Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Category:

Анализ сравнительного преимущества

Пошел на встречу с представителями американских университетов и колледжей в Спасо-хауз посмотреть на конкурентов. Майк Макфол, посол США, в прошлом – стэнфордский профессор (не «профессор», как принято у наших политиков, а, натурально, профессор) и очень сильно интересуется образованием. Кроме того, как выяснилось из вступительных слов ведущего – профинансировал эту поездку Роман Абрамович, который, в свою очередь, заинтересовался образованием в связи с вопросом о том, где учиться его старшему сыну. (Семь лет назад я написал  в колонке, что круче было бы, если Абрамович профинансировал бы профессорские позиции в российских вузах, чем «Челси». Может, как в старом анекдоте, «начало действовать»?)

В любом случае Абрамович молодец, конечно. Чем больше информации будет у наших школьников тем лучше, в этом нет вопроса. Когда я выступал с рассказом про наш бакалавриат в лучших московских школах и перед участниками всероссийских олимпиад, я каждый раз начинал с того, что я советую каждому школьнику и родителю делать выбор осознанно. Сходить на страничку факультета, просмотреть программы курсов, сравнить их с программами в лучших университетах в мире (если вводный курс экономики или начальный курс матана в вузе сильно отличается от курса в Гарварде, надо спросить себя – почему?), посмотреть CV преподавателей, написать профессорам (ответы на емейлы про преподавание – работа любого профессора на факультете), написать тем, кто уже учится и только потом выбирать. (Собственно, когда я выступал перед «олимпиадниками» я вообще никак наш бакалавриат не рекламировал, но этот совет – выбирать всерьёз, дал.)

Панель из представителей шести университетов – Stanford, Northeastern, Carnegie Mellon, NYU, Holyoke College, UNC Chapell Hill. Конкуренты нашего бакалавриата, действительно. Учиться в хороших американских университетах дорого, но везде – гораздо труднее поступить (не связано с возможностью оплаты), чем оплатить. Грубо говоря, так не бывает, чтобы кого-то взяли в студенты, а он и его семья не смогли за обучение (включая проживание и все расходы) не смогли заплатить.

С американским колледжем трудно конкурировать по уровню жизни и по всему, что окружает студента. У нас нет ничего сравнимого с их общежитиями, кампусами, библиотеками, стадионами и всем, что это сопровождает. В Америке это реально 24-часовая студенческая жизнь, с безопасным и комфортным кампусом, ночной работой библиотек и зданий (в NWU, я помню, если вдруг опасаешься пройти 500 метров до общежития, можно вызвать бесплатное университетское такси), огромными пространствами для самостоятельных, в том числе групповых, занятий и т.п. У нас – и как я понимаю, у ВШЭ есть планы по построению первого в стране современного кампуса, но реально до этого далеко. То есть в этой части до конкуренции просто далеко.

С лучшими (Гарвард-Стэнфорд и т.п.) практически невозможно конкурировать по «среднему» уровню профессоров (матфак Вышки и наш бакалавриат по экономике, но это очень маленькие программы; на больших программах разве что небольшие анклавы – в физтехе, на естественных факультатех МГУ и СПбГУ и других вузов). Однако с университетами за пределами топ-30 (половина представленных на панели, которую я сейчас слушаю) мы вполне конкурируем.

В чём мы, РЭШ (и упомянутые выше наши программы) играем на равных – качество студентов, вместе с которыми учишься (ну, может, Гарварду с МТИ и Эколь Нормаль мы и проигрываем, но не сильно). Достигается за счёт концентрации сильных ребят со всех концов огромной страны и окрестностей. (А в Гарварде они самые сильные со всего мира – неудивительно, что они сильнее.) В аудитории в Спасо-хаузе много ребят школьного возраста, но видны и директора лучших московских школ с преподавателями. Интересно, как они составляли список приглашённых? Майк не знал, что я преподаю в школе, но РЭШ он, конечно, хорошо знает – может, конкурентам интересно посмотреть за нас. При всех преимуществах американских колледжей большинство лучших российских ребят туда не едут – пока что мы определённо выигрываем.

Впрочем, качество вуза – не главный вопрос при решении о том, где учиться. В последние годы (с тех пор как занялся созданием нашего бакалавриата) я много консультировал разных родителей по поводу того, куда и как поступать ребёнку после школы. И главное, что, на мой взгляд, определяет решение «ехать – не ехать» это вопрос о психологической готовности ребёнка к самостоятельной жизни (это особенно важный вопрос у нас в стране, потому что наши ребята кончают школу раньше, чем в Америке) и к американской жизни (проблемы бывают и с этим). Так что «культурное наследие» на нашей стороне – даёт нам время построить кампус и нанять профессоров ещё лучше.
Tags: бакалавриат, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments