Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Три орешка

На конференции, посвящённой 80-летию Гэри Беккера, которую проводил Институт Милтона Фридмана Чикагского университета, было много знаменитостей. Одних Нобелевских лауреатов было трое, а если считать с теми, кто премию ещё получит, так и вообще целый десяток… Однако есть люди, которые доминируют на сцене вне зависимости от того, кто присутствует в зале. В сессии, посвящённой роли академических экономистов в проведении практической политики, Ларри Саммерс, бывший главный экономический советник Обамы, просто подавлял своим присутствием. Подавил, в частности, Эда Лазира, главного экономического советника Буша.

Саммерс, который до того, как десять лет назад ушёл в практическую политику, был одним из самых ярких академических экономистов своего поколения, лауреатом медали Бейтса Кларка, не менее престижной награды в экономической науке, чем Нобелевская премия, назвал три причины, по которым академические экономисты нужны в правительстве и три отличия от академической работы. Я записал на всякий случай. (Вдруг, действительно, в России тоже появятся советники президента из академических экономистов.)

Три роли: Во-первых, для многих должностей сейчас требуется разбираться во множестве технических подробностей, что невозможно без современного экономического образования. Двадцать лет назад руководители центробанков по всему миру были презентабельными мужчинами с глубоким голосом и несгибаемым характером. Сейчас чуть ли не всюду – профессора, до своего назначения – действующие академические исследователи. (Кстати, Сергей Игнатьев в своём поколении вполне подходит под это определение.) Во-вторых, академические экономисты создают запас идей, которые, пусть непригодные в текущий момент, оказываются актуальными в будущем. Гэри Беккер и Милтон Фридман предложили идею добровольной армии в конце 50-х, когда в Америке об этом и подумать не могли. Прошло двадцать лет и когда по совершенно другим причинам идея стала жизненной, а основные соображения – вот они, уже готовы. Третью роль Саммерс проиллюстрировал анекдотом Пола Самуэльсона. «В нашем районе – два детских доктора и, когда наш ребёнок заболевает, нам нужно сначала решить – мы хотим, чтобы он просто посидел дома и попил чаю с вареньем или чтобы его накачали антибиотиками».

Три проблемы, с которыми сталкиваются академические экономисты, когда приходится давать советы по практической политике. Во-первых, нельзя самому выбирать задачу, которая тебе нравится. Во-вторых, большинство академических проектов становится интереснее, если к ним применить mean-preserving spread (как это по-русски?) – не меняя ожидаемого результата, увеличь его дисперсию. С реальными задачами так не сделаешь. В-третьих, у реальной задачи нельзя собственноручно вычленить небольшой кусок и им заняться.
Tags: мой маршрут
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments