, а я помогал. Школьники у нас были замечательные, но слабомотивированные (предмет был необязательным и оценка не шла в аттестат) – впрочем, и МИЭФ, и экономфак МГУ мы серьёзно пополнили.

Возвращаясь к учебнику - мало ли что можно улучшить. Мне бы хотелось, например, чтобы теорема Коуза была сформулирована по-другому. Или, например, среди заданий могли бы быть задания на «поиск» - по моему опыту работы со школьниками, задания, которые требуют поиска в интернете (даже если он заведомо приведёт к цифрам с сайта МВФ или Мирового банка). Две последние главы – если учебник рассчитан на два года – сильно спрессованы (собственно, они покрывают второй год) и без учителя его не прочтёшь. К сожалению, среди школьных учителей единицы сами знают этот материал – он слишком сложный.

Напоследок – я рекомендую этот учебник не только школьникам и первокурсникам (материал покрывает стандартный год обучения экономике). Если кому-то нужно понять, как устроена экономика, как работает денежная система, что влияет на обменный курс – читайте. Еще раз – на русском языке я не знаю текста лучше! Однако читайте с начала, потому что сложность растёт сначала (первые триста страниц) медленно, а потом – всё быстрее и быстрее, а понять как появляются и контролируются деньги, не разобравшись в азах микро не получится.
73 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
knyazev_v From: knyazev_v Date: Декабрь, 30, 2015 09:57 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, давно подобное искал. Про прибавочную стоимость там есть?
From: heyaheyo Date: Январь, 18, 2016 03:20 (UTC) (Ссылка)
"Прибавочная стоимость" - это термин из философии Маркса, если я не ошибаюсь. Какое отношение он имеет к экономике? В микроэкономике - там обычно другие понятия типа "экономической прибыли", которая при конкурентном равновесии в долгосрочном периоде получается "нулевой".
navimann From: navimann Date: Декабрь, 30, 2015 10:15 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, качнул
democrazzzy From: democrazzzy Date: Декабрь, 30, 2015 10:28 (UTC) (Ссылка)
Мне бы хотелось, например, чтобы теорема Коуза была сформулирована по-другому
Учитывая, что Коуз никогда не претендовал на авторство формулировки теоремы его имени, Вы можете это сделать совершенно невозбранно.
Собственно, формулировку - в студию!
korneev14 From: korneev14 Date: Декабрь, 30, 2015 12:47 (UTC) (Ссылка)
при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.
hordon From: hordon Date: Декабрь, 30, 2015 11:10 (UTC) (Ссылка)
Спасибо большое.
From: enbrailled.blogspot.com Date: Декабрь, 30, 2015 11:21 (UTC) (Ссылка)
Пролистал несколько страниц - очень похоже на Экономику Mankiw, ну просто один в один, иногда читается как перевод или изложение. Поэтому делит с книгой Мэнкью и ее достоинства, и ее недостатки.

Среди недостатков у Бойько нет границы между экономикой как человеческой деятельностью и экономикой как наукой. У Мэнкью есть хотя бы ощущение эпистемологического смирения: экономика как наука это инструмент познания, а не описание "того, как оно есть на самом деле".

ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 30, 2015 11:27 (UTC) (Ссылка)
Близко - так на то Мэнкью и лучший современный учебник. Но Мэнкью - про США и для американцев, а Бойко - для России.
maks_moskovite From: maks_moskovite Date: Декабрь, 30, 2015 12:26 (UTC) (Ссылка)
а на каких по возрасту или классам школьников он рассчитан? судя по картинкам и стилю (винтики-шпунтики) на 5-7 классы, не старше.
From: abba65 Date: Декабрь, 30, 2015 13:40 (UTC) (Ссылка)
К сожалению, в этом, как и в других учебниках, есть задачи, но нет ни решений, ни даже ответов. Не берусь предполагать, с чем связано это упущение, но будет ли оно исправлено?
Есть/будет ли решебник или хотя бы сборник ответов? Пусть не к хорошему учебнику. Сгодится любой сколь-нибудь терпимого качества... на безрыбье-то.
tbdsch From: tbdsch Date: Декабрь, 31, 2015 11:49 (UTC) (Ссылка)
На сайте учебника можно скачать ответы к задачам http://azy-economiki.ru/answers/

Edited at 2015-12-31 11:54 (UTC)
ivanoff272 From: ivanoff272 Date: Декабрь, 30, 2015 21:54 (UTC) (Ссылка)
Марии Бойко -- жены Максима Бойко?
ksonin From: ksonin Date: Декабрь, 31, 2015 07:07 (UTC) (Ссылка)
Это что бы поменяло?
(Удалённый комментарий)
ksonin From: ksonin Date: Январь, 1, 2016 20:28 (UTC) (Ссылка)
Не надо писать о том, о чём не знаете. Во всяком случае, у меня в блоге. Пишите у себя.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: cassiopella Date: Январь, 1, 2016 13:16 (UTC) (Ссылка)
Почитала местами учебник. Книга вызывает смешеные чувства. С одной стороны очень нужная для России вещь, так как у нас люди не понимают что такое экономика и экономическая наука. В книге затронуты все важные темы, упоминаються основные экономические модели и т.д. и т.п. Очень легко читается и всё понятно. Но! Такое большое и жирное "но". Она написана слишком детским языком, максимум для учеников средней школы. Всё очень сильно поверхностно. Местами представлено только одно мнение, словно оно единственно существующее и/или правильное. И самое ужасное это математика на уровне 2+2. Читатель может подумать, что экономика это гуманитарная наука, где практически не нужна математика. Точнее, российский читатель уже так думает. И прочитав книгу это ошибочное мнение только укорениться.

Хотелось бы, что бы автор написал углубленную версию для первокурсников-старшеклассников.

=========
Напоследок – я рекомендую этот учебник не только школьникам и первокурсникам (материал покрывает стандартный год обучения экономике).
=========
Правда что ли? Это весь первый курс российского вуза? Я училась во Франции. Книга Марии это половина введения в экономику в 1ом семестре. Что-то вообще не рассматривали и не упоминали, как например карбоновые рынки и монополистическая конкуренция. Просто об этом французы узнают еще в школе на предмете "экономика". Причем каждый раз прямо говорят, кто предложил теорию или модель. Т.е. дети знают, кто такой Dixit, Stiglitz, Krugman...
ksonin From: ksonin Date: Январь, 1, 2016 20:27 (UTC) (Ссылка)
Это книга для первокурсников-старшеклассников. (Я даже не совсем понимаю, что Вы имеете в виду, когда пишете этот комментарий - что я, когда пишу, для кого книга по экономике, не понимаю, для кого она?) Технически она такая же сложная, как школьные учебники по физике, в ней примерно такие же упрощения - просто из-за того, что это написано в одну книгу - первые главы - это как физика 6-7 класс, а потом доходит и до 11-го.
From: cassiopella Date: Январь, 1, 2016 15:38 (UTC) (Ссылка)
Так как я специализируюсь в экономике энергетики и окружающей среды, я в первую очередь прочитала Экология + экономика, реформа РАО ЕЭС и что будет, когда закончится нефть. Увы, много недочетов и ошибок :

1) "Экология + экономика" - правильнее было бы написать экономика окружающей среды. Потому что речь идет только об этом, а не об экологии. Основные постулаты в корне неверны (стр. 140). Экологией и окружающей средой занимаются, потому что хотят улучшить здоровье граждан и снизить смертность. Это первая и основная причина. Да, установка очистных сооружение не бесплатна, но жизнь человека дороже! Государства не пытаются "установить допустимый уровень загрязнения", так как это бы означало установить допустимый уровень болезни и смертности. Способы регуляции на стр. 141 относятся больше к парниковым газам. Что касается выбросов, то все гораздо сложнее.

2) Выбросы и парниковые газы. У автора это одно и тоже, хотя на самом деле это не так. Частично они пересекаются. Но не все парниковые газы вредны для здоровья. И часть ученых продолжает считать, что парниковые газы не влияют на климат планеты. А выбросы это пыль/твердые частицы, химия и т.п. Взять Магнитогорск или Норильск. После 24 часов на улице, машина покрывается тонким слоем пыли. Это и есть выбросы, которые вдыхают и которые являются причиной низкой продолжительности жизни в этих городах. Ну или еще запах тухлых яиц на весь город.

3) Карбоновый рынок и кризис 2008. Упал не спрос на выбросы, а упало производство. Это не учли при раздаче квот на год (несколько лет) вперед. В итоге их выдали больше, чем нужно было. Например, завод 3 со страницы 141. До кризиса выбрасывал 20 тонн, после кризиса сократил производство и выбрасывает 15. А квоту дали на 17 тонн.

4) "Разрешение на выбросы". У специалистов не принято так говорить. Да, в итоге выходит именно так: "мы вам разрешаем выбрасывать Х тонн". Но это как сказать человеку, который весит 150 кг, что он "жирный" вместо "у тебя проблемы с весом". Поэтому говорят "квоты" или "кредиты".

5) Реформа РАО ЕЭС. Резюмировать её можно так: взяли и бездумно скопировали c UK. Мария пишет, что технической монополией являются только сети (линии высоковольтных передач это тоже сети) и диспетчерское управление. Если бы это было так! Практически все электростанции в России тоже естественные монополии. Это и АЭС, которые требуют громадных вложений. И большие ГЭС, которые еще и не везде построишь и влияют на окружающию среду. И самое главное ТЭЦ, которые производят одновременно электричество и тепло для 90% жилья в России. Тот еще геморой. Черный ящик. Никто не знает реальных затрат на производство и распределение тепла. Какие конкуренты? Никто не даст построить новую ТЭЦ с отопительной сетью, это нарушит весь баланс региона. Да и где деньги на неё найти? Конкуренцией может быть независимое отопление, как например газовый котел в квартире или в подвале жилого дома. Но они как раз запрещены! Реформа была в 2008ом, никакой конкуренции не появилось за 7 лет.

6) Что будет, когда закончится нефть? Я понимаю, что цель была представить модель Мальтуса. А данный вопрос у всех на слуху, особенно в нашей стране. Получается красивый заголовок... Но все же довольно слабо связаный с моделью Мальтуса. Говорят, что нефти хватит на 30-40 лет. Тоже самое говорили в 70ые. Откуда растут ноги у этой пугалки? Речь идет о кривой Хабберта: см. на википедии "Hubbert peak theory". Он известный геофизик из компании Shell, специализировавшийся на геологии нефти.

7) Зачем приводить график роста ВВП и цену на нефть, да так что вводит читателя в заблуждение? Визуально вроде одна и таже динамика, на самом деле нет. Зачем манипулировать читателем? В графике написано "цена на нефть". На какой маркер нефти???

Итого видно, что это не специализация Марии. Это не упрек. Я так и думала, что это часть будет сильно хромать. Экономистов в России слишком мало и они способны пока заниматься такими узкими темами. Плюс правительство не работает с экономистами на эту тему и следовательно, где им взять реальный опыт по таким проблемам как РАО ЕЭС? Я кстати еще не встречала ученых из России, которые специализируются в этих темах.
ksonin From: ksonin Date: Январь, 1, 2016 20:24 (UTC) (Ссылка)
Такие же комментарии напишет любый профессионал к любому школьному учебнику. Мало ли как профессионалы что-то называют. Автору важно изложить важные, с точки зрения, в данном случае, экономической науки идеи на том же языке, на котором написаны предыдущие главы.
filin From: filin Date: Январь, 1, 2016 15:39 (UTC) (Ссылка)
Это - лучший учебник? Ой :-(

Список только главных претензий:
1. Налицо пропасть между рассматриваемыми конструкциями и "наблюдаемым в быту поведением нормальных людей", причем она никак не обсуждается;
2. На почти каждую иллюстрацию элементарно строится контрпример, что тоже никак не обсуждается;

(Скажем, если воспринимать рассуждение о сравнительных преимуществах буквально - получится, что любым двум нетождественным людям в любой момент времени выгодно заключить некий договор, чем бы они ни занимались. Поскольку это очевидно не так, требуется объяснение ;-) )

3. Никак (если я не пропустил) не обсуждается энфорсмент договоров и/или надежность контрагентов, а это вообще-то одна из главных тем ;-)
ksonin From: ksonin Date: Январь, 1, 2016 20:22 (UTC) (Ссылка)
Ты сначала прочти, а? Такой же идиотский комментарии легко написать к школьному учебнику физики.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
roman_kr From: roman_kr Date: Январь, 1, 2016 17:41 (UTC) (Ссылка)
Merci:)
С Новым Годом!
filin From: filin Date: Январь, 3, 2016 20:19 (UTC) (Ссылка)
Ну ладно, если на то пошло - рассмотрим подробно главу о сравнительных преимуществах (стр. 36 и далее), где рассматриваются хороший работник Василь Василич (ВВ)и бездельник Васька (В) - и доказывается, что им все равно выгодно заключить договор/вступить в партнерство, хотя В уступает ВВ как работник по всем позициям.

1. Предполагается, что бездельник и неумеха Васька тем не менее абсолютно надежен как контрагент. Причем это никак не оговорено! Ясно, что если есть шанс, что В свою часть контракта попросту не выполнит - все рассуждение сыплется. И что тогда делать ВВ? Как и положено, встает вопрос энфорсмента - опять же никак не оговоренный.

2. Никак не оговорено, что если на рис. 3.1 обе прямые паралелльны - то таки партнерство теряет смысл. Понятно, что это уникальный случай - но именно поэтому это нужно обговорить!

3. По этому же рассуждению получается, что любым двум нетождественным людям в любой момент времени выгодно заключить некий договор, чем бы они ни занимались. Поскольку это очевидно не так, опять же требуется объяснение.

4. Результат сотрудничества в искусственном примере получается весьма скромный - суммарный output возрастает процентов на 15, если не путаю. Непонятно, стоит ли это хлопот по организации сотрудничества и уж подавно не ясно, как такой скромный эффект может привести к радикальному всеобщему разбогатению. Опять же требуется разъяснение.

5. Казалось бы, именно сюда нужно приплести смежное рассуждение о том, что неважно, ВВ нанимает В, или же В нанимает ВВ, или у них партнерство - результаты должны быть тождественны. А нету.

6. Я бы всю эту тему вообще передвинул на сильно позже, где обсуждается безработица и межстрановая конкуренция.

Как-то так ;-)
18cc From: 18cc Date: Январь, 3, 2016 21:38 (UTC) (Ссылка)
Ну ладно, а Вы бы какой учебник порекомендовали для взрослого человека с техническим образованием, но слабо разбирающегося в экономике?

ЗЫ:Для себя интересуюсь.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
From: onanim_burns Date: Январь, 5, 2016 18:10 (UTC) (Ссылка)
И все же, Костян. Тут уже товарищи сверху интересовались. Кто это М. Бойко такая? Никто ее не знает, а она - бах - "лучший учебник" написала. Это псевдоним? Кто написал-то?
ksonin From: ksonin Date: Январь, 5, 2016 18:13 (UTC) (Ссылка)
Да все её знают. Маша училась на экономфаке, работала в РЕЦЭПе, вела семинары в РЭШ, мы с ней в школе десять лет работали.
73 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 2
[1] [2]