Экономическая катастрофа, начавшаяся в конце 80-х, стала крайне травматичным опытом для миллионов россиян. То, как это опыт переживался и как он рационализируется – что обычными гражданами, что Владимиром Путиным, что регулярными посетителями лекций о 90-х – предмет исследований для психологов, социологов и политологов. Кто-то помнит, что осенью 1991-го в магазинах были продукты (их не было), кто-то помнит потерянные сбережения (их тоже, вообще-то, не было), кто-то придумал альтернативные пути из осени 1991-го (не было оттуда «китайского пути»). Лекция о реформах двадцатилетней давности – это, для травмированных – всех, кто пережил конец 80-х – начало 90-х – возможность ещё раз пережить и перепрожить травматический опыт. Выступающих никто не слушает. Но вот появляется новое поколение – студентам нашего бакалавриата (я заметил в зале пару человек) 17-18 лет – и они могут слушать, думать и обсуждать.
У самих реформаторов тоже травм достаточно. Их опыт был ещё тяжелее, и мне не хватит квалификации (точнее, ума) обсуждать это по большому счёту. Можно обсудить мелочи. Реформаторы, как один, например, сетуют на то, что они уделяли недостаточно внимания PR. Недостаточно объясняли почему что делают и т.п. О, Боже. Они стали министрами в разгар самой крупной экономической катастрофы в мирное время в ХХ веке. Никакой PR, никакие технологии ничего не изменили бы в том, как они запомнились тем, кто жил во время этой катастрофы. То, что сейчас, когда появилось новое поколение, готовое выслушивать аргументы и рассматривать альтернативы - это большая удача. Жалко, конечно, что Егор Гайдар не дожил до разговора с новым поколением.
Содержание сегодняшней лекции близко следует «Гибели империи». Как это всегда бывает на лекциях реформаторов – лектор немного не справлялся с расходящимися тропками – слишком много реформ проводилось одновременно. Впрочем, по форме Андрей Нечаев был обаятелен, чёток и прям. И да, двадцать лет назад он был одним из тех, кто спас страну.