?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
И так идёт за годом год... - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
И так идёт за годом год...
Оказывается, неделю назад забыл выложить колонку в "Ведомостях". Про Эрдогана и не только.


1 августа 2016 года

Стандартный путь диктатора

Каждому политическому лидеру кажется, что его обстоятельства уникальны, а действия – наилучший ответ на вызовы, стоящие в данный момент перед его страной. На самом деле его шаги, как правило, повторяют нехитрый исторический опыт. В июле 2016 г. турецкий президент Реджеп Эрдоган сначала стал героем чуть ли не голливудского боевика, избежав покушения во время попытки военного переворота, а потом воспользовался массовой поддержкой населения для того, чтобы превратить локальную победу в окончательный триумф собственной диктатуры. Уволены и арестованы сотни военных и гражданских лиц, закрыты университеты, школы, академии, газеты и множество других, самых различных организаций.

Да, конечно, у Турции уникальная история – это наследница одной из великих империй, столетия бывшей одной из ведущих сил в европейской политике, – и уникальная ситуация. Армия, почти 100 лет игравшая ключевую роль в качестве якоря светских ценностей, с развитием общества и ростом экономики все больше утрачивает свою ключевую роль. А с другой стороны, что может быть стандартнее? В стране с небольшим опытом конкурентных выборов и с невысоким уровнем развития общественных институтов лидер, пришедший к власти демократическим путем и находившийся у власти во время 10–15 лет быстрого экономического развития, воспользовался своей популярностью для разрушения действующих институтов. Или, попросту говоря, для консолидации личной власти.

Кто только не делал этого в ХХ веке... Филиппинский лидер Фердинанд Маркос, доминиканский Рафаэль Трухильо. В Латинской Америке чуть ли не каждый лидер, сохранявший популярность к концу своего конституционного срока, придумывал фокус, позволявший остаться у власти. Неудачный заговор позволил консолидировать власть Чавесу в Венесуэле, а борьба с внешними врагами – вообще стандартный прием всех наполеончиков мира. (Чаще всего жупелом выступают США независимо от того, проявляют ли американцы хоть малейший интерес к части света, в которой расположена описываемая страна.)

В случае Турции повторяется сюжет из оруэлловской антиутопии «1984», в которой описан, по существу, СССР. В романе у страны, в которой происходит действие, есть злейший враг – некто Гольдштейн, козням которого приписываются все беды страны. Гольдштейн списан с героя Октябрьской революции Льва Троцкого, не поделившего потом власть с Иосифом Сталиным. Злейший враг Эрдогана – его давнишний соратник по борьбе с военными, поссорившийся с ним и укрывшийся в США Фетхуллах Гюлен. Даже внешне Гюлен немного похож на оруэлловского Голдштейна, как он описан в романе. Ну а настойчивые обвинения Гюлена во всех турецких проблемах все более напоминают «пятиминутки ненависти». Но суть не в случайном сходстве – просто Оруэлл правильно понял, что для удержания власти нужен внешний враг.

История так же довольно четко предсказывает судьбу Реджепа Эрдогана. Он консолидирует власть и установит окончательно собственную диктатуру. Любое выступление против него будет выступлением «против Турции». Соответственно, его собственное дряхление будет и дряхлением государственных институтов. И наводить порядок и восстанавливать страну придется не после «ухода президента», как в нормальной стране, а после лет «застоя» и, потом, «развала».



Этот же текст можно прочитать на сайте "Ведомостей".
36 мнений // Ваше мнение?
Comments
korneev14 From: korneev14 Date: Август, 8, 2016 09:16 (UTC) (Ссылка)
но что характерно - оппозиция выступила на его стороне о время мятежа....
(Удалённый комментарий)
mneochenhrenovo From: mneochenhrenovo Date: Август, 8, 2016 10:17 (UTC) (Ссылка)
Что там с турцией не знаю а в случае РФ никакие чикагские заговоры не нужны. Коррупция и разворовывание при путине в 2000 - 2014 было настолько идеальны что никакие заговоры не понадобились. Россия прогуляла и пропила свое будущее в эпоху путинского криминального гламура.
(Удалённый комментарий)
mneochenhrenovo From: mneochenhrenovo Date: Август, 8, 2016 11:27 (UTC) (Ссылка)
А так это Обама подсказал путину ввести продовольственные санкции против населения РФ. Это Обама заставляет путина раздавать деньги своим друзьям под распильные проекты. Это Обама заставляет путина выдавать сотни миллиардов всяким роснефтям имени сечина которые меняют на доллары и загоняют доллар вверх. Это Обама заставил путина потратить 50 000 000 000 долларов на ненужную Олимпиаду в Сочи. Это Обама строит Керченский мост на котором пока только разворовывают миллиарды.
(Удалённый комментарий)
mneochenhrenovo From: mneochenhrenovo Date: Август, 8, 2016 12:56 (UTC) (Ссылка)
Путину сходило. России нет. Экономика начала замедляться с 2012 года и к 2014 уже вошла в рецессию. Еще задолго до обещанных Обамой кар.
(Удалённый комментарий)
mneochenhrenovo From: mneochenhrenovo Date: Август, 8, 2016 13:19 (UTC) (Ссылка)
ну так не надо было по ночам по чужим территориям бродить и отжимать
From: ikik Date: Август, 8, 2016 12:50 (UTC) (Ссылка)
Если кто-то говорит, что в десять вечера будет закат, - это не значит, что он может уронить Солнце.
akim_trefilov From: akim_trefilov Date: Август, 8, 2016 09:59 (UTC) (Ссылка)
Характерно также то, что Эрдоган как мантру бубнит обвинения в адрес любых своих реальных и воображаемых оппонентов в "терроризме" и во "враждебности к демократии". Собственно, диктатура и конструкт единой нации, коей противостоят коварные тайные враги - две вещи нераздельные.
gena_t From: gena_t Date: Август, 8, 2016 10:42 (UTC) (Ссылка)
Это от Буша пошло. Он там начал эту свою херню про терроризм, вот все и подхватили. Типа если американцы так говорят, то и нам можно.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Август, 8, 2016 12:34 (UTC) (Ссылка)
Вообще, я считаю, что первым эту мульку придумал Майкл Мур в своем дурацком художественном фильме "Канадский бекон".
gena_t From: gena_t Date: Август, 8, 2016 10:39 (UTC) (Ссылка)
А что ему еще остается? Он может быть и рад бы оставаться демократическим, а потом уйти на пенсию мемуары писать, но ведь не дают гады. Из самолетов в него стреляют. Ну и реакция демократической публики показывает, кто за всем этим стоял. Приходится становиться диктатором. Но может его и раньше убьют конечно, это я не знаю.

Edited at 2016-08-08 10:45 (UTC)
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 11:00 (UTC) (Ссылка)
Вот тут согласна. Жаль только что европейцы нифига не понимают, что им делать в такой ситуации...
А следовало бы собрать всех турков, кто вышел в Германии в поддержку эрдогана и отправить ближайшим рейсом на родину, даже если она для многих из них историческая. Это то, с чего следовало бы начать.
Дальше - разрыв всех экономических связей, вывод вооружений, блокада. И никаких беженцев оттуда, ни турецких, ни тем более транзитных.

Я об этом даже целый пост написала, посвященный прошлогодней премии мира.
= В нынешних условиях у оппозиции при тоталитарных режимах вообще нет ни единого шанса. На стороне правящей верхушки всегда новейшие технологии, вооружения и получающие щедрое вознаграждение силовики.

Так что если цивилизованный мир не желает и впредь совершать прогулки по поляне, усеянной граблями, он должен раз и навсегда усвоить нехитрое правило - НИКАКИХ заигрываний с несменяемыми лидерами, торговли с подобными странами, снабжения вооружениями, принятия к себе абрамовичей разного замеса.

Вот только собрался очередной эрдоган на третий срок, сто пятьдесят доказательств законности этого шага приведя - сразу разрыв контрактов со строительными, туристическими и плодоовощными гигантами, как бы это ни ударило по собственной западной экономике, высылка всех турецких якуниных с чадами и домочадцами на Родину, прекращение поставок чего бы то ни было. Пусть сначала выстроят цивилизованный порядок в собственной стране, а потом уже пользуются теми самыми правами во всем мире.

И еще. Железный занавес конечно опускать не надо. Каждый житель очередной недоимперии со своим особенным путем развития должен иметь возможность посмотреть, как устроена жизнь в других странах. Две недели раз в полгода как раз достаточно. Приехать, посмотреть, купить чего-нибудь необходимого, включая предметы роскоши, и обратно назад в свою тоталитарную страну. А уж развивать ее или ходить на демонстрации в поддержку нацлидера - пусть сами решают. Мы же демократы в конце концов. =
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Август, 8, 2016 11:18 (UTC) (Ссылка)
Собрать и выслать, нарушив собственное законодательство, — как всё просто. В России именно так и делают, особенно в Чечне.
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 11:36 (UTC) (Ссылка)
Я не говорю, что это просто. Я говорю, что это надо сделать.
yurgenfish From: yurgenfish Date: Август, 8, 2016 12:27 (UTC) (Ссылка)
А если среди немцев турецкого происхождения на проэрдогановском митинге окажутся немцы немецкого происхождения? Их тоже надо выслать на историческую родину?
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 12:54 (UTC) (Ссылка)
Вы сначала определитесь с термином - историческая родина, а потом обратно про вероятность присутствия этнического немца на проэрдогановском митинге поговорим, и что с этим делать.
yurgenfish From: yurgenfish Date: Август, 8, 2016 13:08 (UTC) (Ссылка)
Подождите, но ведь это вы хотели кого-то там выслать на историческую родину, это ваш термин, я вообще не знаю, что это такое. Вы и расскажите. В паспортах, небось, историческая родина не обозначена? Как турков от немцев отличать будем?
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 14:52 (UTC) (Ссылка)
Ну может - по пятничной молитве? По жене в хиджабе. По выплачиваемому пособию. Ну так... для начала. По участию в митинге за эрдогана опять-таки. Кстати. Если какому-то этническому немцу нравится эрдоган, почему бы ему не поехать в Турцию?
yurgenfish From: yurgenfish Date: Август, 8, 2016 20:52 (UTC) (Ссылка)
Всё это может быть и хорошо, но как это осуществить практически? Ничто из вами перечисленного не запрещено и наказания никакого за это не предусмотрено. И уж тем более, немецкие законы не предусматривают высылку собственных граждан на их исторические родины и куда бы то ни было вообще.
vit_r From: vit_r Date: Август, 8, 2016 14:34 (UTC) (Ссылка)
А следовало бы собрать всех турков, кто вышел в Германии в поддержку эрдогана и отправить ближайшим рейсом на родину, даже если она для многих из них историческая. Это то, с чего следовало бы начать.

А что делать с теми нецкими немцами, которые очень его любят?

