?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Общество гигантских растений - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Общество гигантских растений


Не увлекайтесь майнингом

31 июля 2017 года

Развитие криптовалют вошло, похоже, в стадию «пузыря». Для тех, кто инвестирует деньги и усилия сейчас, основной выигрыш будет состоять из вложений, денег и усилий, тех, кто придёт завтра. А завтрашние будут надеяться на то, что их вложения будут вознаграждены деньгами и усилиями тех, кто придёт послезавтра. Понятно, что такая «пирамида» не может работать вечно и в какой-то момент – через полгода как в случае МММ в России или через сорок лет как в случае инвестфонда Бернарда Мэдоффа в США – очередные пришедшие на рынок оплатят инвестиции предыдущих, не получив ничего взамен.

Признаки пузыря пока, в основном, косвенные. Этим летом «Ведомости» писали и про продажу сделанных «под ключ» ферм для майнинга – наборов для «добычи» биткойнов и других криптовалют, и про дефицит на рынке видеокарт для персональных компьютеров, ключевого устройства в этой добыче. То, что в эту деятельность начинают вовлекаться широкие слои населения – ещё один косвенный признак. Конечно, как во всякой «пирамиде», найдутся люди, которые выиграют – те, кто принял участие достаточно рано и решительно избавился от актива до того, как они упадут в цене.

У криптовалют типа биткойна есть важное преимущество перед обычными валютами – у них нет единого эмиссионного центра, места, в котором могут произвольно увеличить количество валюты в обращении. Почему во всём мире доверяют доллару (или евро, или швейцарскому франку)? Потому что человек, хранящий дома или в банке доллары, верит, что американское (европейское, швейцарское) правительство не решит неожиданно напечатать ещё долларов. А также этот человек знает, что в это же верят ещё сотни миллионов людей в мире. Формальнсо денежную политику определяет центральный банк, руководство которого назначается президентом с согласия парламента, но вера в устойчивость валют определяется верой в устойчивость политической системы в целом. В случае биткойна такой проблемы нет – известный всем алгоритм гарантирует, что «дополнительная эмиссия» невозможна. В остальном биткойн мало чем отличается от валют Японии, Великобритании, или Швейцарии – его ценность определяется тем, какое количество людей его использует. Пока это количество растёт, ценность увеличивается, но трудно представить, что оно когда-то перерастёт количество, например, швейцарских франков, который для почти всех людей в мире не является инвестиционным активом.

Это не значит, что я как-то против биткойнов. Задумка отличная, алгоритм оригинальный, а в развитии частных валют нет ничего плохого. Чем больше надежных валют, тем лучше. Если кому-то майнинг биткойнов заменят игру на компьютере или видеоприставке – это можно только приветствовать. Но если кто-то продаёт машину или закладывает квартиру, чтобы вложить всё в майнинг криптовалют – это ошибка. Таким человеком движет не расчёт, а тот самый нездоровый азарт, которым питались все финансовые «пирамиды» - от «тюльпаномании» середины семнадцатого века до наших дней.

Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"

Метки:

54 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
mathclimber From: mathclimber Date: Июль, 31, 2017 21:07 (UTC) (Ссылка)
"Если кому-то майнинг биткойнов заменят игру на компьютере или видеоприставке – это можно только приветствовать." - эта фраза была бы уместна лет пять назад. Сейчас майнить в домашних условиях уже нереально.
dimmoff From: dimmoff Date: Июль, 31, 2017 21:23 (UTC) (Ссылка)
В гараже можно)
navimann From: navimann Date: Июль, 31, 2017 21:26 (UTC) (Ссылка)
вы забываете одну вещь... в данном случае чем больше людей вовлекается... тем больше и спрос. И расширяется круг пользователей этих денег.

Но таки да, косвенные признаки пузыря нелицо. Вот только цена биткоина не упадет до нуля как мавродька.

Да, хочу повторить вопрос вы в чем помогали при написании книги почему одни страны богатые а другие бедные: Там на вас ссылочка есть с благодарностью
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 1, 2017 05:10 (UTC) (Ссылка)
= только цена биткоина не упадет до нуля =
Ахаха
edroovna From: edroovna Date: Июль, 31, 2017 21:28 (UTC) (Ссылка)
Есть тут одна ошибочка в рассуждениях. Очередной бум майнинга биткоинов возник только потому, что это опять стало выгодно. То есть это не совсем подвешенный в воздухе всеобщий эквивалент, в вновь намайненных есть конкретная цена. Тут как и с золотом, по сути оно от железа лишь тем отличается, что не гниет. Да, железа меньше, но золота тоже полно, просто концентрация мала, добыча дороже добытого. С биткоинами пока примерно так, вот когда все добудут, тогда будет интересно.
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 1, 2017 05:12 (UTC) (Ссылка)
А можно еще монеты из алмазов делать. Так красивше.
vovap From: vovap Date: Июль, 31, 2017 21:32 (UTC) (Ссылка)
А че, действительно народ втягивается? Все-таки количество дураков в мире не меняется :)
alextr98 From: alextr98 Date: Июль, 31, 2017 22:32 (UTC) (Ссылка)
Без лоха и жизнь плоха!
yozhig From: yozhig Date: Июль, 31, 2017 22:14 (UTC) (Ссылка)

То, что академии пока что не знают, где единый центр, еще не означает, что его нет.

ksonin From: ksonin Date: Август, 1, 2017 08:37 (UTC) (Ссылка)
То, что конспирологи считают, что у всего есть единый центр, ещё не означает, что он всегда есть.
b0p0h0k From: b0p0h0k Date: Июль, 31, 2017 22:36 (UTC) (Ссылка)
> Для тех, кто инвестирует деньги и усилия сейчас, основной выигрыш будет состоять из вложений, денег и усилий, тех, кто придёт завтра.

Вот этот пойнт, мне кажется, заслуживает более подробного обоснования.
(Удалённый комментарий)
Dmitry Petrov From: Dmitry Petrov Date: Август, 1, 2017 07:26 (UTC) (Ссылка)
За биткоином стоит армия параноиков, паутина хакеров и черный рынок, что тоже не малый объем транзакций) Из-за международного автоматического обмена информации к ним скоро присоединятся коррупционеры и грязные инвесторы - тогда рынок биткоин/рубль будет поликвиднее рынка доллар/рубль))
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
kvisaz From: kvisaz Date: Август, 1, 2017 03:51 (UTC) (Ссылка)
все правильно
будь я лично тираном - вообще бы запрещал покупку акций и любые инвестиции тогда, когда об их выгодности начинают рассуждать сапожники на улицах. Поезд уже ушел, инвестировать следует ранее, а когда на улицах начинают об инвестициях рассуждать - это уже признак скорых финансовых потерь для тех самых сапожников. Входите в инвестиции тогда, когда о них не рассуждают
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 1, 2017 05:14 (UTC) (Ссылка)
Будь тираном я - вообще бы запретила акции как таковые. В лучшем случае - облигации.
drugayatatiana From: drugayatatiana Date: Август, 1, 2017 05:19 (UTC) (Ссылка)
= Потому что человек, хранящий дома или в банке доллары, верит, что американское (европейское, швейцарское) правительство не решит неожиданно напечатать ещё долларов =
------------------------
Вона как. А я то-то, дура, думала, что они верят, что доллары, которые у них на руках, в банках, стеклянных и акционерных, будут приниматься к оплате в ближайшем и даже не слишком обозримом будущем, что гарантируется существованием учредивших их государств.
Регулярно увеличивающим их выпуск, между прочим.
From: Andrey Olkhin Date: Август, 1, 2017 09:29 (UTC) (Ссылка)
Не согласен почти со всеми выводами, что редко бывает у этого автора.
Есть достаточно большое количество криптовалют с разными свойствами.
Основное преимущество на данный момент не про эмиссионный центр (есть к примеру криптовалюты предполагающие инфляцию) а про низкую цену транзакций и независимость от любых регуляторов.
Объективно криптовалюты лучше обычных и к тому же постоянно развиваются. Поэтому переход на их использование в качестве основной валюты это лишь вопрос времени. Государства со своими валютами могут конечно с этим бороться, но я не вижу как они смогут одержать верх. Поэтому количество пользователей в конечном счете сравняется с количеством экономически активных жителей.
А что касается ошибочности занятия майнингом вообще,
то как и в любых других инвестициях есть разные типы инвесторов. И говорить об ошибочности всего направления по поведению отдельных людей неправильно. Это примерно как говорить о том, что покупать доллар неправильно потому что в это вовлечены широкие слои населения и есть примеры как люди поддавшись панике теряли сбережения. Я бы скорее написал о том, что инвестиции в майнинг нужно более тщательно просчитывать не забывая о возрастании сложности и с учетом перспективы перехода на минтинг.
k_150 From: k_150 Date: Август, 6, 2017 05:49 (UTC) (Ссылка)
Как бороться? Просто сделать нелегальными расчёты, и всех делов. Пока это всё интересно, технологии обкатывают полезные, но как только будет реальная угроза сбору налогов скажем, сразу всё прекратиться. Пример: online gambling.
iq_21 From: iq_21 Date: Август, 1, 2017 09:52 (UTC) (Ссылка)
Константин, а вы не могли бы прокомментировать эти тезисы касательно криптовалют?


КРИПТА
1. Криптовалюты уже никуда не исчезнут. Это не мыльный пузырь, а часть мировой экономики. Они выполняют важную функцию store of value (сохранения ценности).
2. В мае в мире было 12 миллионов криптокошельков (это ничтожно мало), будет минимум 300-400 млн кошельков. А т.к. каждый инвестор заносит деньги и покупает валюту (а предложение лимитировано), то это 1ый фундаментальный фактор роста.
3. Рост объемов дневной торговли и рост курса в январе 2017 был вызван тем, что пришли первые профессиональные игроки (фонды) и занесли поиграться по 50-100 млн дол. Институционалов придет еще в 10-50 раз больше, и это 2й фактор роста.
4. В марте Япония легализовала биткоин, дневная торговля в йене доходила до 47%. В июне - Индия. Дальше как домино пойдут другие страны, и это 3ий фактор роста.
5. Экосистема полузакрытая, это 4ый фактор. Вывод средств в фиат (бумажные деньги) возможен, но обычно, если инвестор заработал за год 10Х на майнинге, 8Х в среднем на 1м ICO за 2 месяца (дисконт 50% на входе и 4-кратный рост исторически после размещения на бирже), то конечно никакие деньги никуда никто не выведет, а продолжит участвовать.
6. Как следствие этих и др. факторов, объем денег в криптовалютах вырастет с текущих $80 млрд до $1-10+ трлн.
7. А также курс тех криптовалют, которые будут через 5 лет ведущими, вырастет в 10-1000 раз по сравнению с текущим курсом.
8. Эфир догоняет и обгонит биткоин, в т.ч. потому, что большинство ICO проходит на нем.
9. Возможно (и даже вероятно) появление 2-3 новых валют, которые войдут в топ-5.
10. Дневная волатильность до 30% - норма, рынками валют иногда манипулируют (хотя для ведущих валют это становится сложнее), курсами токенов манипулируют все (cover story американского Forbes в этом месяце про раскачку Gnosis до 3 млрд). Перевод - долгосрочно частному инвестору можно инвестировать, но краткосрочно в intraday traiding не лезьте.

отсюда
https://www.facebook.com/masolova/posts/10155705945613117
ksonin From: ksonin Date: Август, 1, 2017 11:36 (UTC) (Ссылка)
Часть этого написано на сленге, который мне непонятен, но в целом звучит здраво и месседж похожий. Правда, я совершенно не понял про "эшелон Uber" - откуда тут возьмётся "приток прибыли к владельцам"? Не возьмётся, это же просто валюта. (От того, что вы имеете валюту, вы на ней не зарабатываете. От того, что вы имеете акции, вы имеете право на прибыль компании.) А если имеется в виду "масштаб операций", то, наверное, правильно.

Edited at 2017-08-01 11:38 (UTC)
zlata_gl From: zlata_gl Date: Август, 1, 2017 15:10 (UTC) (Ссылка)
Все эти истории с "пирамидами" имеют одно общее свойство: людей предупреждают, что пирамида, но никто не знает, в какой момент она обвалится.
Ни сапожник на улице, ни нобелевский лауреат по экономике.
А пока пирамида растет - кто-то успевает "навариться" и вовремя выскочить.
Илья Панков From: Илья Панков Date: Август, 1, 2017 18:58 (UTC) (Ссылка)

Вопрос

Дневная волатильность в 30% это о чем говорит?
zlata_gl From: zlata_gl Date: Август, 2, 2017 06:40 (UTC) (Ссылка)

Re: Вопрос

Говорит о том, что это - типа преферанс.
Возможно - краплеными картами, если у кого-то есть инсайдерская информация.
nurmustermann From: nurmustermann Date: Август, 6, 2017 12:13 (UTC) (Ссылка)
У меня один вопрос офффтопом к Константину и единомышленникам. ФАС и вообще антимонопольные законы - это хорошо? Kartellamt в Германии жестоко карает БМВ и Даймлер за сговор по ценам. Это всё правильно? Самая идея таких законов - правильная, правая?
From: dim_123 Date: Август, 6, 2017 16:33 (UTC) (Ссылка)
Константин, про ценность биткоина в плане эмиссии смело плюсую. Спасибо за пост!
54 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 2
[1] [2]