Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Паззл из нескладывающихся кусочков

Сначала за воскресным завтраком на даче и потом, уже когда я жарил шашлык, вёлся разговор о предстоящих выборах мэра Москвы. Ни тесть (математик, специалист по структурной теории колец), ни папа (математик, специалист по случайным процессам) не считают, что у меня, несмотря на публикации в APSR и AJPS - не смотря на то, что я экономист, у меня есть публикации в ведущих мировых журналах по политологии - есть хоть какое-то преимущество в анализе практической политики. (В ответ я считаю, что не хуже них разбираюсь в кольцах и слупах - то есть, конечно, разбирался бы, если бы мог отвлечься от экономических штудий. Но это к слову.) В итоге пришлось даже поспорить на 3000 рублей. (Мне нравится спорить о политике на деньги, но я не спорю на большие суммы - даже если в чём-то уверен.)

Ужас в том, что про эти конкретные выборы у меня есть несколько соображений, которые не складываются в единую картину. Да, я знаю, что есть люди - в том числе замечательные политические комментаторы и знатные социологи, у которых всё складывается, но мне ничего из того, что я видел, не представляется убедительным. А у меня соображения - внимание, противоречащие друг другу! - вот такие:

1. Сергей Собянин не может выиграть эти выборы. У Собянина есть "потолок" голосов, которые он может набрать - что в первом туре, что во втором, где-то в районе 35-40%. В 2011 году всё было завешано портретами Собянина с агитацией за "ЕдРо" и они набрали около 30-35%; Путин набрал в марте 2012 с использованием супер-максимального мобилизационного ресурса 46%. У меня не получается представить, откуда могут взяться дополнительные голоса за Собянина. Теоретически, могут быть такие люди, которые ценят Собянина как мэра-хозяйственника (действительно, сделавшего немало) и не поддерживают Путина, но я никакого разумного описания-идентификации этих людей не видел. Для победы на выборах в Москве нужно совсем другое "позиционирование".

2. Никому, кроме самого Собянина, не нужна его победа на честных выборах, потому что мэр Москвы, по опыту последних 20 лет, это лицо в государстве не выше второго и не ниже третьего. Избранный "по-настоящему" мэр Москвы автоматически становится в глазах человеком, сравниваемым с президентом Путиным. Это "преемник", причём "преемник" с легитимностью, идущей не от нынешнего лидера. Такими бывают "бархатные революции" - и в случае победы Собянина, и случае победы "другого кандидата". (В разных случаях ударение по разному падает на "бархатная" и на "революция".) Однако чтобы действующий лидер добровольно соглашался на "бархатную революцию?"

3. Проведение "нечестных выборов" в Москве чревато крайними осложнениями. Конечно, судя по последним публичным шагам (объявление о разводе, реформа РАН) - очевидно непопулярным - в Кремле царит спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, но чтобы своими руками возвращать то, что было причиной протестов в 2011-12? Навальный может не победить, но если кто помнит 1989-й год, когда у Бракова было тотальное превосходство над Ельциным в СМИ и рекламе в московском округе (по выборам на первый Съезд народных депутатов) и ожидалось (сейчас это помнят по-другому, но ожидалось именно это) разгромное поражение Ельцина, как можно будет спокойно ждать дня выборов? (Ельцин тогда набрал 85% голосов.) До обсуждения программ дело ещё дойдёт, но что точно можно сказать про Навального - это первый российский политик за двадцать лет, которого окружают на улице толпы искренних поклонников - у Ельцина-то это было на краткий миг в 1991-ом, а с тех пор ни у кого не было.

Да, я знаю, что мои пункты 1-3 не бьются друг с другом. Чтобы сложилась картинка, нужно отказаться от одного, а лучше от двух пунктов. Ну вот я не могу понять, от каких.

