Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Колонка в "Ведомостях": Продолжение бизнеса

"Ведомости", 14.02.2005, №25 (1307)
(Для тех, кто очень интересуется этой темой - специальное исследование.)

Итак, первым губернатором, которого назначил президент Путин, стал приморский бизнесмен Сергей Дарькин, избранный на этот пост еще четыре года назад. Решение президента понятно — никаких кадровых резервов у федерального центра нет и заменить Дарькина некем. Понятно, почему эта схема устраивает самого Дарькина, — срок его полномочий истекал бы 25 июня, а теперь у него появилась возможность продлить свое губернаторство на неопределенный срок. И все же это событие дает хороший повод еще раз спросить: зачем вообще бизнесмены идут в губернаторы?

Ясно, что российские бизнесмены (13 российских губернаторов — крупные бизнесмены) идут в политику не от хорошей жизни. И все же если фирме нужна политическая защита, почему бы ее не купить? Заплатить губернатору-политику или профинансировать кандидата — и дело с концом. Оказывается, что продажность продажности рознь. Если бы политика можно было бы купить навсегда, то бизнесмену не нужно было бы баллотироваться или, по-новому, номинироваться в губернаторы. Но навсегда нельзя, и поэтому приходится покупать каждое отдельное решение, а это обходится гораздо дороже, потому что по мере развития бизнес-проекта его закрытие связано со все большими издержками для бизнесмена. Другими словами, позиция политика на переговорах — сколько платить за очередное решение — становится все более и более сильной. Чтобы этого избежать, бизнесмены и становятся губернаторами.

Нобелевский лауреат по экономике Рональд Коуз первым объяснил “границы фирмы” издержками на написание и исполнение контрактов. И правда, если бы контракты можно было бы писать без затраты усилий и времени и в них были бы описаны все возможные события, зачем нужны были бы фирмы? Мир без этих издержек — их еще называют транзакционными — не имел бы производственных единиц. Точно так же трудности с заключением контрактов с политиками приводят к появлению “политических границ фирмы”. Бизнесмен решает, то ли ему спонсировать политика (аналогично покупке какого-то продукта у внешнего партнера), то ли ему идти в губернаторы самому (т. е. производить продукт внутри фирмы). Когда издержки спонсирования и лоббирования слишком высоки, появляются бизнесмены-губернаторы. Неудивительно, что губернаторы-бизнесмены появляются в основном из добывающих отраслей — т. е. там, где бизнес наиболее сильно нуждается в политической защите.

Бизнесмены, которые стали политиками не по зову сердца, а ради развития или сохранения своего бизнеса, — не чисто российский феномен. Они встречаются везде, где политики не слишком дорожат своей репутацией — ни в глазах спонсоров, ни в глазах избирателей, — например, в Латинской Америке. В развитых демократиях этого явления сейчас почти нет, но, что интересно, 100 лет назад ситуация в США, например, была совершенно иной. По-настоящему крупные бизнесмены — в частности, владельцы железных дорог — становились губернаторами штатов и сенаторами.

Так что ничего особенно грустного в бизнесменах-губернаторах нет. Их наличие — еще один индикатор слабости экономических институтов. А наладятся институты, заработают суды, проснутся избиратели — и все станет на свои места: бизнесмены займутся бизнесом, а политики — политикой. Через 100 лет.

--------------------------------------------------------
Напоминаю: для тех, кто очень интересуется этой темой - специальное исследование.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments