Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Category:

Новый год СБ ВШЭ-РЭШ

Итоги приёмной кампании в Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ в 2012 году такие же прекрасные, как в прошлом году. К нам пошли 42 из 70 победителей и призёров Всероссийской олимпиады по экономике (принимаются без экзаменов на все экономические факультеты в стране), то есть больше, чем во все остальные экономические вузы страны, вместе взятые. Это даже больше, чем «оптимально» - мне в наших условиях кажется, что больше 50% «всеросов» - это, скорее, плохо, потому что указывает не на нашу силу, а на слабую конкуренцию. Кроме этого, 8 победителей математических олимпиад первого уровня (среди 42, упомянутых выше, есть и «всеросы» по математике), и 8 человек, набранных по ЕГЭ.

Границы по ЕГЭ получились 377 для бесплатного, 351 для платного. Это совершенно запредельные цифры (самые высокие в стране или очень близко к этому), если кто понимает. Мы не предоставляли льгот второго уровня, то есть не давали 100 баллов по ЕГЭ победителям разных олимпиад по какому-то предмету. Как правило, если вуз сообщает от высоких средних баллах ЕГЭ, он «забывает» исключить льготников второго уровня, что, по существу, является неким трюком. Баллы ЕГЭ в СБ ВШЭ-РЭШ действительно набраны на экзаменах ЕГЭ. (Теоретически, существует риск, что к нам может поступить кто-то с «купленным» ЕГЭ, но у нас такая репутация, что боятся, по-моему, нечего.)

Короче, снова приняты лучшие ребята в стране из тех, кто интересуется экономикой и окрестностями и, значит, если что получится не так с их образованием, доля нашей вины будет выше обычной. В ближайшие недели нас ожидают два мини-эксперимента, которые, как мне кажется, будут интересны не только нам. Я считаю, что проект СБ ВШЭ-РЭШ важен для всей страны, потому что во многих отношениях это образцовый проект модернизации «элитного» образования. Как всегда, надо делать оговорку об условиях нашей «лаборатории» - это исключительно узкая выборка очень талантливых и амбициозных ребят. (Когда-нибудь я отдельно напишу о специфике нашей выборки – «всеросов» не по математике или физике, а по экономике. Большая разница – выигрывать олимпиады по предмету, по которому существует огромная сеть спецшкол, летних школ, преподавателей и методик с опытом чуть ли не ста лет и по предмету, по которому не во всех регионах есть хоть один хороший учитель, не то что школа или спецкласс. На мой взгляд, есть очевидная специфика.)

Мини-эксперименты осеннего семестра такие. Во-первых, возможность сдать экзамен вместо Матанализа-1 (можно посмотреть программу, домашние и контрольные задания) и сразу слушать Матанализ-2. Во-вторых, то, что в курсах по выбору (Введение в науки о жизни, Основы программирования, Современная алгебра, Введение в социологию, Введение в социальную антропологию, Introduction to Theories of International Relations, The Making of the Contemporary World, 1900 – 2000 – программы можно посмотреть на сайте) и в Матанализе-2, если кто-то сдаст экзамен за Матан-1 успешно, студенты первого курса будут учиться вместе с второкурсниками. Эта практика является стандартной в лучших университетах в мире и отчасти используется и в российских вузах.

В прошлом году теста за Матан-1 не предлагалось и, соответственно, некоторые из ребят, которые учились в математических классах, жаловались, что курс идёт слишком медленно. Курс при этом двигался с максимальной скоростью, при котором «все усваивали всё» (или, как мы неформально говорим, 80% усваивает 80% материала). На более крупном потоке это оказалось бы невозможным, но у нас небольшая и ровная группа, так что это была та же скорость, с которой «верхние 10% усваивали 90% материала». Посмотрим, сколько человек захотят сдавать и сдадут тест за Матанализ-1 – возможно, и никто, так как быстро справляться с курсом по ходу и сдать курс за весь семестр – очевидно, не одно и то же.

От совместного обучения перво- и второкурсников мы ожидаем много прежде всего в поддержании учебных стандартов. В прошлом году нам удалось на большинстве (возможно, что и на всех) курсов не допустить никакого плагиата, скачивания из интернета и т.п. в домашних заданиях – очень помогает то, что наша «выборка» очень склонна полагаться на свои собственные силы. Однако цена борьбы с той культурой, которая растёт в школе – в душевных силах и в потерянных в результате студентах – была не незаметной. Если в этом году удастся сэкономить силы за счёт «передачи культуры», будет здорово.
Tags: бакалавриат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments