Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Не разрушать до основания

Один из создателей Высшей школы экономики Лев Любимов в интересной статье в "Ведомостях" пишет о том же, о чём пишут много, но недостаточно - о проблемах высшего экономического образования в нашей стране и цитирует мою колонку 2008 года о том, что нужно, по существу, строить экономические факультеты в нашей стране "с нуля". Это хорошо, что Лев Львович меня именно так процитировал - потому что  в прошлый раз, в не менее содержательной - без шуток - статье для Slon.ru, было написано, что я предлагаю все экономические факультеты "разогнать". 

Это большая разница: я никогда не предлагал "разогнать" существующие факультеты и могу только ещё раз повторить, что я - против того, чтобы что-то "разгонять". В моей колонке из серии Ratio Economica "Как построить университет" речь идёт именно о создании новых исследовательских факультетов. Примеры, о которых идёт речь в статье -  Европейский университет во Флоренции, Университет Помпеу Фабра в Барселоне, Тулузская школа экономики - это именно примеры построения новых университетов без всякого закрытия и разрушения. Ещё один пример, про который многое может рассказать профессор Гомберг, мексиканский ITAM, тоже создался тогда, когда стало понятно, что существующие факультеты перестроить не получится.

Собственно, те цифры, о которых пишет Любимов - 1500 экономических факультетов в России - говорят о том, что создание новых исследовательских факультетов никак не угрожает существующим. Мне представляется реалистичными реформы примерно такого масштаба: за 10 следующих лет к двум факультетам экономики, которые уже действуют как современные исследовательские факультеты, прибавляются ещё 2 (например, в УргУ, где работа в этом направлении уже ведётся, и НГУ, в котором есть "ядро" исследователей). С одной стороны, довольно мало в масштабах страны. С другой - по опыту последних десятилетий Швеции, Испании, Италии, Франции, Германии (не говоря уже о Мексике и Китае) на более быстрые темпы реформирования рассчитывать трудно. Если кому-то нужна более "длинная перспектива" - на 2020-2030 годы можно запланировать реформирование еще 3-4 экономических факультетов по стране.

Понятно, что когда речь идёт о таких цифрах "создания с нуля" - 5-6 современных факультетов экономики в следующие двадцать лет, никакой речи о "разгоне" чего-то быть не может: даже при самом оптимистичном сценарии (8 факультетов экономики, нанимающих профессоров на международном рынке и создающих карьерные перспективы для тех, кто занимается научной деятельностью) - это такая капля в море, что никак не может удовлетворить спрос (о существовании которого свидетельствует наличие 1500 факультетов). Несколько дней назад в этом же ЖЖ была прекрасная дискуссия о том, что делать с остальными 1500 - 8 = 1492 экономическими факультетами. Ваня Лазарев, аспирант из Stanford GSB, прекрасно объясняет, почему особенной проблемы в существовании "дипломов государственного образца" нет, даже если они не свидетельствуют ни о каком уровне качества.
Tags: @Ведомости, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments