"Кубань", которой это весной ничего было не надо и которая по-боевому провела весну, обыгрывая тех, для кого очки имели решающее значение, сыграла вничью с "Динамо", лишив медалей. "Рубин", которому ничего не "светило" отнял у ЦСКА второе место и Лигу чемпионов. "Зенит", давно и с большим преимуществом ставший чемпионом, обыграл "Анжи" на его поле. И, честно говоря, совершенно неважно, что было мотивом для победителей - даже если деньги от конкурентов; аморально брать деньги за проигрыш, деньги за победу брать не аморально.
То, что в последних матчах чемпионы "сливают" игры тем, кому это нужно - не пустое опасение. Я прекрасно помню (хотя это было очень давно), как моя любимая команда - в те годы одна из сильнейших команд в Европе, став чемпионом, "слила" последний матч аутсайдеру, которого победа спасала от вылета из высшей лиги. Знатоки футбола назовут десятки подобных случаев (по очевидным причинам очень трудно определить в чём дело - утрачивается ли мотивация у команды, для которой ничего не решается, или она получает деньги или какие-то иные блага в обмен на проигрыш).
И тем более много примеров команд, которые, оказываясь в зоне, далёкой и от вылета, и от медалей, команды переставали бороться всерьёз. (И особенно переставали бороться, когда сопернику очки были очень нужны.) Одна из самых ярких глав "Фрикономики" Левитта и Дабнера посвящена как раз такой ситуации - только там борцы сумо, которым победы уже были не так нужны, поддавались тем, кому было нужно. Про футбол тоже, как я понимаю, есть такие свидетельства. "Кубань" весны 2012 доказала, что это правильно - не универсальное.
Можно даже сделать небольшое обобщение. У нас особой конкуренции нет ни в бизнесе, ни в политике, но вот в российском футболе сложилась конфигурация просто на загляденье здоровая. Я понимаю, что фанатам каждой отдельной команды конкуренция - не благо, и кто-то воспринимает деньги, вложенные в "Анжи", "Рубин", "Зенит" как нож в спину московским командам. Однако мне российский вариант - 5-6 команд с похожими финансовыми возможностями - кажется более интересным, чем, скажем, испанский или английский.