Как писал Райшустер, если рассказать о Путине всю правду, многие немцы распознают в нём Фюрера и возлюбят безумно.
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 14:42 (UTC) (Ссылка)
В чем проблема? Пусть приезжают в РФ и живут. Милости просим. Один большой любитель, француз правда, уже приезжал. Говорят, уехал.
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 8, 2016 11:01 (UTC) (Ссылка)
п.с. Посмотрела вчера сборище в поддержку эрдоганища. Охренела.
From: ikik Date: Август, 8, 2016 12:53 (UTC) (Ссылка)
Это, конечно, очень грустное предсказание - декады движения в противоположном направлении.
Алген Масурис From: Алген Масурис Date: Август, 8, 2016 12:56 (UTC) (Ссылка)
Вообще-то, книга была о будущем Британии, никакой СССР там не подразумевался.
ivanchijov From: ivanchijov Date: Август, 8, 2016 13:48 (UTC) (Ссылка)
Да, все стандартно, все уже было много раз. К сожалению, Турция может забыть о Европе и вообще прогрессивном развитии лет этак на десять, Россия аналогично. В какой-то момент народам перепрыгнувшим через несколько ступеней исторической эволюции начинает казаться, что это их собственные заслуги, они забывают про то, что импортировали все политические, экономические и технические достижения из развитых стран. Будут учиться на собственных ошибках до тех пор пока не осознают реальность.

Edited at 2016-08-08 14:13 (UTC)
vit_r From: vit_r Date: Август, 8, 2016 14:32 (UTC) (Ссылка)
Шлёпнут его через год-два.

Не учтён курдский фактор. Именно тех, кто должен его сдерживать, он сейчас и сажает. (И собирается убивать)

Плюс персонификация власти упрощает борьбу с ней.
gena_t From: gena_t Date: Август, 9, 2016 05:29 (UTC) (Ссылка)
Как раз с курдами может все и получится. Как я понимаю, Эрдоган же не такой турецкий националист, как эти его генералы. Если с удастся с генералами окончательно разобраться, то можно будет и с курдами договориться. Как раз диктаторам это проще, можно демагогию заткнуть.
vit_r From: vit_r Date: Август, 9, 2016 05:57 (UTC) (Ссылка)
Тогда его пристрелят те, кого не устраивает такое решение курдского вопроса.
gena_t From: gena_t Date: Август, 9, 2016 05:59 (UTC) (Ссылка)
Все может быть. Но в любом случае других путей у него нет. Если только лечь и умереть.
vit_r From: vit_r Date: Август, 9, 2016 06:04 (UTC) (Ссылка)
Можно было просто уйти. Можно было изменить политику.

Путий дофига, но власть вызывает наркотическую зависимость.
gena_t From: gena_t Date: Август, 9, 2016 06:11 (UTC) (Ссылка)
Настоящим врагам без борьбы власть никто не отдаст. Вон даже в США в свое время республиканцам за власть пришлось войну вести. А если враги пытаются переворот устроить, вот тут уже почти кто угодно воевать начнет.
vit_r From: vit_r Date: Август, 9, 2016 06:49 (UTC) (Ссылка)
Ну, сажает он сейчас много кого. И тех, кто переворот устраивал, и тех, кто был против переворота.
the_aaa13 From: the_aaa13 Date: Август, 8, 2016 21:32 (UTC) (Ссылка)
Можно ли всерьез относится к мнению человека, который не знает что ненависти были посвящены двухминутки, а не пятиминутки?
Руслан Пушин From: Руслан Пушин Date: Август, 9, 2016 06:07 (UTC) (Ссылка)
Да.
burbilog From: burbilog Date: Август, 11, 2016 11:31 (UTC) (Ссылка)
Можно ли всерьез относится к мнению человека, который не знает что ненависти были посвящены двухминутки, а не пятиминутки?

В пятиминутке учтена инфляция за период с 1984 года.
ksonin From: ksonin Date: Август, 11, 2016 12:59 (UTC) (Ссылка)
Я читал "1984" почти тридцать лет назад, запомнилось как запомнилось. Может, был какой-то другой перевод (были там- и самиздатовские переводы). Может, склеились с "политическими пятиминутками" у Солженицына.
yozhig From: yozhig Date: Август, 8, 2016 23:16 (UTC) (Ссылка)
А кто в книжке обладал полусотней B61, которые сейчас под статусом "террористическая атака" в Инжирлике? И зачем они ему?
36 мнений // Ваше мнение?