Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Моя метафизика колонок и блогов

В последнее время мне довелось участвовать сразу в нескольких деловых переговорах об участии моих коллег-экономистов в проектах моих коллег-журналистов в качестве обозревателей/блоггеров. Поэтому  я решил выложить, слегка отредактировав, своё представление о том, что такое современная (и классическая) "журналистика мнений". Иными словами, что такое регулярная СМИ-колонка или блог - я не вижу между ними принципиальной разницы. Я написал это когда-то в письме одному из своих редакторов, обьясняя принципиальное нежелание писать время от времени в колонку "Своё мнение". Вот что я думаю про устройство колонок и блогов.

Весь смысл наличия в газете колумнистов, который тем более усилился в последние годы с развитием блогосферы и интеграции письменных и электронных СМИ, состоит в том, что читатель-зритель-слушатель попадает в некоторую интеллектуальную зависимость от "колумниста-гуру". Возможно, сам читатель воспринимает эту зависимость как двустороннюю, но, конечно, при количестве читателей, превышающем десять тысяч, никакая реальная двусторонняя связь невозможна. В любом случае, вся классическая идея института колумнистов (и современная идея мегапопулярных блоггеров) состоит именно в привязке читателей к конкретному автору; каждую неделю читатель ждёт от колумниста не новой информации и не новой позиции, а мнения по новому вопросу, но мнения - с уже ожиданной позиции, с уже привычной фразеологией, с уже знакомыми метафорами. Неудивительно, что ведущие СМИ в мире, и печатные, и электронные, всегда предлагают "линейку" постоянных колумнистов, а в последние два года - и блоггеров, с тем, чтобы чтобы у каждого потенциального читателя была возможность привязаться к колумнисту и блоггеру себе по вкусу. Именно поэтому в NYT и CNN, среди прочих, есть ультра-консервативные колумнисты, на Fox News - ультра-левые, в "Ведомостях" - Константин Симонов и т.п. (У Сонина и Симонова в "Ведомостях" есть "общие" читатели, но это - тончайшая прослойка всех читателей, 1-2%, которая, возможно, включает журналистов, работающих в этом издании.)
 
Об устройстве медиа-рынка выходят десятки книг и публикуются тысячи статей. В одной экономической науке - далеко не главной среди общественных наук, занимающихся вопросами СМИ, - выходят десятки статей про СМИ, ориентированных на "общую" аудиторию, а специальных публикаций - сотни и тысячи. Среди того, что, мне кажется, можно спокойно воспринимать как данность, есть следующее наблюдения: привязанность читателя-слушателя-зрителя к одному автору-ведущему является и следствием психического устройства человека, и следствием (возможно, не вполне осознаваемого) рационального выбора модели поведения. Привязанность к колумнисту вовсе необязательно является следствием качества его письма в узком смысле; харизма, обаяние, сексуальная привлекательность (или скажем - "опирающаяся на эволюционный инстинкт тяга к лидеру") играют большую роль. Вот известный человек, которого я считаю одним из лидеров нашего поколения, пишет довольно убогую и неграмотную, по чисто экономическим меркам, колонку в известное издание и тем не менее его образ, подкрепленный к тому же исключительно профессиональным блогом - именно как центром притяжения к профессионалу, делает его одним из ведущих и самых влиятельных обозревателей страны.
 
Собственно, самый простой способ убедиться в правоте того подхода, который я пытаюсь обосновать - посмотреть на ведущие СМИ в мире - и NYT, и FT, и WSJ, и Time, и Newsweek, и кабельные американские каналы - CNN, Fox, MSNBC. Во всех из них хорошо просматривается и "линейка колумнистов", и механизмы "дополнительной привязки" - у каждого популярного автора или ведущего есть и своя колонка, и свой блог, и постояннные (ежевечерние) приглашения, в качестве именно автора-колумниста-блоггера, в другие колонки, гостевые блоги и передачи. На этом этапе, когда выбор колумниста из "линейки" уже сделан, читатель-зритель-слушатель, привязанный, в интеллектуальном плане, к кому-то одному, получает его (или, по крайней мере, может получить) во всех видах. Конечно, наши СМИ, даже лучшие, как "Ведомости" и SmartMoney, значительно (на несколько лет) отстают от ведущих СМИ в мире; тем не менее, есть все основания заимствовать лучшее, и, что даже более важно, правильно ориентироваться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments