Только что прошла половина весеннего семестра, так что я съездил в Америку, чтобы узнать, как там дела у наших студентов.
К тому, чтобы поехать учиться на семестр в один из лучших университетов в мире, есть два препятствия. Во-первых, туда очень трудно попасть. Для нас принципиально, чтобы это была не какая-то «программа обмена», а именно полноценная учёба вместе с такими же второкурсниками. Гарвард, например, берёт 20 человек в семестр – и это со всего мира. Наши два студента – единственные представители нашей страны в этом семестре. Второе препятствие – деньги; visiting students, которые учатся вместе со всеми, стоят дорого.
Первую проблему помогает решать репутация. Когда-то, пятнадцать лет назад, каждый выпускник РЭШ, взятый в аспирантуру в мировом топ-вузе, был небольшим подвигом – не только студента, но и профессоров с сотрудниками. Сейчас это давно стало отлаженной рутиной – те из выпускников, которые хотят поехать в аспирантуру (в верхней части выпуска это примерно треть-половина, а из всего выпуска – меньше трети), едут в очень хорошие места благодаря репутации – и школы, и профессоров. (У ВШЭ до этого года такой универсальной репутации не было, хотя диплом МИЭФ уже котируется высоко – та же Ольга Кузьмина, наша «восходящая звезда», после МИЭФ поехала в аспирантуру бизнес-школы Коламбии, и это не единственный случай.)
С деньгами вопрос не менее сложен – во многих российских вузах есть программы поддержки студентов, которые учатся за границей, но обучение в Гарварде и Коламбии для визитёров стоит очень дорого. Нам пришлось заниматься и частным фандрайзингом, а, кроме того, студенты (то есть их родители) заплатили столько, сколько смогли. (Смешно, но тут проявилась хорошая сторона дороговизны жизни у нас в городе – в большинстве городов в мире жить значительно дешевле, так что у всех родителей есть сколько-то денег на отправку детей. Те деньги, которые экономятся от того, что ребёнок не живёт семестр в Москве.)
И как дела? Хорошо. Я не хочу называть имена четырёх ребят, двух девушек и двух парней, из СБ, которые поехали на этот весенний семестр в Гарвард и Коламбию. (Всего их 6 – это 10% курса, но про Университет Висконсина и Франкфурт я напишу отдельно). Захотят – сами напишут и лучше, если после возвращения. Однако мне хочется привести список курсов, которые они там слушают.
Каждый студент ходит на 4 курса, которые согласованы до некоторой степени с нашей программой. У нас студенты слушают по 5 курсов в семестр (вот выбор этого семестра), но для Америки более характерно иметь 4 курса. Судя по их собственному выбору, не зря у нас есть и курс программирования и курс Райгородского.
В Гарварде:
1. Macroeconomic Theory
2. Contracts and Organizations
3. Economics and Computation
4. Stochastic Modeling
5. Economics of Discontinuous Change
6. Introduction to Quantative Methods for Economics
Эх, много бы я дал, чтобы слушать макро в исполнении Агийона и Лейбсона и контракты в исполнении Оливера Харта. Впрочем, у меня были Арнольд и Ширяев...
В Колумбийском университете:
1. Intermediate Macroeconomics
2. Introduction to Probability and Statistics
3. Financial Economics
4. Economics of Money and Banking
5. Economic Development
6. Scientific Computation
Ну да, глупо ехать в Коламбию в наше время и не слушать макроэкономику. Теория вероятности и статистика - у нас обязательный курс в этом семестре, поэтому мы её порекомендовали.
Ребята говорят – учиться интересно, но наш бакалавриат не хуже. Собственно, наш расчёт отчасти состоит в том, что, приехав, они будут заставлять нас следовать мировым стандартам, если мы в чём-то будем недотягивать. Впрочем, слышать, что у нас не хуже– даже если это, тьфу-тьфу-тьфу, преждевременно – всё равно очень приятно.