?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Коляскам тесно у обочины - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Коляскам тесно у обочины


Кусочек большого мира

3 июля 2017 года


Большая часть моих колонок в «Ведомостях» не связана с каким-то конкретным личным опытом. Когда я пишу о чем-то, то обычно опираюсь на «вторичные источники» - например, аналитические или статистические отчёты. Для обозревателя, пишущего об экономике и политике, это вполне естественно. Работа любого исследователя состоит, в значительной степени, в исключении личного опыта из процесса анализа. Наоборот, подозрение вызывают эксперты, скачущие с одного круглого стола в регионе на другой и считающие, что это помогает им в анализе происходящего…

И тем не менее я хочу сделать «большие» выводы из одного вечера в Казани, 24 июня. Я приехал туда, чтобы выступить на конференции, организованной РЭШ вместе с Вышкой и «хозяевами поля», Казанским федеральным университетом. Мероприятие было чисто академическим, но, поскольку тема была – экономика спорта, участники вместе сходили на матч Кубка Конфедерации Мексика-Россия. Чтобы к этому не возвращаться, скажу, что это был не лучший вечер в истории нашей сборной – мы проиграли и не вышли в следующий круг. Впрочем, я «болею» за нашу сборную очень давно – были поражения и более обидные (например, в 1986-ом), и более незаслуженные (в 1990-м), и более скандальные (в 1993-ем). Коротко говоря, мне нужно нечто большое, чем грубая ошибка вратаря, безответственное удаление ключевого игрока и вылет из турнира, чтобы перестать верить в сборную. Главное впечатление от вечера – о другом.

Я и так знал, что в Казани построен прекрасный современный стадион и то, что в России крупные спортивные мероприятия, проводятся, пусть с напряжением немалых ресурсов, очень хорошо. Что меня удивило – это праздничная атмосфера. Десятки тысяч людей шли на футбол, радуясь этому. Было много людей из тех социальных групп, которые не часто ходят смотреть футбол – женщины, дети, богатые и обеспеченные – как раз те зрители, массовый приход которых, когда произойдёт, сделает продажу билетов и абонементов важной частью доходов клубов.

Зритель, пришедший на такой матч, видит не только футбол. Он видит церемонию открытия, в которых на равных участвуют девочки-футболисты. Для девушки, сталкивающейся с дискриминацией у себя во дворе, школе или на работе, это важно. Зритель видит болельщиков из других стран и узнает, что различия могут быть большими, а ценности общими. Зритель видит, что даже на матче сборных (самое «националистическое» мероприятие в футболе) есть место интернационализму. На матче в Казани в судейской бригаде были граждане Саудовской Аравии, Ирана и США – что может быть космополитичнее? И это все становится возможным не потому, что президент и правительство используют футбол для пропаганды этих ценностей. А потому что крупные международные турниры сами по себе пропаганда толерантности, отсутствия дискриминации и общности разных культур. Академические исследования показывали, что спортивные мега-мероприятия не приносят прямой выгоды там, где проводятся, но делают жителей заметно счастливее. И, мне кажется, не просто счастливее, но и вообще лучше.

Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"
30 мнений // Ваше мнение?
Comments
akim_trefilov From: akim_trefilov Date: Июль, 3, 2017 07:36 (UTC) (Ссылка)
Еще шахматы вот, как известно, много могут поспособствовать цивилизированию Старых Васюков.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 3, 2017 07:45 (UTC) (Ссылка)
Могли бы, но не стали. Я как раз пишу не о том, что футбол может способствовать, а что уже поспособствовал.
akim_trefilov From: akim_trefilov Date: Июль, 3, 2017 08:04 (UTC) (Ссылка)
Да, Константин, конечно же, я вижу эту разницу и вполне ее оценил.
Просто не смог не улыбнуться, припомнив.
From: journlive Date: Июль, 3, 2017 07:49 (UTC) (Ссылка)
Алкоголь у татар запрещён?
ksonin From: ksonin Date: Июль, 3, 2017 07:54 (UTC) (Ссылка)
Пиво продавалось и покупалось свободно, если Вы про это спрашиваете.
From: journlive Date: Июль, 3, 2017 07:59 (UTC) (Ссылка)
ну да, про это
reader59 From: reader59 Date: Июль, 3, 2017 08:00 (UTC) (Ссылка)
Вы, видать, не имеете достаточного опыта пребывания в толпе, оттого вам оное показалось полноценным праздником. На самом деле это праздник почти исключительно мозжечка, могущий мгновенно превратиться - и систематически превращающийся - в праздник немотивированного насилия. Оттого место в такой толпе исключительно плебсу, жаждущему грубых зрелищ, а если там вдруг оказывается приличный человек, то, скорее всего, по служебной надобности.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 3, 2017 21:12 (UTC) (Ссылка)
Не надо писать глупостей.
reader59 From: reader59 Date: Июль, 3, 2017 21:44 (UTC) (Ссылка)
Не иначе как от глупости стадионы разгорожены как отряды в зоне, и полиции на матчи нагоняют чуть ли не больше чем болельщиков, и случаи массовых жертв от действий толпы, несмотря на все это, вовсе не единичны, а уж погромы вообще дело обычное. И не только после стадионов, да.
Не знаю, что там у вас было за мероприятие, м.б. на него только участников научных конференций и пускали, хотя и в этом случае толпа дело вовсе не безопасное.
Эти "глупости" вам могут быть и профессионально интересны. Маркетологи, емнип, отмечали, что при наличии толпы спрос на всякие напитки-сэндвичи и проч. существенно изменяется и по ассортименту, и по объему на душу.
yurvor From: yurvor Date: Июль, 11, 2017 14:57 (UTC) (Ссылка)
Не так давно в одной знакомой группе одна девушка задавала вопрос: "Хочу сходить на футбол - как там, не страшно? Что делать, куда идти, чтобы не вляпаться в неприятности?"

Завсегдатаи ей всё и расписали - что есть фанатские сектора, где иногда(!) могут(!) встретиться отморозки. А есть сектора для обычных людей - девушек, семейных с детьми и т.п. Купи, мол, туда билет и всё будет ок. Она последовала совету и была очень довольна.

Так что не надо неуместных обобщений - да, бывает, что фанаты фанатеют. Но бывает это а) редко и б) ограниченно в пространстве. А в целом - конечно, футбольный матч это праздник. Особенно международный матч сборных.
reader59 From: reader59 Date: Июль, 11, 2017 15:22 (UTC) (Ссылка)
Да, праздник - потому что интеллект толпы равен частному от деления интеллекта самого тупого из ее членов на численность оных, и потому в ней можно позволить себе встать на четвереньки вместе со всеми - "а чо? всем можно, а мне низзя?" И да, бывает не каждый раз - но на несколько порядков чаще, чем даже просто на улице, потому что в толпе и паника, и насилие распространяются по совсем другим законом и совсем с другой скоростью. Ваше отношение к оному понятно: такое доходит либо через знания, либо через личный опыт. Причем достаточно единственного такого случая, чтобы заречься от добровольного нахождения в толпе навсегда, сколько бы праздничной толпа не выглядела. И да, плебсу оное заменяет практически все то, что надо от социума нормально развитому человеку - но только плебсу.
Погуглите "психология толпы", найдете массу интересного.
yurvor From: yurvor Date: Июль, 11, 2017 15:59 (UTC) (Ссылка)
Речь идет о том, что этой самой "толпе" на стадионе насилие и паника - редкая редкость. А всё больше радость и удовольствие.

"достаточно единственного такого случая, чтобы заречься от добровольного нахождения в толпе навсегда, сколько бы праздничной толпа не выглядела." - вероятно, Вы однажды очень сильно испугались, и теперь всегда к любому массовому скоплению людей относитесь с большим подозрением. Ну, бывает - поговорите с психотерапевтом.
reader59 From: reader59 Date: Июль, 11, 2017 16:19 (UTC) (Ссылка)
Мне пугаться было некогда ))))
Почитайте, и упаси вас от личного опыта.
yurvor From: yurvor Date: Июль, 11, 2017 16:21 (UTC) (Ссылка)
У меня он был, но я сделал другой вывод.
From: journlive Date: Июль, 3, 2017 08:16 (UTC) (Ссылка)
а вот так проходят матчи в цивильной германии
Наприм играет франкфуртская команда дома, со всей земли хесен организуются специальные электрички до стадиона. Поезда забиты фанатами, а проходы уставлены ящиками с пивом ... к конечной станции вагоны залиты пивом, болельщики в хрю ... обратно аналогично...
Не стоит идеализировать, футбол не театр
На международных матчах публика конечно по-солидней.
Но также, вокруг стадионов куча ресторанчиков, пивных, закусочных, передвижных пивных, пиво рекой, часа за два три всё забито, народ накачивается и вперёд.

Edited at 2017-07-03 10:39 (UTC)
Николай Киреев From: Николай Киреев Date: Июль, 3, 2017 10:28 (UTC) (Ссылка)

исключение личного опыта из процесса анализа

"Работа любого исследователя состоит, в значительной степени, в исключении личного опыта из процесса анализа" - весьма спорное методологическое утверждение. Смотря какого "личного опыта". Константин Исаакович, Вы не допускаете вероятности того, что если бы Вы имели личный опыт работы в спортивном бизнесе (набор игроков и тренеров футбольную команду, контрактирование, ведение переговоров с владельцами и менеджерами футбольных клубов, получение банковского кредита и т.д.), то на многие вещи стали бы смотреть по другому?
Вы водите автомобиль? Если да, то неужели с тех пор, как первый раз сели сели за руль, представления о дорожном движении (включая пешеходов как его участников) нисколько не изменились?
А когда описываете поведение потребителя, личный опыт тоже исключаете из процесса анализа?
From: journlive Date: Июль, 3, 2017 11:05 (UTC) (Ссылка)

Re: исключение личного опыта из процесса анализа

Вы не поняли, Константин хочет исключить прошлый личный опыт,
когда он юношей приходил на стадион, а мужики приносили поллитрухи и по ходу матча замахивали, плюс маты перематы и прочее ...
Конечно время изменилось.
Николай Киреев From: Николай Киреев Date: Июль, 3, 2017 10:49 (UTC) (Ссылка)

Продолжение темы личного опыта

Безусловно, личный профессиональный опыт работы в той или иной экономической сфере (как вообще любой личный опыт) всегда специфичен и его нельзя "с ходу" обобщать. И очень часто люди с таким опытом мыслят узко, лишены научного кругозора и стороннего взгляда на проблему (в т.ч. многие "прикладные экономисты", "отраслевики"). Короче, понимают только то, во что "лично упёрлись рылом" (А. Солженицын). Отсюда и понятный (но не всегда оправданный) скепсис академических экономистов к рассуждениям и обобщениям "узких специалистов". Но сам по себе личный профессиональный опыт может оказаться крайне важным для формирования научных взглядов - просто его одного недостаточно, нужны академические знания. Давайте вспомним, что, например, для Джона Мейнарда Кейнса его личный опыт пребывания на госслужбе (в молодости) и (ещё в большей степени) личный трейдерский опыт на рынке ценных бумаг оказали ГРОМАДНОЕ ВЛИЯНИЕ на формирование научных взглядов. Для Милтона Фридмена - также личный опыт пребывания на госслужбе сразу после окончания университета, в рузвельтовской администрации. И т.д.
From: journlive Date: Июль, 3, 2017 11:23 (UTC) (Ссылка)

Re: Продолжение темы личного опыта

когда исследователь собирает полевую информацию личный взгляд должен оставаться на заднем плане, иначе данные будут искажены.
А уж на собранной изголяйся как хошь.
Николай Киреев From: Николай Киреев Date: Июль, 5, 2017 00:08 (UTC) (Ссылка)

Re: Продолжение темы личного опыта

Личный взгляд - это обобщение опыта, в т.ч. личного. А личный опыт можно считать частью полевой информации. Или я ошибаюсь?
Но вообще с вашей мыслью согласен.
From: journlive Date: Июль, 5, 2017 02:08 (UTC) (Ссылка)

Re: Продолжение темы личного опыта

Понимаете, если экономика через полевую информацию будет ориентироваться на Вас, на Ваш опыт, безусловно умного человека, она рухнет, потому что Вы в меньшинстве. Какая-то небольшая отрасль, это да.
_iga From: _iga Date: Июль, 3, 2017 12:25 (UTC) (Ссылка)
> Академические исследования показывали

Какие конкретно?

> что спортивные мега-мероприятия не приносят прямой выгоды там, где проводятся, но делают жителей заметно счастливее.

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_2014_FIFA_World_Cup_controversies#Protests
Prior to the opening ceremony of the 2013 FIFA Confederations Cup staged in Brazil, demonstrations took place outside the venue, organised by people unhappy with the amount of public money spent to enable the hosting of the FIFA World Cup.[1]
Further protests took place outside other matches during the Confederations Cup[4][5] as part of wider unrest and rioting in Brazilian cities, seeking to express disenchantment with the government's financial management of the country.[1][6]
The weeks preceding the 2014 World Cup, as well as the first days of the tournament, featured further unrest and protests across the country against the spending.[7][8][9] Unlike at the Confederations Cup, however, security forces managed to prevent any protests from reaching the stadiums.[10]
her_shadow From: her_shadow Date: Июль, 3, 2017 22:30 (UTC) (Ссылка)
+

Примерно такое же ощущение.
Благосостояние стагнирует, цены растут, то, другое, и на этом фоне многолетняя (даже) реклама "ФИФА 2018" как-то раздражает и чертовым лисом-маскотом..
edd_l From: edd_l Date: Июль, 3, 2017 17:20 (UTC) (Ссылка)
Удивляюсь, насколько взгляд болельщика-экономиста в окружении "женщин, детей, богатых и обеспеченных" отличается от взгляда нормального человека, считающего, что "спорт - это война минус убийство". Я понимаю, что математика в букмекерстве весьма интересна, но до высокочастотного трейдинга там очень далеко, да и деньги делаются в букмекерстве большей частью не на этой математике. Насколько мне довелось просматривать книги типа "Экономика футбола", то они ниже по интеллектуальному и прикладному значению книг по приложериям математики в естественных науках, да и в некоторых технических областях. Но это, видимо, забывается, будучи в приятном окружении и получая удовольствие от процесса просмотра международного матча. И тогда можно не заметить, что женщина - лидер местного диссернета по количеству ворованных диссертаций, оказывается одна из главных организаторов конференции (в полном соответствии, кстати, с её нынешним статусом в университете, что резко отличается от её статуса в учебной группе в финансово-экономическом институте, где её звали "Муму" за стиль ответов на семинарах), что главный человек на конференции - ректор, которого знающие люди в местных финансовых кругах считают не меньшим жуликом, чем недавно арестованного председателя наблюдательного совета Татфондбанка. Ну а про местных жителей, которым без всякой на то надобности перекрыли транспортную доступность во время проведения матчей, и построили без экологической экспертизы огромную полупустующую автостоянку https://youtu.be/vaXYyLAP2V8?t=37 можно вообще не вспоминать. Ведь, правда, - транспортные магистрали отремонтировали (то что год перед этим казанцы ездили по неразмеченным дорогам, как и то, что одни и те же дороги подвергаются капитальному ремонту по крайней мере уже четвертый раз - к празднованию тысячелетия города, к универсиаде они ремонтировались и переремонтировались, наконец, к чемпионату по водным видам спорта https://youtu.be/HDiNK8rJNB4?t=33 - на это можно закрыть глаза). Впрочем, да, какие-то кутарки и на местное благоустройство тоже нашлись - сейчас выглянул в окошко и увидел, что примыкающая к магистрали яма перед домом (после двухгодичного её расширения) засыпана щебёнкой. Это, видимо, очередной раз какую-нибудь шишку (кажется, недавно это был Чубайс) в Иннополис по дороге рядом с ней возили. Или обращения в РОСяму, наконец, сработали. Или всё же кто-то из местных не выдержал и купил камаз щебёнки, не так дорого он стоит...

Edited at 2017-07-03 18:15 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 3, 2017 18:26 (UTC) (Ссылка)
Человек, считающий, что "спорт - это война минус убийство", просто дурак, сколько бы сложных формул он не знал и сколько бы умных книжек не прочёл.
edd_l From: edd_l Date: Июль, 3, 2017 19:13 (UTC) (Ссылка)
Фраза то в кавычках, Вы легко можете узнать автора, он, кстати, один из самых цитируемых писателей

Edited at 2017-07-03 19:24 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 3, 2017 20:41 (UTC) (Ссылка)
Гугл не стал выгораживать Оруэлла. Ну так и многие большие писатели были дураки.
From: journlive Date: Июль, 4, 2017 04:50 (UTC) (Ссылка)
Если в Вашем понимании дурак не почётное звание, боюсь даже спросить, кем Вы считаете себя против Оруэлла?

Edited at 2017-07-04 04:58 (UTC)
Николай Киреев From: Николай Киреев Date: Июль, 5, 2017 00:18 (UTC) (Ссылка)

спорт - это война минус убийство

Константин Исаакович, Вы не будете отрицать, что многие виды спорта (не все, конечно) - не что иное, как "канализация" природной человеческой агрессии? И это спорту только в "плюс" (с социальной точки зрения). Конечно, Оруэлл полемически заострил, утрировал несколько. Но дураком он точно не был - поинтересуйтесь его биографией.
yurvor From: yurvor Date: Июль, 11, 2017 14:59 (UTC) (Ссылка)
"Академические исследования показывали, что спортивные мегамероприятия не приносят прямой выгоды там, где проводятся, но делают жителей заметно счастливее." - а где можно посмотреть источники? Или хотя бы по каким ключевым словам искать?
30 мнений // Ваше мнение?