?

Log in

Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
На некотором расстоянии от яблони - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
На некотором расстоянии от яблони
На прошлой неделе отмечали 70-летний юбилей нашего учителя математики и классного руководителя в 57-ой школе, Льва Давыдовича Альтшулера. Одним из нескольких подарков был сборник научных статей тех, кто у него учился - и захотел, чтобы статья была включена в сборник. Л.Д. пришёл работать в школу вместе с нами, поступившими в 1986-ом в восьмой класс, в 40 лет, а до этого работал в Гидрометцентре. (Это, к слову, обратить внимание одноклассникам, которым кажется, что жизнь и карьера в сорок уже, в целом, завершена.)

Получилось шестьдесят две статьи, четыре тома - "Математика", "Компьютерные науки", "Естественные" и "Общественные и гуманитарные", с огромным разнообразием тем, от самой абстрактной математики (много и хорошей) до геологии, астрофизики и лингвистики. В каждом томе было оглавление с краткими неформальными аннотациями на русском. Чтобы если кто заинтересуется, кто чем занимается, мог хоть какое-то представление получить. И вот мне тут, в "дневнике экономиста", хочется привести выдержки из оглавления четвёртого тома - список, с аннотациями, статей по экономике. Потому что хотя в трёх других томах много выдающихся работ (секционные доклады на Международном математическом конгрессе, Nature и т.п., кто понимает), в стране могут быть ещё школьные учителя, у которых такие же тома выглядели бы достаточно внушительно. Но вот в отношении экономической науки, я уверен, ничего близкого ни у кого нет. И это не конец - в ведущих аспирантурах учатся ещё будущие экономисты. И это только учёные - есть и успешные банкиры, и аналитики. Я даже не знаю толком, чем вызвана эта концентрация экономистов среди школьных учеников Л.Д. - он об этом, определенно, в наши школьные годы не подозревал. Просто, не понимая, привожу как часть поздравлений.

Бремзен, Андрей (выпуск 1992, РЭШ)

Bad News: An Experimental Study on the Informational Effects of Rewards, Review of Economics and Statistics, Vol 97 (2015), 1 (March), Pages: 55-70.

Если начальник неожиданно предлагает вам солидную доплату за выполнение, казалось бы, небольшой дополнительной работы, с одной стороны, вас это должно мотивировать, но с другой стороны - настораживать: щедрая доплата может содержать сигнал о том, что работа может оказаться труднее, чем представляется, и начальник об этом знает. В нашей работе мы ставим экономический эксперимент, дизайн которого позволяет разделить эти два эффекта доплаты (мотивировочный и информационный), и наблюдаем их по отдельности, таким образом, удостоверяемся в их наличии, а не просто теоретической возможности.

Ениколопов, Рубен (выпуск 1995, Universitat Pompeu Fabra и РЭШ)

Radio and the Rise of the Nazis in Prewar Germany, Quarterly Journal of Economics (2015), 1885–1939.

Как средства массовой информации могут влиять на общественную поддержу демократических институтов в нестабильных демократиях? Какую роли они играют в диктатурах? В этой работе мы изучаем эти вопросы в контексте Германии 1920-х и 1930-х годов. В демократический период, после того как Веймарское правительство начало передавать по радио проправительственные новости, поддержка нацистов снизилась в тех районах, где был хороший прием радио. Этот эффект сменился на противоположный во время последних демократических выборов, когда, вслед за назначением Гитлера канцлером, содержание радиотрансляций сменилось на про-нацистское. Во время становления диктатуры, радиотрансляции помогали нацистам привлекать новых членов партии.  После укрепления власти нацистов, пропаганда по радио провоцировало антисемитские действия и увеличивало количество доносов на евреев.  Эффект антисемитской пропаганды варьировался в зависимости от изначального отношения слушателей к содержанию пропаганды. Нацистское радио имело наиболее сильный эффект в местах с исторически высоким уровнем антисемитизма, в то время как в местах с исторически низким уровнем антисемитизма, эффект радио был противоположным и приводил к снижению антисемитизма.

Левина, Ирина (выпуск 1995, ЦЭФИР)

В работе анализируется одно из проявлений долларизации - назначение цен в иностранной валюте. Мы связываем практику назначения цен в иностранной валюте с негибкостью цен: если пересмотр цен сопряжен с издержками, фирмы, чтобы избежать необходимости часто менять цены, предпочитают фиксировать цены в стабильной иностранной валюте. Предложенная в работе модель демонстрирует, что в экономике, населенной симметричными фирмами, возможны два равновесия по Нэшу: равновесие, в котором все фирмы назначают цены в национальной валюте, и равновесие, в котором все фирмы назначают цены в иностранной валюте. Модель предсказывает, что назначение цен в иностранной валюте может демонстрировать гистерезис. Модель также показывает важное влияние уровня конкуренции в экономике на выбор валюты, в которой назначаются цены.

Маленко (Жукова), Надежда (выпуск 1999, Boston College)

Timing Decisions in Organizations: Communication and Authority in a Dynamic Environment, American Economic Review, в печати

В статье изучается оптимальная структура разделения сфер ответственности в организациях: в каких случаях начальнику следует сохранить за собой право принять решение, а в каких – передать его подчиненному? Мы пытаемся получить ответ на этот вопрос в контексте решений про оптимальный момент совершения какого-то действия: когда инвестировать в проект, когда закрыть завод или в какой момент выпустить на рынок новый продукт? Мы показываем, что оптимальное разделение сфер ответственности зависит от того, предпочитает ли подчиненный откладывать или, наоборот, ускорять решения. Если подчиненный предпочитает откладывать решения, то начальнику оптимально оставить право принимать решения за собой. Если же подчиненный предпочитает торопиться с принятием решений, то может быть оптимально передать права подчиненному.

Островский, Михаил (выпуск 1995, Stanford GSB)

Stability in Supply Chain Networks, American Economic Review, 2008, 98:3, 897–923.

В 1962 г., Давид Гейл и Ллойд Шепли опубликовали статью о существовании "устойчивых паросочетаний" --- способов поженить несколько мужчин и женщин (у которых есть предпочтения о представителях противоположного пола) так, что не окажется мужчины А и женщины Б которые не женаты друг на друге, но оба предпочитают друг друга своим супругам. Гейл и Шепли предложили алгоритм, который позволяет найти устойчивое паросочетание для любого набора мужчин и женщин, и для любых наборов их предпочтений. За полвека, прошедших с написания этой статьи, результаты Гейла и Шепли были обобщены на множество "двусторонних" рынков с более сложными предпочтениями (например, человек или фирма на одной стороне рынка может быть соединен с несколькими людьми/фирмами с другой стороны, или одна сторона может платить зарплату другой стороне), и применены во многих рынках на практике.

Моя статья обобщает эти результаты на "многосторонние рынки". Вместо двусторонних рынков (мужчины - женщины, студенты - университеты, сотрудники - фирмы), я рассматриваю "производственные цепочки": например, производители -> посредники -> покупатели, или фермеры -> мельники -> пекари -> продавцы хлеба, и т.д. Сложность обобщения состоит в том, что предпочтения фирмы в середине цепочки об агентах с одной стороны зависят от договоров этой фирмы с агентами с другой стороны. Например, если мельник не смог купить зерна у фермера, то он не будет подписывать контракт на продажу муки пекарю. Моя статья показывает, при каких условиях на предпочтения фирм можно гарантировать существование устойчивых цепочек, и предлагает алгоритм для их нахождения.

Ратновский, Лев (выпуск 1997, IMF)

Banking and Trading, Review of Finance, 2016, 1–28.

Статья изучает взаимоотношения между традиционной банковской деятельностью и операциями банков на финансовых рынках. Мы показываем, что ограниченные операции банков на финансовых рынках полезны, так как позволяют банкам вкладывать с прибылью временно свободные собственные средства. Но когда финансовые рынки становятся глубокими, банки могут делать слишком крупные, рисковые и концентрированные вложения, что усложняет управление рисками. Статья объясняет, почему модель европейских "универсальных банков" была успешна в 90-ых годах, но стала склонна к периодическим кризисам с дальнейшим развитием финансовых рынков.

Сонин, Константин (выпуск 1989, University of Chicago и НИУ ВШЭ)

Dictators and Their Viziers: Endogenizing the Loyalty-Competence Trade-off, Journal of European Economic Association, 9 (5), 903–930, October 2011.

Есть какой-то диктатор - речь может идти о самых разных недемократических режимах и самых разных «уровнях недемократичности» – и этот диктатор выбирает себе визиря, которые впоследствии будет принимать решения, требующие анализа и, соответственно, определённого уровня политической компетентности. Основной вывод работы состоит в том, что чем в большей степени «персоналистична» власть диктатора, чем меньше он подотчётен институтам, чем больше он опасается утраты личной власти, тем в большей степени он будет предпочитать верных и некомпетентных людей компетентным, но оппортунистически настроенным. Почему не взять на работу человека и лояльного, и компетентного? Потому что поведение экономического субъекта зависит прежде всего от того, как он оценивает выгоды и издержки того или иного действия. Более компетентный визирь предаст диктатора именно потому, что лучше видит издержки и выгоды предательства.

Метки:

43 мнений // Ваше мнение?
Comments
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 20:18 (UTC) (Ссылка)
Хороший вопрос о том, что склонило в сторону экономики, но есть вполне проверяемая гипоеза - деньги. Как потоком прут из МФТИ в РЭШ, так и с других направлений стекаются. Вы же и сами изначально математик. Но не кормит это в России. Хотя задач интересных в математике, физике и т.д. ой как много, не эта ваша экономика, но не в этой стране и не сейчас.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 20:24 (UTC) (Ссылка)
Это ерунда. Я учился на мехмате, потому что больше нечему было в СССР учиться (химию и физику я не любил), а мечтал я стать "историком современности". Но это ладно. Главное - если бы Ваша гипотеза была верна, она бы одинаково действовала и для других известных учителей математики в матшколах. А концентрация у Льва :)
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 20:39 (UTC) (Ссылка)
239 не забываем. Всякие там Перельманы со Смирновыми. Но в Питере экономисты - Кудрин, Чубайс и прочее с задворок, что-то в Москве всплыло, но не мэйнстрим мировой. И сейчас такого нет, чтобы в экономику, в IT да, но не в экономику. Нет у Рукшина экономистов, но два Филдсовских лауреата имеются. В Питере пить. Ну если не получается пить, то другое.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 20:46 (UTC) (Ссылка)
Это к чему? Я так и написал, что учителя математики с неменьшими достижениями учеников в математике встречаются. У Гордина с Давидовичем, поди, не меньше. 2-я, 43-я, 91-я, 179-я школы в Москве, 239-я и 30-я в Питере, ещё какая-то в Харькова (там вообще какие-то были мегаклассы, помимо филдсовских лауреатов) дали много великих математиков. А экономистов - вот нет. Поэтому я в дневнике экономиста про экономистов и написал.
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 21:07 (UTC) (Ссылка)
Так и я об этом. Не факт, что из 2-ой нет экономистов по той причине, что там учитель иной. Вот обратить внимание на то, что у пятисемитов рядом гуманитарии копошились, стоило бы. Я не из этого списка заканчивал, но мой учитель математики тоже имеет звание народного, тоже, спасибо ему, многие неплохо, но вот такого, как у вас, нет. И сейчас школа неплохая, а сын после 239 по IT стезе пошел, как и большинство у них, хоть и не прямо, но вот склонность к экономике ни у кого не замечаю. Разве что у себя, но это старость, синицу за хвост ухватить. А вот гуманитарии и деньги - это другой вопрос. Там всё просто, без этих ваших наук, станцевал - получил. Не это ли влияние, задаюсь я вопросом. А паркуа бы и не па? Тогда при чём тут Лев, хотя я ему лучи добра посылаю, особенно 1-го сентября, хотя уже и второе.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 21:28 (UTC) (Ссылка)
Ну, конкретно наша наука - общественная, а не гуманитарная, так что по количеству формул похожа на физику, а по работе с данными - так и впереди планеты всей. А гуманитарии в 57-ой как раз абсолютно гуманитарные (философия, история, филология), так что дело не в этом. Скорее, просто редкое выпадение вероятности. (Ну и плюс смещенная выборка - если бы такого статистического выброса не было, я бы о нём не упомянул.)
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 21:47 (UTC) (Ссылка)
Так я не к вопросу классификации, там бы грантоедам покопаться. Я к тому, почему из ваших пятисемитов столько в науке экономике. Нет, ну а где? Я понимаю, что вопрос не где, а почему, но мы уже так далеко от личности вашего учителя математики отошли, что уж и неприлично упоминать, хотя всех ему благ. Вопрос остался.
ni_kolenka From: ni_kolenka Date: Сентябрь, 1, 2016 23:29 (UTC) (Ссылка)
Из Харькова - 27-я.
akteon From: akteon Date: Сентябрь, 2, 2016 02:03 (UTC) (Ссылка)
Костя, как минимум, с одним экономистом из киевской 145-й ты хорошо знаком.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 3, 2016 15:27 (UTC) (Ссылка)
Это кто?
akteon From: akteon Date: Сентябрь, 4, 2016 04:43 (UTC) (Ссылка)
Гуриев, однако.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2016 09:04 (UTC) (Ссылка)
Понятно. Я слышал, что в Киеве были сильные матшколы.
akteon From: akteon Date: Сентябрь, 4, 2016 09:12 (UTC) (Ссылка)
145 и была основной. Как 239 в Питере, где кроме нее есть еще 30, 566, но про них уже никто не знает.
А из 145-й по 15-20 человек в год на Физтех поступали, при том, что многие киевляне оставались в Киеве, не желая уезжать (это и питерцам свойственно).
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2016 21:05 (UTC) (Ссылка)
Прекрасно знаю про 30-ю. У нас в СБ был мальчик оттуда.

Физтех - это далеко от меня и моих интересов. Одноклассники там учились и студенты пару раз были оттуда хорошие, это правда.
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Сентябрь, 1, 2016 20:27 (UTC) (Ссылка)
> которым кажется, что жизнь и карьера в сорок уже, в целом, завершена

Я вот тоже подумываю иногда, не поучить ли школьников.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 20:33 (UTC) (Ссылка)
Кстати, ты бы пригодился и СБ, и 57-ой школе. Что ты там забыл на Севере, а?
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Сентябрь, 1, 2016 20:49 (UTC) (Ссылка)
У вас там жарко очень. Во всех смыслах :)

Увы, с аббревиатурой СБ я незнаком...
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 21:24 (UTC) (Ссылка)
Это Совместный баклавриат ВШЭ-РЭШ. Там твой предмет Райгородский читает, но наука большая... Кроме того, в Вышке есть Факультет компьютерных наук, новый, но сильный. А с тобой был бы сильнее. Жарко, да, Москва бьёт с мыска :)
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Сентябрь, 2, 2016 07:15 (UTC) (Ссылка)
А, про это я всё знаю, конечно.
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 20:45 (UTC) (Ссылка)
Вот тоже задумался, изучил вопрос. Реально можно, но сложно. Просто так нельзя, надо профильное образование получить. Проблемы нет, но два года магистратуры, недорого, но неприятно втягивают в болото. Реально в болото. Вот как годовасик-недосеря не серит, вот примерно оно такое там. Я не решился.
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: Сентябрь, 1, 2016 20:55 (UTC) (Ссылка)
Ну, если профильное не то, может быть, и не надо?..

У меня-то в дипломе написано "математик, преподаватель". Не думаю, что тут может быть какая-то проблема. Да и вообще, хоть периодически и возникают поветрия, что всех учителей, не кончавших пединститут, надо выгнать, но это просто технически невозможно.
edroovna From: edroovna Date: Сентябрь, 1, 2016 21:23 (UTC) (Ссылка)
Ну, если написано. Там особая атмосфера. Меня, кстати, знакомая в порыве остановила. Она из школы в вуз сбежала, не по профилю, но и хрен с ним. Вот все эти мечты, типа равин со своими учениками, почти чадами, и за умной книгой - ну ничего общего с нынешним российским образованием. Отдельные школы держатся, а так стандарт. Преподал, написал, отчитался. И всех коснулось. К примеру, у сына было по предмету 4, по ЕГЭ 91. Почему? Страхуются. Но если страхуются, то какое тут преподавание? Или по аттестату 3 (в триместре 2), по ЕГЭ без подготовки 67, то ли 4, то ли 5, я попросил съездить и сдать. Вот как в таком винегрете учителю определиться?
geosav From: geosav Date: Сентябрь, 1, 2016 21:16 (UTC) (Ссылка)
Костя, отдельное спасибо за твои труды по подготовке подарка. Ты огромный молодец!
Еще ты не упомянул, что эти 62 статьи - лишь избранные, по одной от ученика. Если составить список всех трудов всех учеников, и сорока томов может не хватить.
Может дело в том, что ученики Льва в среднем, меньше специализировались узко на математике и физике? Экономика же в школе не преподавалась и чтобы ей начать заниматься требовалась чуть бОльшая широта научных интересов? Интересно было бы сравнить, думаю, что по математике у учеников БМ-а за тот же период работ все же побольше.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 1, 2016 21:22 (UTC) (Ссылка)
Да. По одной от ученика.

Это не очень осмысленное сравнение. У одного может оказаться больше число профессиональных математиков, у другого - один ученик, который очень силен, ну и т.п. Параллельный нашему класс, кстати, наверняка претендует на имя "самого сильного школьного класса в истории математики" :)
geosav From: geosav Date: Сентябрь, 1, 2016 21:54 (UTC) (Ссылка)
Про параллельный класс я немного в курсе, да. И это еще с учетом ухода в бизнес некоторых очень сильных ребят оттуда. Вообще, конечно, все эти распределения по школам, классам, дисциплинам и т.д. ждут еще своих исследователей.
korw From: korw Date: Сентябрь, 2, 2016 00:38 (UTC) (Ссылка)
А про самый сильный школьный класс - это серьёзно?
Знаю учёного с мировым именем Никиту Некрасова... Но я, наверное, не в теме,так как из другого поколения.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 2, 2016 17:04 (UTC) (Ссылка)
Конечно, "вэшек" рекламировать не особенно хочется :), но, помимо Некрасова

http://web.mit.edu/ivanovd/www/academic/
https://webusers.imj-prg.fr/~serguei.barannikov/
http://people.ucalgary.ca/~lvov/
http://www.math.tamu.edu/~manshel/
https://www.hse.ru/en/org/persons/23534083

Но, может, и вправду не так много, как казалось двадцать лет назад.

alextr98 From: alextr98 Date: Сентябрь, 1, 2016 22:45 (UTC) (Ссылка)

классного руководителя в 57-ой школе

Про 57-ю школу пишут совсем не про это сейчас, однако.
korw From: korw Date: Сентябрь, 2, 2016 00:16 (UTC) (Ссылка)
Очевидно, что самая крутая статья в 4 томе - по богословию от Николая Емельянова. Но почему-то в электронную версию полный текст не попал. Цензура?
shsch From: shsch Date: Сентябрь, 2, 2016 04:13 (UTC) (Ссылка)
А где, если не секрет, можно найти электронную версию? Гугл почему-то молчит.
korw From: korw Date: Сентябрь, 2, 2016 21:47 (UTC) (Ссылка)
В закрытой группе на фейсбуке Константин постил ссылки на его дропбокс. Не знаю, хочет ли он, чтобы это был в открытом доступе в ЖЖ, поэтому лучше спросить у него лично.
shsch From: shsch Date: Сентябрь, 2, 2016 22:12 (UTC) (Ссылка)
Я так и подумал. Спасибо.
Моё "мнение" хозяин журнала видел, т.ч. если сочтёт нужным, то ответит.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 3, 2016 15:22 (UTC) (Ссылка)
Напишите мне на емейл и я пришлю ссылки на электронную версию. В открытом доступе всего тома нет, хотя статьи по отдельности, конечно, есть. Они же все опубликованные.
shsch From: shsch Date: Сентябрь, 4, 2016 05:30 (UTC) (Ссылка)
Спасибо! Сейчас напишу. Я понимаю, что все статьи доступны по отдельности, но мне больше интересны даже не сами статьи (я всё равно ни ухом ни рылом в подавляющем большинстве из них), а список авторов. Особенно из первого тома :)
(Удалённый комментарий)
korw From: korw Date: Сентябрь, 2, 2016 21:46 (UTC) (Ссылка)
Я даже нашёл электронную версию!
http://pstgu.ru/download/1466086780.6_Emelyanov_89-111.pdf
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 3, 2016 15:20 (UTC) (Ссылка)
А, это мой сбой. В печатной версии он есть, а в электронную я вставлю. Текст, кстати, не по богословию, а по социологии. Хотя и на религиозную тему.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Сентябрь, 2, 2016 08:05 (UTC) (Ссылка)
Это Вы по поводу скандала: http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1830628-echo/
(Удалённый комментарий)
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 3, 2016 15:25 (UTC) (Ссылка)
Нет, конечно, ничего такого нет.
314ton From: 314ton Date: Сентябрь, 3, 2016 18:39 (UTC) (Ссылка)
Кх, кх, кх...
Вы же вроде наукой занимаетесь... Статистику изучали, наверное...
Это я к тому, что рузельтат от выборки зависит. Пусть хоть в сто раз лучше и талантливей будет учитель в школе, рассположенной в заводском районе, но известных "экономистов", или там "математиков" из его учеников врядли много выйдет... Гены у детей в тех школах не те, обстановка в семьях не та, да и деньги и связи у родителей саааавсем не те, что у проживающих по месту раположения 57 школы.
Поэтому, нисколько не принижая достоинства вашего учителя, думаю ваши выводы лишены какого либо научного образия. Но как панагерик экономистам - это великолепно!
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 3, 2016 22:28 (UTC) (Ссылка)
В 57 школе в матклассах никогда не было районных детей (в этом месте давно уже нет района). И бессмысленно сравнивать школу, в которой собраны талантливые дети со всей Москвы с районными школами. Но в Москве примерно десять сильных матшкол, собирающих детей со всего города. И успехи Л.Д. в части учеников-учёных-экономистов осмысленно сравнивать именно с учителями этих школ.
314ton From: 314ton Date: Сентябрь, 4, 2016 00:57 (UTC) (Ссылка)
Так я про это же и говорю, что результат от выборки зависит.
В 57й специальным образом выбраны дети.
В других школах подбор другой. И сравнивать результаты по двум неравноценным выборкам - некорректно.
Это как известная строгая обратно пропорциональная статистическая зависимость между длиной волос и ростом человека.
А Вы уверены, что "пол" учли?
P.S. Пример с заводским районом взят для контраста.


Edited at 2016-09-04 01:02 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2016 09:07 (UTC) (Ссылка)
Почему в 91-ой, 2-ой, 179-ой "другая выборка"? Те же кружки, те же олимпиады. В 1980-е бывало, что даже детей набирали в школы совместно, а потом они как-то разбирались по классам и школам. Кроме того, в 57-ой есть ещё два очень известных учителя математики (в поколении Л.Д.) - и у них такого не наблюдается (хотя среди их учеников есть всемирно известные математики и физики).
Кир Гришин From: Кир Гришин Date: Сентябрь, 18, 2016 22:47 (UTC) (Ссылка)

Константин

Я нахожу в вашем блоге много интересного и полезного. Но этого уже мало.
Когда наконец можно будет услышать ваш курс по микре на coursera, пообщаться в комментариях на определенные темы?)
Очень ждем
43 мнений // Ваше мнение?