Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Экономика в школе: умные дети и умные деньги

Помимо работы над научными статьями и колонками, а также лекций и руководства дипломниками, у меня есть, если кто ещё не знает, спецпроект - преподавание экономики в средней школе. Ни шатко, ни валко это продолжается уже два года, это 10 и 11 классы, без всякой специализации, очень хорошие ребята, два часа в неделю. Об этом в другой раз. А в четверг меня попросили выступить перед 8-классниками, рассказать про экономику. Вот краткий отчёт.

Начал с определения, что-то вроде "экономика - это наука о решениях, которые принимаются с помощью сравнения издержек и выгод". Привёл все полагающиеся примеры. Остаток двух уроков посвятил развивающим играм. А, именно, игре ультиматума (ultimatum game, не знаю точно как называется по-русски) и аукционам, в котором у запасом "денег" у детей было то, что они выиграли в игре ультиматума.

Когда экономисты хотят выяснить, действительно ли люди ведут себя в жизни совершенно рационально (немного отвлекаясь, заметим, что всякий раз они убеждаются, что нет), они проводят такой эксперимент. Двум людям дают 100 рублей (или 100 долларов, или какой-то другой приз) и предлагают первому предложить раздел, а второму - согласиться на него или не согласиться. Первый говорит: "Я возьму себе Х, а тебе отдам 100-X". Если второй соглашается, то каждый получает то, что предложено. Если нет - игра заканчивается, каждый получает по нулю.

Теория здесь очень простая. Если бы второй был homo economicus, он бы соглашался на любую долю, больше нуля. Тогда первому следовало бы просто предлагать 99 себе, 1 второму. В жизни и в экспериментах всё, конечно, не так. В реальных экспериментах - а их во множестве проводили и в крупных американских городах, и в маленьких африканских деревнях - участники делят самые настоящие деньги. Эксперименты и проводят часто в третьем мире, потому что там довольно дёшево можно создать игру, в которой участники играют на суммы, сравнимые с их годовым доходом. У меня такой возможности - использовать настоящие деньги в средней школе - не было, поэтому я им объявил, что после того, как они сыграют 10 раз со своим соседом по парте, будет проведено несколько аукционов, в которых набранные очки будут деньгами. Приз, какой-никакой.

Так что они по десять раз подбрасывали монетку, чтобы определить, кто первый, кто второй, играли и записывали результаты. Некоторый фокус тут состоит в том, что пока (если) ты создаёшь себе крутую репутацию в борьбе с соседом по парте (например, не соглашаешься, если тебе предлагают меньше 60), то ты рискуешь набрать мало очков по сравнению с другими. Перед этим я проводил круговой турнир по этой игре среди 8 человек в 10 классе - 2ое место по очкам занял мальчик, который проиграл все, кроме одной, "парные встречи", а последнее - девочка, которая выиграла 5 пар. Стратегические аспекты здесь довольно сложные, кроме разве что довольно простых соображений, относящихся к 10 раунду, но я и не думал, что школьники будут принимать их в расчёт. Хотя бы задумаются о том, что такое стратегия. И поймут, что такое экономика.

После этого провели два раунда анонимной игры - все писали предложения на бумажках, как будто они "первые" в паре, я их перемешивал и раздавал, чтобы они теперь были "вторыми". Как и должно было быть, анонимному "второму" предлагалось несколько меньше, чем в 10-раундовой игре. Справедливости ради, довольно много "вторых" отказывалось от "обидных" предложений, хотя здесь совсем не было стимулов не соглашаться. Прямо как в жизни, прямо как в настоящих экспериментах.

После этого я провел пять (заранее не объявляя их количество - это сделало бы бессмысленным последний аукцион) аукционов, на которых продавал свежие номера волшебного журнала SmartMoney. Аукционы были следующие - восходящий открытый (английский), голландский, открытый аукцион, в котором платят все участники (приз получает победитель, но каждый платит ту ставку, до которой доторговался), такой же закрытый и аукцион первой цены. (Подробное описание этих и других аукционов, а также стратегии и подходы можно посмотреть в слайдах моего курса по аукционам в РЭШ). Это так понравилось их учителю математики, классной руководительнице и моей однокласснице, что мы ещё продали пятёрку по геометрии. Жалко, что только одну.<\lj-cut>
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments