?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Когда я пришёл на эту землю, никто меня не ожидал - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА — ЖЖ
ksonin
ksonin
Когда я пришёл на эту землю, никто меня не ожидал
Ваня Лазарев, выпускник экономфака МГУ и РЭШ (и там и там он был одним из лучших студентов в истории), PhD-кандидат из Stanford GSB пародирует интервью Рубена Варданяна New Times (здесь текст самого интервью). Действительно смешно и многое справедливо. У меня смешанные чувства - с одной стороны, критика правильная - все эти разговоры про "российскую специфику", которой надо специально учить, а никто нигде не учит - ерунда, мне кажется. "Специфику" они как раз все знают - точно так же как американские бизнесмены знают свою американскую, а в бизнес-школе учатся не столько специфике, сколько структурному и широкому взгляду на свою специфику, умению точно определять контекст для свой специфики и использовать чужой опыт вместо того, чтобы всему учится на своих ошибках. А с другой - у меня нет сомнений, что Рубен Варданян пытается построить в России бизнес-школу мирового уровня, и такие усилия невозможно не поддерживать. Я лично поддерживаю.

Интервью у Варданяна брала Евгения Альбац. Интересно, что у нас с ней не давно разошлись мнения в точности по тому же вопросу, что и у меня с Варданяном. Единственная разница состояла в том, что с Женей мы разговаривали в прямом эфире (при этом она была ведущей передачи), а с Рубеном - по телефону. Женя сказала: "Я знаю, Костя, что вы знаете обычно все, и во всем уверены со стопроцентной уверенностью, но иногда вы не все знаете. Костя. Иногда вы не знаете жизни отдельных журналистских коллективов, которые имеют несчастье жить без вас."

Это - вовсе не личный вывод. Концептуальный спор у нас такой: и Женя, и Рубен - высочайшие профессионалы в своей области, считают, что профессионалов могут понимать (и, соответственно, обучать), только успешные профессионалы. А я говорю нет: в поведении медведей лучше разбираются биологи, чем медведи. Литературоведы лучше знают, как писать, чем писатели. Палеонтологам не нужно консультироваться с динозаврами, чтобы рассказывать о них другим людям. В поведении политиков лучше разбираются политологи, чем сами политики. Специалистам по медийной экономике лучше понятно, почему, что и как говорят журналисты, чем самим журналистов. Поведение бизнесменов лучше понимают предсказывают профессора экономики и управления, а не сами бизнесмены. Именно поэтому в бизнес-школах преподают, в основном, не бизнесмены, а профессиональные преподаватели или исследователи экономической деятельности. На биологическом факультете преподают же не медведи. Даже если курс называется "Как выжить в сибирской тайге"...

Однако вне зависимости от того, кто прав в концептуальном споре. То, что делает Варданян, лучше, чем если бы ничего бы в области бизнес-образования в России не было бы. А так - сделан первый шаг по пути создания современной бизнес-школы - интеллектуального центра ХХI века . Поздравляю "Сколково" с первым первым сентября!

Метки: ,

38 мнений // Ваше мнение?
Comments
sovanya From: sovanya Date: Сентябрь, 4, 2009 17:39 (UTC) (Ссылка)
Разве это не ты был "гостём"? А она ведущей? :)
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2009 17:59 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за поправку!
derloos From: derloos Date: Сентябрь, 4, 2009 17:59 (UTC) (Ссылка)
Я бы не отказался взять несколько уроков выживания у медведей. Но они ж не дадут...
From: vavilovv Date: Сентябрь, 4, 2009 19:45 (UTC) (Ссылка)
+1
gegorov From: gegorov Date: Сентябрь, 4, 2009 18:09 (UTC) (Ссылка)
Биологи понимают поведение медведей несомненно лучше самих медведей, но любая попытка объяснить этот факт медведям наталкивается или на полное непонимание, или на гневное рычание, возможно с последствиями. Почувствуй себя биологом, Костя.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2009 18:41 (UTC) (Ссылка)
А то :)
yozhig From: yozhig Date: Сентябрь, 4, 2009 18:24 (UTC) (Ссылка)
"А я говорю нет: в поведении медведей лучше разбираются биологи, чем медведи.

"Биологи планировали усыпить медведя при помощи транквилизатора, а затем вывезти подальше от поселка, в места естественного обитания.
Очевидно, биологи ошиблись в расчете количества транквилизатора – медведь никак не хотел засыпать. Более того, он вдруг выскочил из-под крыльца и бросился в воду, явно стремясь избавиться от докучливого соседства. И тогда Адам Уорвик, один из биологов, вдруг вскочил и, не раздумывая, бросился в воду за медведем. «Я не отдавал себе отчета в том, что делаю», – признавался он позднее.
Уорвик видел, что препарат начинает действовать. Медведь увидел человека рядом с собой, поднялся на задние лапы, явно намереваясь напасть, но вдруг опрокинулся на спину и на несколько мгновений скрылся под водой. Потом голова медведя вновь показалась над поверхностью воды. Уорвик понял, что медведь не в состоянии держаться на воде и что сейчас его главная задача не дать ему утонуть.

http://www.gusevhunting.ru/num_articles.php?id=1027
oude_rus From: oude_rus Date: Сентябрь, 4, 2009 18:53 (UTC) (Ссылка)
я вас правильно понял, что Евгения Альбац "вон-из-профессии" - высочайший профессионал?
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2009 19:19 (UTC) (Ссылка)
Мне кажется, ЕА является одним из лучших в России журналистов и редакторов и одновременно - одним из ведущих учёных-политологов.
uppsss From: uppsss Date: Сентябрь, 4, 2009 18:54 (UTC) (Ссылка)
"Якобсон был веселым человеком. Однако не слишком добрым. Об этом говорит история с Набоковым. Набоков добивался профессорского места в Гарварде. Все члены ученого совета были - за. Один Якобсон был - против. Но он был председателем совета. Его слово было решающим. Наконец коллеги сказали:
- Мы должны пригласить Набокова. Ведь он большой писатель.
- Ну и что? - удивился Якобсон. - Слон тоже большое животное. Мы же не предлагаем ему возглавить кафедру зоологии!"

С. Довлатов

ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2009 19:18 (UTC) (Ссылка)
Конечно, это в точности та же история и та же позиция.
one_eyed_dog From: one_eyed_dog Date: Сентябрь, 4, 2009 19:23 (UTC) (Ссылка)
уметь учить (палеонтологи) и уметь (динозавры) - это, конечно, две параллельные ветки. но лучше б они пересекались.
From: rubir_ru Date: Сентябрь, 4, 2009 20:47 (UTC) (Ссылка)
Да ладно Вам, Константин. Рубен уже полностью подсел на игрушку по прозвищу Власть. Какая нафиг может быть бизнес-школа, если официально декларируется, что главное там будет обучение СПЕЦИФИКЕ :). Думаю, что Вы понимаете, что "специфика" российского "бизнеса" прямо противоположна тому, что такое нормальный бизнес.
puffin From: puffin Date: Сентябрь, 5, 2009 20:55 (UTC) (Ссылка)
Мне тоже кажется, что будет передача опыта от своих к своим (учитывая стоимость обучения). Например, папа Абрамович передаёт дела детям. И жаль, что РЭШ с этим связалась.
From: ex_nezhdali Date: Сентябрь, 4, 2009 20:48 (UTC) (Ссылка)
А кто эту российскую специфику в Сколково будет преподавать? Если посмотреть, кто там лекции читает, то люди с МИТ, ИНСЕАД, ЛБС. Они будут читать то, что считают нужным.

Если уж только Чичваркина с Ходорковским запрегут.


Я вообще подозреваю, что Варданян, что-то другое имел ввиду.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2009 21:50 (UTC) (Ссылка)
Смотри внимательнее - у них в некоторых программах типа 25% - "учёба", а 75% - "практика". Как в некоторых наших передовых вузах - в некоторых дисциплинах половина обучения состоит из "мастер-классов".
From: (Anonymous) Date: Сентябрь, 4, 2009 21:38 (UTC) (Ссылка)
Ну а кто же тогда лучше всех разбирается в поведении экономистов?
From: (Anonymous) Date: Сентябрь, 4, 2009 23:51 (UTC) (Ссылка)
психологи
bgroz From: bgroz Date: Сентябрь, 5, 2009 01:29 (UTC) (Ссылка)
Смотря чему обучать - если пониманию чего-нибудь, то, конечно, биологи, палеонтологи, литературоведы, профессора. Если деланию чего-нибудь (ремеслу) - то только профессионалы, медведи, динозавры, политики, бизнесмены - друг друга. Ремесло (навыки, умения...) передается только практически. Биолог же не может научить медвежонка охотиться, а птенца - летать, тут только родители. Палеонтолог, даже если встретит динозавра, не научит отыскивать правильные растения. Политики эффективно учатся друг у друга, а у политологов - ничему. Но политологи могут научить их понимать, например, причины действий друг друга, предсказывать их.
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 5, 2009 02:31 (UTC) (Ссылка)
Боря, ты извини за редкость - что за ерунду ты несёшь? Если ты в жизни не встречал хорошего профессора журналистики или статистики для журналистов - это не значит, что из вообще нет. Огромное количество политиков в мире училось - и коммуникативной технике, и экономике, и управлению - у профессоров. У нас в России у нашего поколения - некий уникальный опыт, но это совершенно не значит, что именно это - эффективный путь, что это обычно и нормально.
From: (Anonymous) Date: Сентябрь, 6, 2009 19:41 (UTC) (Ссылка)

аршином общим не измерить

Full-time and visiting faculty - London Business School:
Finance 31 professors
Strategy 24
OB 24
Management + Operations 22
Marketing 18
Accounting 14
Economics 12
Entrepreneurship 6

Full-time and visiting faculty - Skolkovo
Leadership 6
Management 5
Strategy 4
OB 3
Marketing 2
Negotiations 1
Finance 1
Decision Science 1
Accounting 0
Economics 0
Other 2

налицо засилье лженаук как тяжёлое наследие изучения варданяном карла маркса на экфаке. зато известный HR-consultant олег "отработанный материал" романцев читает лекции о работе с людьми. плюс, имеется доморощенный вариант реалити-шоу The Apprentice, с раздачей денег на start-up'ы победителям. вместо гоэкзаменов же - турнир по стрип-покеру против сборной соучредителей школы.

"если ты не в курсе, со стороны всё это смотрится на уровне художественной самодеятельности" (с)
julieta2008 From: julieta2008 Date: Сентябрь, 7, 2009 00:17 (UTC) (Ссылка)

Вопрос

Ну, допустим, что про медведей и биологов звучит убедительно. Тогда вот такой вопрос: почему выпускиник бизнес-школ редко становятся успешными предпринимателями, пополняя ряды офисного планктона?
tschm From: tschm Date: Сентябрь, 7, 2009 08:33 (UTC) (Ссылка)
Парадокс в том, что в случае с экономистами вы скорее всего правы, а в случае с медведями - наверняка нет.
novayagazeta From: novayagazeta Date: Сентябрь, 7, 2009 15:05 (UTC) (Ссылка)

В трех соснах...

Если Альбац именно то сказала, что Вы ей вменили, то зачем писать о медведях? Обучение такая же самостоятельная профессия, как журналистика, например. Обучают по всему миру профессионалы ОБРАЗОВАНИЯ, а практики (успешные профессионалы по версии Альбац) ВО ВСЕХ ВУЗАХ МИРА есть элемент системы, методическое орудие. Или она предлагает вернуться в средневековые цеха? К горшечнику и башмачнику (профессионалам) в светлые аудитории будут направлять подмастерьев? Что, непонятно, что разделение труда дальше пошло? Что есть функция обобщения опыта, анализа, передачи? Сам себе смешон стал - азы какие-то пишу, прости Господи...
38 мнений // Ваше мнение?