С утра выступал перед молодыми региональными журналистами на МШПИ. В школе Елены Немировской выступают самые разные люди - от английских лордов до наших генералов внешней политики, от закоренелых оппозиционеров до самых кремлевских политтехнологов. Я рассказывал нашу уже давнюю статью с Сергеем Гуриевым и Георгием Егоровым про зависимость свободы прессы от цен на нефть в недемократических режимах - там работа в основном эмпирическая, а теория примерно такая. В отсутствие нефти лидеру нужны информационные каналы, чтобы делать госуправление эффективным, а когда нефть есть и цены на нее высоки, необходимости в качественном госуправлении и, значит, в хороших информационных каналах нет.
После лекции чуть ли не первый вопрос был - считаю ли я, что нынешнее политическое руководство нашей страны находится в информационном вакууме? Сложный вопрос, потому что информационный ваккум - это совсем не то же самое, что отсутствие информации.
Например, премьер Путин смотрит (сам смотрит или смотрят помощники и докладывают ему - это как раз неважно) цифры экзит-пола ФОМа по Москве и не верит - не может быть, что только 23% поддержки. Сознание начинает подсказывать - происки врагов, ошибка, манипуляция помощников, но ключевой момент - именно нежелание верить в реальность, упавшую собственную популярность. Тоже самое, возможно у мэра Собянина, сказавшего вчера, что в Москве выборы прошли без фальсификаций - просто не может поверить, что год невероятных усилий (у меня нет сомнений, что мэр и его окружение этот год старались изо всех сил) одобрили менее четверти пришедших на выборы москвичей. В итоге сознание берет верх над поступившей информацией - и в учебниках по политической истории появляется очередной случай "вакуума"...
Ну вот может так быть - информационный ваккум при полной физической доступности информации?