На прошлой недели и Франция присоединилась к тем, кто давит на Германию с тем, чтобы сделать Европейский центральный банк «кредитором последней инстанции» - то есть позволить ему «печатать деньги». Пока ЕЦБ ограничен размерами созданного странами еврозоны фонда (440 млрд. евро), а есть принципиальная разница между ограничением (любого фиксированного размера) и свободой печати денег – во втором случае на валюту невозможна «спекулятивная атака». Не исключено, что если ЕЦБ такую свободу получит, особенно много долгов Италии и Испании выкупать не придётся – как раз потому, что станет очевидно, что он их может выкупить все.
Печатание евро могло бы принести две вещи. Во-первых, это снижало бы стоимость заимствований для Италии и Ко и уменьшало бы, в реальном масштабе, долги стран периферии. Во-вторых – и это более важно! – инфляция упростила бы снижение стоимости труда в этих странах. Сейчас он в результате притока капитала в период бума переоценён, а при растущих ценах фирмам будет легче поддерживать занятость и нанимать новых сотрудников.
Однако еврозона тонет не по вине Германии. Если бы я был канцлером Германии в эти дни, я бы не соглашался – точно так же, как не соглашается Анджела Меркель. Причина – риск снижения ответственности («moral hazard»). Если начать выкупать долги Италии, Испании и т.д. - а выкупать придётся долго: ещё многие ждут, что ЕЦБ начнёт выкупать долги и сразу начнут продавать, как только его действия чуть-чуть повысят цену - то они начнут занимать ещё больше. Именно поэтому Германия с таким упорством требует от других стран каких-то конституционных гарантий, что они не будут занимать дальше слишком много. Если бы они согласились - то есть их политики смогли бы сделать то, что нужно - можно было бы дать ЕЦБ право быть "кредитором последней инстанции". Но, похоже, не могут.