Выступление академического экономиста может конечно, оказаться самым мрачным на инвестиционной конференции. То ли дело бизнесмены – они рассказывают «истории успеха», или инвестиционные аналитики – они, как правило, просто «группа поддержки», как у спортивных команд. Здесь, впрочем, в той панели, в которой я выступал – Дэниель Форнилей, Роланд Нэш, Кристоф Гранвиль – всё было ровно. Все – в том числе и я – согласны, что сложно, что риски большие, но и рисковая премия такая, что покрывает любые риски, что большие барьеры, но, зато, когда войдёшь, большая маржа, что низкая производительность – показатель того, что ещё инвестировать и инвестировать и т.п.
Но вот что я вспомнил, слушая другие выступления. Многие начинают примерно с такой фразы – “Давайте я вам расскажу про такую Россию, про которую не прочитаешь в Financial Times, Wall Street Journal или The Economist”. Я и сам так начинаю – картина, которая складывается у читателя этих изданий – какая-то непролазная глушь, грязь, медведи (речь, конечно, об инвестиционном климате). В прошлый понедельник на первой странице WSJ была большая фотография, на которой Александр Лебедев наносит удар Сергею Полонскому. Кому это нужно? Кому важно? Действительно, почему так там пишут?
Собственно, об этом меня спросил очень знаменитый учёный-экономист из МТИ. Он, говорит, сидел тут с ещё более знаменитым учёным из Гарварда и тот сказал – «Про Россию все пишут плохо, потому что они сами про себя говорят плохо. А про Китай те же WSJ и FT пишут хорошо, потому что китайцы про Китай говорят хорошо». А у меня другая гипотеза – совершенно неполиткорректная. WSJ и FT (речь, конечно, про Opinion Page) плохо хорошо пишут про Китай и плохо – про Россию, потому что они считают, что Китай – это другой мир, а Россия – тот же самый. Ну то есть русских они тоже считают за людей и применяют к ним те же мерки…
Даниэль Форнилей, модератор нашей сессии, показывает страницу из The Economist с рекламой и “Invest in Macedonia” (там в рекламе ещё написано – у нас рынок 600 млн. человек и сноска – «число жителей в странах, входящих в единую зону европейской свободной торговли) и советует российскому правительству потратить кучу денег на такую же рекламу. Надо говорит, отвалить крупную сумму хорошему американскому PR-агентству. О, в зале зашевелились представители фирмы Ketchum…