(1) Можно воспользоваться опытом успешных грантов программ. Я бы существенно расширил финансирование РФФИ и создал бы более мелкие грантовые программы. Понятно, что в создании «российского аналога NSF» весь дьявол в деталях и вся работа «менеджера по спасению» состояла бы в обеспечении открытости и состязательности процесса. (Как всегда, когда есть угроза коррупции – ничего, кроме политической воли – то есть личных усилий ответственных – особенно не помогает).
(2) Я бы постарался выделить «точки роста» - исследователей и группы исследователей, у которых есть возможность конкурировать на международном уровне и закрыть (с максимальной заботой об уволенных сотрудниках) те институты, где никаких просветов не наблюдается. Решения бы принимались советами учёных (при мне :)) по специальности – только из ведущих учёных, не обращая внимания на национальную принадлежность (как это давно делается очень во многих крутых местах). Я бы всячески поощрял переход целых институтов и отдельных исследователей в укрупняющиеся университеты (схематически – на условиях, что университет платит «за преподавание», а правительство – за фундаментальные исследования). (Университеты легче спасать, чем НИИ, потому что в образовании более понятно, что такое конкуренция, и что такое конечный спрос.)
(3) Участие в международном научном общении не только обогащает отечественных специалистов, но и служит критерием отбора специалистов. Я бы сделал условием предоставления федеральных денег университетам и исследовательским центрам привлечение ведущих учёных мира к [научному] контролю за распределением денег. (За образец можно взять успешные программы других правительств.) В частности, я бы создал следующий грант: федеральное правительство оплачивает университетам (которые соревнуются за эти позиции) нанять "федерального профессора", а отбор на позиции осуществляется предметными комиссиями, члены которых - постоянные профессора ведущих университетов в мире (неважно, русские по происхождению или нет).
(4) Одной из основных проблем российских вузов и институтов является крайняя жёсткость структур управления образованием и исследованиями. Я бы предоставил всем организациям, занимающимся исследованиями, значительно большую свободу в заключении индивидуальных контрактов. В частности, я бы отменил утверждение диссертаций ВАК, сохранив за диссертационными советами вузов и институтов право присуждать докторские и кандидатские степени (в этом случае успешная защита будет означать, что соискатель становится «кандидатом наук Абвгдейского Госуниверитета»). Соответственно, я бы отменил значительную часть формальных требований к вузам и исследователям.
(5) Я бы существенно облегчил возможность для бизнесменов передачи денег вузам и институтам и их вхождение в «советы директоров» вузов. В этих вузах я бы всячески способствовал возведению жёстких и понятных барьеров между академической и административной-финансовой составляющей, ориентируясь на то, как это делается в ведущих университетах.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →