Я сначала немного опасался, что, раз Ингвес - действующий глава Центробанка, он будет говорить очень осторожно и общо. Однако он, хотя и поставил общую задачу - ликвидация последствий финансового кризиса, приоритеты расставлял вполне конкретно. (Здесь - слайды презентации Ингвеса.) Самое главное - осознавать, что если что-то вчера стоило 100, а сегодня - стоит 25, то надо сразу с этим смириться; сколько не оттягивай столкновение с реальностью, она всё равно тебя настигнет. Спасать нужно не владельцев банков, а сами банки (если показатель достаточности основного капитала меньше 2%, то не надо разговаривать с владельцами, если между 2 и 8% - есть что обсуждать (не забывая про "equal treatment given the same level of capital adequacy"), хотя нужно сразу определить условия при которых с акционерами больше не разговаривать, если больше 8% - вмешательства госорганов не требуется). Не нужно никаких паллиативных мер типа изменений в правилах бухучёта (да, когда цены на активы падают, всегда хочется как-то поменять правила учёта) или в правилах банковского надзора - это только оттягивает неотвратимый конец. По этой же причине обязательно нужно создавать "банки плохих активов". И, конечно, прозрачность всего - от правил, по которым идёт переоценка активов, до балансов банков, которые обратились за помощью к правительству.
Революционную, по нашим меркам, вещь Ингвес сказал, отвечая на вопрос о необходимых изменениях в курсах экономики и MBA (им Ингвес рекомендует больше времени уделять разбору ситуаций, которые развивались плохо и кончились плохо). Конечно, сказал он, для разбора и переоценки балансов банков мы нанимали заграничных специалистов - в этом и смысл, сказал он, "Most of the skills could be bought abroad." Тех, кто уже занимался этим в других странах.
Сергей Алексашенко спросил, помог ли шведской банковской системе опыт 1990-х, который с прошлого сентября с восхищением обсуждают по всему миру, и в обретении которого Ингвес играл такую важную роль. - Кризиса у шведских банков нет - в этом явно звучал председатель ЦБ - в сабпрайм они не вкладывались. Да, конечно, трудно представить, - продолжил Ингвес, - что шведские банки, которые так много вкладывали в балтийские страны, ничего не потеряют на этих кредитах, но масштаб этих экономик так мало, что настоящие проблемы шведской банковской системе эти потери создать не могут.