?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Лучше меньше да лучше - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА — ЖЖ
ksonin
ksonin
Лучше меньше да лучше
ВЕДОМОСТИ

Шаг вперед, шаг назад

К вступлению в ВТО Россия приурочила введение новой пошлины на ввозимые автомобили, которая называется «утилизационной». Этот сбор будет дополнительной защитой для отечественных производителей: они освобождаются от него в обмен на расплывчатые обещания заботиться об утилизации машин собственного производства. Сбор был придуман для того, чтобы после снижения таможенных пошлин из-за вступления в ВТО у тех, кто производит автомобили в России, была дополнительная защита от рыночной конкуренции.

Введение утилизационной пошлины примерно соответствует такой логике: почувствовав себя нездоровым, человек обращается к дорогому врачу, платит кучу денег за диагноз и лекарства, после чего предписаниям не следует, лекарства не принимает, воспользовавшись тем, что врач «все равно не заметит». Вступление в ВТО дает правительству возможность справиться с лоббистами, а вводя новую пошлину, оно сразу сдает позиции.

Политэкономическая подоплека протекционизма всегда одна и та же. Суммарно протекционистские барьеры — это чистый урон экономике, но ущерб распределен тонким слоем по миллионам потребителей, в то время как выгоды от протекционизма, пусть и незначительные, достаются небольшому числу владельцев неконкурентоспособных предприятий. В некоторых случаях часть выигрыша достается работникам предприятия, и это часто является рычагом давления владельцев на политиков.

В чем основой смысл вступления страны в ВТО? В 2010 г. Наталья Волчкова из РЭШ и Дэвид Тарр из Всемирного банка в специальном исследовании оценили выигрыш нашей страны от вступления в $53 млрд в среднесрочной и $177 млрд в долгосрочной перспективе, но откуда берется этот выигрыш? Выигрыш от улучшения условий доступа для российских экспортеров, по оценке экономистов, составит примерно 10% от этих сумм. Остальные 90% — из-за того, что вступление позволяет правительству взять на себя обязательства относительно реформ и снижения торговых барьеров. Все эти обязательства можно было прекрасно взять и без вступления, но (см. выше) снижение торговых барьеров — политически сложное дело. Членство в ВТО — это возможность для правительства отказать лоббистам.

Да, членство в ВТО отчасти символический жест, но у этой символики есть прямые последствия для экономического развития. Точно так же развивающиеся страны, которые хотят избавиться от инфляции, фиксируют свою валюту относительно валюты какой-то развитой экономики (в старину фиксировали относительно золота). Фиксация валютного курса — такой же символический жест, однако он, так же как и членство в ВТО, вызывает дополнительное доверие участников рынка. В случае ВТО иностранным фирмам проще взаимодействовать со страной — членом ВТО, из-за того что они знают о силе правительства в отношениях с теми, кому выгоден протекционизм. Вводя утилизационную пошлину через неделю после вступления, правительство посылает прямо противоположный сигнал.
Читать этот же текст на сайте "Ведомостей".


Дополнительный материал:

Подробности про "утилизационный сбор" в "Ведомостях"

Oценка последствий вступления России в ВТО в статье Натальи Волчковой и Дэвида Тарра
20 мнений // Ваше мнение?
Comments
andorro From: andorro Date: Сентябрь, 3, 2012 04:21 (UTC) (Ссылка)
А всё почему? Не хватает политической воли. Ни одно серьёзное решение власти не могут принять, не споткнувшись, не озираясь и не пытаясь угодить всем сразу. В таком контексте завершённый процесс вступления в ВТО - само по себе чудо. Теперь же следует ожидать, что власти будут дёргаться на крючке, на который сами себя посадили, придумывая способы обойти запреты организации.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 04:40 (UTC) (Ссылка)
Личные атомобили вероятно самый цитируемый аргумент, а другие аргументы за ВТО есть?
Работал до недавнего времени в российскомпроизводителе ТНП, довольно успешном - около 70ти процентов производтва шли на экспорт, правда Россия осается дойной коровой - экспорт в лучшем случае выходит в 0 (инвестиции в развитие бренда на высококонкурентном рынке) при этом продукция высокого качества, существенно лучше аналогов конкурентов
Один из игроков на этом же рынке (а в России присутствуют все крупные международные игроки, чтя годовая прибыль превышает 1 млрд долларов) на один из своих продуктов держал в течении 2ух лет постоянное промо в сетях 2+1 (берешь 2 3ий бесплатно) а это очень дорогаяакция
Они конечно очень неплохо подняли продажи этого боенда - но конкурировать с такими ребятами, которые в течении двух лет подряд готовы уходить в глубокий минус, отечественному производству смерти подобно
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 3, 2012 07:34 (UTC) (Ссылка)
Ответ на Ваш вопрос в абзацах 3 и 4.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 08:13 (UTC) (Ссылка)
Уже стало легче от того, что российскому экспортеру с оборотом в 300 млн. долларов в год обеспечили выход на рынки европы где уже прочно сидят конкуренты, у каждого годовой прибыли больше миллиарда
Все потребители тт же бросаются покупать ново российское
И Россия от экспортных операций получает прибыль
А каждый из конкуреентов с миллиардной прибыльно очень аккуратно заходит н российский рынок, что бы, упаси боже, ненароком не придавить каую-нибудь маленькую российскую компанию
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 08:20 (UTC) (Ссылка)
Я к тому, что не знаю российских несырьевых производителей вообще, способных аыдвинуться на рынки стран ВТО и при этом сумеющих хоть как-то н них закрепиться, но при этом, какибы они эффективныи и хорошими тутне были - которые загнуться от прихода больших международных компаний, если им не обеспечит защиту государсто
Откуда в таком случае 170 миллиардов возьмется?
ВТО закоепляет специализацию страны - оставляя ей лишь наиболее сильные отрасли экономики
Россия лишь еще более упрочится в статусе потавщика сырья, и никакого модернизационного развития не будет
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 3, 2012 08:36 (UTC) (Ссылка)
Пошлины защищают внутренний рынок от иностранных товаров. Отечественные товары низкого качества стоят столько же, сколько стоили бы хорошие иностранные в отсутствие пошлин. Платить за это приходится нам — покупателям. А у отечественных производителей нет никакого стимула улучшать качество своих товаров. Вопрос об экспорте в этом случае даже не стоит.

Без конкуренции конкурентоспособные производства не появятся.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 08:47 (UTC) (Ссылка)
Внутренняя конкуренуия в большинстве групп ТНП на очень хорошем уровне
И качество российских товаров выше импорта (за исключением автопрома, и то, тут тоже можно поспорить на самом деле - в своем сегменте автоваз очень приличный)
От вступления в ВТО будет большле количество нищеопробного импорта, по той же самой уене, вот только российских товаров не будет
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 3, 2012 09:31 (UTC) (Ссылка)
Каким образом импортные товары худшего качества могут вытеснить наши лучшего качества по той же цене — загадка.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 09:40 (UTC) (Ссылка)
Очень поостр - за счет поедоставления бОльшей маржи посредникам - дисирибуторам и сетевой розницы
Более аггресивной маркетинговой поддержки
Это им позволит сделать и эффект объема, и готовность терпеть отрицательную прибыльнлсть от операций на запуске, для ускоренного набора доли рынка
В своем заглавном посте я уже привел пример

Еще есть совершенно иррациональный пиитет россиян перед иностранцами
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 3, 2012 13:33 (UTC) (Ссылка)
Может, пусть всё-таки покупатель сам решает, хочет он платить за бренд или нет?
Подавляющее большинство пошлин никакого отношения к демпингу не имеют.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 3, 2012 17:32 (UTC) (Ссылка)
Покупатель будет выбирать из того, что есть на полках в магазинах
На полках в магазинах появится то, что по мнению категорийного менеджера и баера сети решат принесет большую прибыль
Для традиционной розницы тоже самое - дистрибутор будет заниматься более прибыльным товаром
По подавляющему большинству групп товаров лояльность потребителей крайне низка

В условиях логистической ренты рынок формируется в бОльшей степени посредниками, нежели производителями, так что "невидимая рука рынка" тут не сработате, и останутся лишь те производители, кто сможет больше отстегнуть посредникам
Либо производители private labels для сетей, а их участь крайне незавидна
dr_blastarr From: dr_blastarr Date: Сентябрь, 4, 2012 09:28 (UTC) (Ссылка)
Среди продавцов (посредников и прочих) всегда найдётся тот, кто готов уменьшить норму прибыли ради увеличения объёмов продаж (и совокупной прибыли). Остальные будут вынуждены поступить так же или уйти с рынка.
temp1 From: temp1 Date: Сентябрь, 4, 2012 19:25 (UTC) (Ссылка)
это работает когда есть товар-чемпион, который намеренно задвигают, и на который есть огромный спрос
типа кока-колы
её никогда не выставят
а какое-нибудь молоко дмитровского молочного завода запросто
это Россия

а на экспортных ни один российский бренд не добъётся существенных успехов без существенных дополнительных инвестиций, которые производитель сам себе обеспечить не сможет, а поддержка от государства будет запрещена нормами ВТО
хотя вот например правительство Италии компенсирует агро-производителям 40% маркетинговых расходов на экспортных рынках
akteon From: akteon Date: Сентябрь, 3, 2012 05:40 (UTC) (Ссылка)
Околоправительственные экономисты и экономполитики очень любят оправдывать свои действия наукообразной риторикой. В частности, у них есть любимый термин, заслыша который я хватаюсь за пистолет, что твой Геббельс. Он называется "мультипликативный эффект". Вот и с автопромом та же ситуация - третьего дня мне очень неглупый человек, имевший в недавнем прошлом касательство к экономполитике объяснял, что да, автопрому бы российский давным-давно следовало бы дать наконец помереть, ибо стоимости он не создает, но это только "сам по себе", а вот если всю цепочку поставок посмотреть, то если ВАЗ закроется, то 5 миллионов человек по всей стране останется без работы. Разговор, впрочем, был не о ВАЗе, он советовал, как пограмотнее продать некую идею правительству - так рецепт универсален - приплюсовывай "мультипликативный народохозяйственный эффект" на смежные отрасли, и путь открыт к успеху. Все ж умные, все советские учебники читали.
ejjik From: ejjik Date: Сентябрь, 3, 2012 05:47 (UTC) (Ссылка)
Я у себя подробно хронологию введения утилизационного сбора расписывал и его непродуманность объяснял, как специалист этого рынка: http://ejjik.livejournal.com/386790.html
yozhig From: yozhig Date: Сентябрь, 3, 2012 19:43 (UTC) (Ссылка)
Костя, а в чем основной смысл попытки биолога разъяснить смысл идеалов веганства среди всеядных медведей? Что, в истории ВТО недостаточно примеров или есть альтернативная организация, куда РФ еще только предстоит вступить?
alekcnova From: alekcnova Date: Сентябрь, 4, 2012 14:13 (UTC) (Ссылка)
выгоды от протекционизма, пусть и незначительные, достаются небольшому числу владельцев неконкурентоспособных предприятий
Под владельцами неконкурентоспособных предприятий имеются в виду Toyota, GM, Renault-Nissan, Hyundai-Kia, Scania, Ford, Fiat, Volkswagen, Skoda, Peugeot-Citroen, Mitsubishi, Volvo, Iveco, т.е. чуть ли не половина, а то и больше, мирового автопрома, так надо понимать? Думаю вы не очень удачно проиллюстрировали вред от протекционизма
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 4, 2012 14:18 (UTC) (Ссылка)
По сравнению с миллионами владельцев машин - перечисленные Вами - ничтожно малая группа.
alekcnova From: alekcnova Date: Сентябрь, 4, 2012 14:30 (UTC) (Ссылка)
Так я же не говорю, что надо игнорировать миллионы владельцев машин, я про точность. Вы же учёный, должен лучше меня понимать насколько важно быть точным в формулировках. Прошло то время когда протекционизм был выгоден только АвтоВАЗу. Всего-то выкинуть из фразы слово неконкурентоспособных и никаких претензий
alekcnova From: alekcnova Date: Сентябрь, 4, 2012 14:40 (UTC) (Ссылка)
Да и вообще, смотря на список иностранных автопроизводителей работающих в России можно прийти к выводу, что утилизационный сбор может защитить разве что от пока всё ещё гипотетического нашествия китайского автопрома. Из 16 крупнейших автопроизводителей мира в России не работает только Honda, Suzuki и Mazda, а также Chrysler (ну это за исключением марки Jeep продукция почти исключительно для США) и Daimler с BMW. Ну двум последним плевать на любые пошлины, их и так хорошо покупать будут.

Так что тему вы подняли важную, но вот проиллюстрировали её, как я уже сказал, не очень удачно
20 мнений // Ваше мнение?