Тут много вопросов, про два из которых я уже писал:
(1) Такие действия задают огромный риск снижения ответственности (moral hazard) - фирмы, ожидающие возможности перекредитоваться у правительства, получают стимулы брать кредиты за рубежом. Данные об активном заимствовании российских фирм в последние три месяца - когда кредит было взять всё труднее и дороже - показывают, что, не исключено, существенное снижение ответственности имело место.
(2) Как вообще правительство забирается отличать то, что может попасть в руки иностранцам, а что - нет? А если это иностранная фирма, принадлежащая российским гражданам.
Но у меня есть и другие вопросы. Например, пусть, действительно, мы (условные "мы") не хотим, чтобы акции попали к иностранцам в результате дефолта какой-то фирмы по какому-то долгу. Если не задаваться вопросом, почему мы не хотим, чтобы они попали к иностранцам, что делать?
Одалживать деньги фирмам, которые не могут расплатиться по кредиту, тем более, как обещало правительство, без залога - неправильно. А что, если дело не в ликвидности, а в несостоятельности - то есть если активы фирмы, даже в случае продажи не по кризисным ценам, а по ожидаемым в случае нормального развития события стоят меньше, чему у этой фирмы долгов? (В случае, например, российских инвестбанков или девелоперских компаний я бы этого не исключал.) Помощь правительства окажется просто помощью кредиторам за счет граждан.
Лучше было бы сделать так. Пусть есть долг у российской фирмы А фирме Б, по которому в залоге находятся акции фирмы С (возможно, что А и С - одна фирма), и фирма А не может выплатить долг. Правительству нужно не одалживать деньги фирме А, чтобы та расплатилась с Б, а расплачиваться с фирмой Б, получая акций фирмы А на сумму долга. Поскольку А стоит очень дешево, или вообще нечего - она же не может расплатиться по займу, это - фактическая национализация.
Если в залоге находятся акции ''стратегических предприятий'' - то есть таких, которые в случае банкротства регулируются особым образом, то правительство может вести переговоры с кредиторами о частичном (и значительном)списании долга. Если речь идет о случае, когда А и С - одна и та же компания, это особенно действенно.
Не надо мне говорить, что (а) этот вариант не снижает риска снижения ответственности в будущем и (б) этот вариант снижает стимулы будущих инвесторов вкладывать в наши предприятия. И (а), и (б) верно. Но он, как мне кажется, лучше предложенного правительством.