UPD: Financial Times процитировала этот пост (пункт 1), не обратив внимание на небольшую тонкость - что пункт 1 противоречит пунктам 2 и 3. А вот Борис Акунин со мной полностью согласен.
Tags: эспрессо-анализ
Subscribe

  • В ОЖИДАНИИ ГОЛО. 2020

    Год пандемии внёс разлад в самый, казалось бы, незыблемый график в жизни – предчувствие выступления нашей сборной на чемпионате мира или Европы…

  • НАОМИ ОСАКА ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ

    Лучи поддержки Наоми Осаке, которая не боится говорить о психологических и ментальных проблемах. Только что Осака, лучшая теннисистка последних лет,…

  • АКТУАЛЬНОЕ ПИСЬМО САХАРОВА, 1970

    В связи со 100-летием академика Сахарова совершенно правильно были отмечены (а) его роль в создании российскогоо термоядерного оружия и (б) его роль…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 316 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Я не математик и не москвич, но я вам скажу что будет. Собянину нарисуют 52%, 25 000 москвичей выйдет протестовать. Потом все рассосется само собой. Конец.
они не любят такие "неуверенные" проценты.
60-65% вангую
в остальном согласен :)

eroshin

7 years ago

А на что в итоге вы поставили?
Сейчас Кировский суд снимет Навального с пробега, в результате чего пункт 3 рассосется сам собой. За каким-нибудь Митрохиным никто не пойдет.
Это решает проблему не только 3, но и 2.

k_frumkin

7 years ago

Твой пункт номер один описывает меня и большинство моих друзей. Не поддерживают Путина, не поддерживают Навального, довольны Капковым, Ликсутовым и Шароновым - то есть by extention Собяниным. И не видим ничего страшного в плитке.
Тебя я учел, конечно. Это 1-2 процента.

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

kr555

7 years ago

xakudu

7 years ago

xakudu

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

sporaw

7 years ago

ksonin

7 years ago

sporaw

7 years ago

ksonin

7 years ago

sporaw

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

kr555

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

kr555

7 years ago

sporaw

7 years ago

matvey_travkin

7 years ago

sporaw

7 years ago

vdvadim

7 years ago

kr555

7 years ago

vdvadim

7 years ago

kr555

7 years ago

vdvadim

7 years ago

kr555

7 years ago

yaneverknewme

7 years ago

sporaw

7 years ago

vdvadim

7 years ago

kr555

7 years ago

vdvadim

7 years ago

mz1313

7 years ago

sporaw

7 years ago

cleam

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

Согласен с предыдущим оратором. Думаю, наличие "потолка" в первом пункте - главная ошибка.
Неверен пункт 2. У Кремля скорее всего есть полный контроль над Собяниным (я основываюсь на чудесах послушания премьеру Путину, явленных президентом Медведевым).
Так что Кремль хотел бы иметь максимально легитимного Собянина. При этом требования к легитимности для Запада уже отпали, Путин на них забил еще в августе 2011. Но создать видимость легитимности в Москве Путин был бы не прочь. Так сказать зачистить Москву от лужковщины, осуществить наконец обвальную приватизацию в этой вотчине капиталистов из старой советской элиты.
При этом Кремль оставил себе неслыханную свободу маневра. На любые союзы и неожиданные программы всех кандидатов он может ответить снятием любых кандидатов, черным пи-аром против них, манипуляцией с голосами, провокациями вплоть до взрывов домов (а падение самолета на жилые дома не хотите? Можно устроить, сбив ракетой. Или затопление туннелей метро…)
В общем, это будет не последний и решительный, а всего лишь очередной пробный бой.
многие из тех, кто С. ругает - за него проголосуют) Это национальная традиция - ругать, но голосовать лишьбынебыловойны, а еще сдругимбудеттолькохуже. Навального сольют при первой же возможности, он не опасен, но шумит и мутит, лучше избавиться.
последнее "исследование" ЦСР именно что и дает "ответ" на ваш, Константин, тезис о потолке Собянина - согласно ему к выборам в Москве необъяснимым (авторы так и пишут - необъяснимым) образом резко вырос рейтинг Путина и Единой России. Аккурат к выборам вырос.
1) Голосование против Путина и против Собянина - это разные вещи.
Победа Путина была очевидна и мало зависела от москвичей (была лишь надежда на второй тур). Голосовние против было в общем-то жестом.
В Москве люди действительно голосуют за выбор мэра, и слабость соперников Собянина в отличие от соперников Путина играет существенную роль. Собянин действительно может честно (естественно, по российским меркам неравных выборов в летнее время) получить 60-70 % голосов. Если бы Навальный а) имел успешный опыт управления и б) долго шел (позиционировал себя как ...) к роли мэра Москвы, то шансы были бы совсем иными.
Ну, у Навального есть успешный опыт управления.

tsirel

7 years ago

sporaw

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

vovap

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

homo_forsaken

7 years ago

xakudu

7 years ago

Константин Сонин, говоря об электоральном потолке Собянина в Москве, забывает про явку. 40% Путин набрал при явке в 60%. А в сентябре будет процентов 20, и Собянин легко возьмет 55-60%.

У Навального цугцванг на самом деле. Чтобы набрать вменяемый процент, ему надо привести своего избирателя на участки, а для этого надо своих сторонников убедить, что выборы будут честными (во всяком случае - что результат не предрешен заранее). А после этого проигрыш на честных выборах - проблема для его дальнейшей карьеры политика...
+
Рассчёт власти на низкую явку протестного электората с одновременной мобилизацией провластного электората административными мерами.

ksonin

7 years ago

ilya_ponomarev

7 years ago

wladim

7 years ago

ilya_ponomarev

7 years ago

just_one_of

7 years ago

ilya_ponomarev

7 years ago

just_one_of

7 years ago

wladim

7 years ago

Имхо, Навального с выборов снимут. Причем перед самым голосованием. В результате - деморализация оппозиционного электората, низкая явка и победа Собянина в первом туре.
Это будет очень неприятная ситуация для всех: для власти, которая в очередной раз продемонстрирует свои циничные шулерские приемчики, для Собянина, который в этом случае теряет свою легитимность, сколько бы он не набрал голосов, и для граждан, которые снова впадут в состояние острого раздражения властью. Выигравших в этом случае нет. Вот где цугцванг, по-моему, а не там, где его Илья Пономарев прогнозирует.

mechanician

7 years ago

А разгадка одна: сверхнизкая явка.
Легко снимает проблему 1, но при это. не создает легитимности, опасной для Путина по пункту 2, плюс не требует нечестного подсчета голосов (не выборов! а подсчета)
Думаю, что смогут поднять до низких, но пристойных величин - например, 30-40 %.
Само участие Навального (тьфу, тьфу1) даст 3-5% явки.

ksonin

7 years ago

leonwolf

7 years ago

ksonin

7 years ago

leonwolf

7 years ago

yu_khristich

7 years ago

zanuda

7 years ago

yu_khristich

7 years ago

zanuda

7 years ago

abvgd

July 14 2013, 17:20:30 UTC 7 years ago Edited:  July 14 2013, 17:27:03 UTC

первый пункт, пожалуй, неверен
30-35% за ЕдРо в 2011 не означают предела Собянина -- голосование пойдет не за партию, а за мэра; условно говоря, кому с выделенными полосами легче и кого плитка не волнует -- те и будут за Собянина, а это вместе с пенсионерами и остальными в целом довольными будет побольше 50%
Разумеется Навальный единственный и главный соперник. Вопрос нужно отложить до 18 июня. В любом случаи, если даже Алексей возьмёт 10% это сделает его политиком федерального уровня, а если его снимут путём приговора, то предсказать расклад очень сложно. Кремль решил играть за Навального, ну или подставляет его. Хотя компромат основанный на связях с действующий властью выглядит-смехотворно, как они сторонникам пжив и ппутина будут объяснять свою "помощь" "американскому шпиону", "преступнику", "маргиналу"?
Ходорковский - тоже, несомненно, стал политиком федерального уровня.

Стало ли ему от этого легче...

abba65

July 14 2013, 17:46:03 UTC 7 years ago Edited:  July 14 2013, 17:47:02 UTC

Да, так "пришлось поспорить на 3000 рублей" - о чем и в какой формулировке?

Я, например, готов спорить, что в избирательных бюллетенях Навального не будет в связи с приговором суда (и аппеляционного суда).
Это прекрасно согласует между собой все пункты.
У меня есть стойкая уверенность, что за Собянина не будет голосовать никто, кроме бюджетников и пенсионеров. Вот бы найти информацию, сколько таких в Москве?

Suspended comment

vagonsky

7 years ago

xakudu

7 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • В ОЖИДАНИИ ГОЛО. 2020

    Год пандемии внёс разлад в самый, казалось бы, незыблемый график в жизни – предчувствие выступления нашей сборной на чемпионате мира или Европы…

  • НАОМИ ОСАКА ОБ ОЧЕНЬ ВАЖНОМ

    Лучи поддержки Наоми Осаке, которая не боится говорить о психологических и ментальных проблемах. Только что Осака, лучшая теннисистка последних лет,…

  • АКТУАЛЬНОЕ ПИСЬМО САХАРОВА, 1970

    В связи со 100-летием академика Сахарова совершенно правильно были отмечены (а) его роль в создании российскогоо термоядерного оружия и (б) его роль…