?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Мечта, к которой не получается прикасаться - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Мечта, к которой не получается прикасаться
Уже не в первый раз.

В Москве примерно сто вузов, в них есть не меньше ста факультетов экономики, на них учатся десятки тысяч студентов. Я понимаю, что подавляющее большинство студентов учится не для того, чтобы стать учёными или аналитиками – это само собой. Тем не менее, тех, кто планирует себе научную карьеру – как минимум, магистратуру + аспирантуру, должны быть десятки, если не сотни.

Но вот я сижу на научной конференции в здании ВШЭ на Мясницкой, 20 на небольшой конференции, проводимой совместно ВШЭ и РЭШ. В программе и в зале собрано примерно половина всех российских экономистов из разных вузов, работающих на международном уровне, известные специалисты со всего мира. Журналистам здесь делать нечего – сенсационная новость в научной работе – куда более редкая вещь, чем можно подумать, читая газеты. Но почему нет, буквально, ни одного студента? Я понимаю, что тема звучит не совсем по-экономически – «Культура, многообразие и развитие», но можно же заглянуть в программу и увидеть что это самое что ни на есть «ядро» современной экономической науки.

Я этой пассивности, честно, не понимаю. В чём смысл поступать во ВШЭ, а не в сотни других вузов по стране, если интересоваться только лекциями, семинарами и оценками? Лекции и семинары, может, и получше, во многих областях, чем в большинстве вузов, оценки ставят по-справедливее. Но что делает, среди прочего, университет университетом? Что делает учёбу в бакалавриате или магистратуре хорошего университета отличной от учёбы в ближайшем к дому вузе? Как раз в учебных планах и используемых учебниках разница минимальная. А вот в том, что происходит в университете, но вне класса – разница огромная. Ни в одном российском вузе и близко нет такого количества конференций, научных семинаров и выступлений интересных людей, нигде нет такого высокого уровня выступающих – я, конечно, говорю про экономическую науку. (Но, к слову, это и к другим дисциплинам относится, но, может, не так явно.) Да, бакалавру трудно понять научную работу, но это не значит, что не стоит стараться.

Но дело не во ВШЭ. То, что я говорю, приложимо ко многим хорошим вузам – и АНХ, и МГИМО, и МГУ, и физтеху. Нет у студентов привычки и желания ходить туда, где не ставят оценку в зачётке – при том, что именно эти события делают университет тем местом, куда они мечтали поступить.

UPD: Появился студент Совместного бакалавриата, то есть студент и ВШЭ, и РЭШ. Кстати, тот самый, который нередко ходит на научные семинары.
114 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
From: nighttime_notes Date: Октябрь, 19, 2013 07:41 (UTC) (Ссылка)
Например, у студентов р-ш экзамены в понедельник и вторник, и к ним надо готовиться.
banknote2000 From: banknote2000 Date: Октябрь, 19, 2013 07:46 (UTC) (Ссылка)

у некоторых еще и занятия в субботу

и курсовик с дедлайном в понедельник.
banknote2000 From: banknote2000 Date: Октябрь, 19, 2013 07:45 (UTC) (Ссылка)

Маркетинг — это сила. Надо формировать потребность.

Я думаю, что преподавателям стоит не просто анонсировать такие конференции, но разбирать их итоги на лекциях или семинарах, особо отмечая студентов, которые там были. Таким образом, моя мысль — культуру посещения конференций надо внедрять, делать это модным. Кроме того, студенты воспринимают такие конференции как внутри-преподавательскую тусовку, где их даже не ждут.
profnes From: profnes Date: Октябрь, 19, 2013 07:55 (UTC) (Ссылка)
И сколько студентов-второкурсников пришло на конференцию РЭШ неделю назад? Несмотря на статус обязательного к посещению мероприятия, спецрассылок студентам и отсутствие экзаменов и курсовиков в понедельник.
From: enbrailled.blogspot.com Date: Октябрь, 19, 2013 07:45 (UTC) (Ссылка)
Может быть потому что студенты-экономисты на самом деле относятся к "ядру современной экономической науки" так, как оно того заслуживает - то есть как интеллектуальной забаве, имеющей слабое отношение к реаьлности, вроде теории суперструн, или как к статусному символу небольшой группы академиков и аспирантов?

Если до 2008 "ядру современной экономической науки" можно было предъявить разве что "если ты такой умный, почему ты не такой богатый" (см великолепное эссе МакКлоски на эту тему, то после 2008 года "ядру современной экономической науки" нужно бы бы как-то переосмыслить смысл своего существования.
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Октябрь, 19, 2013 09:09 (UTC) (Ссылка)
Ядро современной экономики: "Если ты такой умный, то почему не счастливыЙ", в смысле max utility
From: corokoc Date: Октябрь, 19, 2013 07:48 (UTC) (Ссылка)
Так Вы правильно уловили основной фактор - нет никакого смысла поступать в ВШЭ, ну кроме самого получения диплома, канешно...
dyaydyasasha From: dyaydyasasha Date: Октябрь, 19, 2013 07:49 (UTC) (Ссылка)
Скажите, а там на каком языке говорят докладчики?
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 19, 2013 09:29 (UTC) (Ссылка)
На английском.
dyaydyasasha From: dyaydyasasha Date: Октябрь, 19, 2013 07:51 (UTC) (Ссылка)
занятия не отменили...
mysya From: mysya Date: Октябрь, 19, 2013 07:57 (UTC) (Ссылка)

версия

Возможно, корни этого отсутствия интереса частично лежат в школьных НОУ и студенческих "научно-практических" конференциях? Просто они очень быстро (достаточно 2-3 раз) делают выводы о том, что "конференция" - это скучно, это пересказы книжек или интернет-статей из первых строчек поисковика, это аудитория из тех, кто ждет своей очереди для пересказа и все и т.д., и т.п...
А дл ятого, чтобы выводы были другими, нужно, чтобы научное сообщество шло в школы с простыми рассказами о своих исследованиях, которые были бы и перемешаны (переплетены) с выступлениями самих детей... чтобы они были на простом уровне и простым языком и чтобы это происходило в школе не 1 раз в год...
Гипотеза, конечно, не нова... Но очень ресурсоемкая... Пробуем ее сейчас проверить, работая со SMART-классами (в Нижнем Новгороде). Прошло всего 3 недели и выводы делать рано, но дети явно удивлены тому, что преподаватели вуза могут говорить с ними (и вести диалог) на простом языке, да еще и ищут (и, кажется, уже находят) задача, которые дети могут выполнять в рамках больших и интересных реальных проектов...
Как ни наивно звучит, но это вселяет надежду...
profnes From: profnes Date: Октябрь, 19, 2013 08:03 (UTC) (Ссылка)

Re: версия

На весенней конферкнции РЭШ выступают сами студенты, уж куда ближе. И при этом большинство старается не посещать сессии, на которых не выступают.
ignik From: ignik Date: Октябрь, 19, 2013 08:00 (UTC) (Ссылка)
Как подумаешь, сколько философов выпускают философские факультеты в год, так просто спать спокойно никак. Вот экономисты - понятно, они нужны, они где-то что-то экономят, из-за лишней копеечки удавятся. Но философы, гении мысли, профессиональные мудрецы, основатели мировоззрений, где они?!

Откроешь с утра глаза, посмотришь на пивной ларёк под окном - вот же они, родные!
Владимир Мовчан From: Владимир Мовчан Date: Октябрь, 20, 2013 00:50 (UTC) (Ссылка)
Спустись вниз, хряпни пивка и спи спокойно, дурачок.
(Удалённый комментарий)
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 19, 2013 09:24 (UTC) (Ссылка)
Сегодня суббота :)
(Удалённый комментарий)
worldbubble From: worldbubble Date: Октябрь, 19, 2013 08:08 (UTC) (Ссылка)
Да, бакалавру трудно понять научную работу, но это не значит, что не стоит стараться.>>>
когда я учился, отец меня надоумил читать научные работы, в которых я ничего не понимал ... в основном спец журналы ... и ничего, через годик такого "бесполезного" чтения я вдруг стал понимать все больше и больше ...

А у студента, в основной массе, нет желания ходить на подобные мероприятия, потому что очевидных и легко монетезированных привелегий участие в них не дает. До тех пор, пока на работу будут принимать по бумажке от университета, а не по человеку - так и будет продолжаться.
From: nighttime_notes Date: Октябрь, 19, 2013 08:10 (UTC) (Ссылка)
---До тех пор, пока на работу будут принимать по бумажке от университета, а не по человеку - так и будет продолжаться.

Вы точно про российский рынок труда?
alatas From: alatas Date: Октябрь, 19, 2013 08:24 (UTC) (Ссылка)
Это зависит не только от студентов но и от атмосферы в Вузе от преподавателей К сожалению все это имеет тенденцию к понижению интереса
kulbaka_nikolay From: kulbaka_nikolay Date: Октябрь, 19, 2013 08:30 (UTC) (Ссылка)
Увы, еще в те времена, когда я заканчивал вуз, инженерный, не экономический, в лучшем случае 2-3% студентов интересовались чем-то повыше учебы. Фактически, сейчас ситуация, скорее всего еще хуже. А что касается экономики, то большинство студентов идет на эти специальности по двум критериям:
1) родители уверены, что на хорошее место приткнуть дитятко можно только с таким дипломом
2) экономика - это гуманитарная наука, здесь математика не нужна (сам такое слышал от студентов многократно)

наверно нужна просветительская работа, но беда в том, что 90% студентов экономических вузов я бы просто к высшему образованию и близко не подпустил, обесценивают они его. В общем, все как в классической задаче про подержанные автомобили и асимметрию информации, 90% никудышных студентов обесценивают 10% остальных и создают фон неинтереса к учебе
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 19, 2013 09:29 (UTC) (Ссылка)
Это понятно. Но где эти 2-3%?!
kouprianov From: kouprianov Date: Октябрь, 19, 2013 08:53 (UTC) (Ссылка)
Потому что, если Вы снимете розовые очки, то увидите, что студенты бакалавриата (и, подозреваю, даже магистратуры) во ВШЭ воспринимаются как никому не нужный мусор, образование которого и вовлечение которого в научную и преподавательскую деятельность находится где-то на десятом месте в списке приоритетов, если вообще в нем присутствует. С этим мусором можно заигрывать, устраивая дискотеки и давая проголосовать в рейтинге преподавателей, но они никогда не будут восприниматься как потенциальные партнеры. Отчасти потому, что к значительной части ППС относятся примерно так же. Не знаю ничего про АНХ, МГИМО и МГУ, но на биофаке СПбГУ студенты исправно ходили и ходят на научные конференции, проходящие в университете и расположенных поблизости институтах РАН. И в Европейском университете в Санкт-Петербурге -- тоже. Возможно, как отмечали выше, дело не совсем в студентах.
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 19, 2013 09:24 (UTC) (Ссылка)
Я преподаю в бакалавриате Вышке - на разных факультетах, с перерывами, с 1998 года и я прекрасно знаю о чём говорю. Этот бакалавриат дал, среди прочего, студентов всех мыслимых топ-аспирантур и профессоров МIT, например. Вы совершенно не в теме.
bash_m_ak From: bash_m_ak Date: Октябрь, 19, 2013 08:58 (UTC) (Ссылка)
Для начала неплохо было бы чтобы на конференции появились бы преподаватели экономики этих 100+ вузов. А если там даже преподавателей нет - то с чего там студентам то появляться
ksonin From: ksonin Date: Октябрь, 19, 2013 09:21 (UTC) (Ссылка)
Преподавателей чуть больше. Но опять - почему студент должен что-то узнавать от преподавателей?!
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Октябрь, 19, 2013 09:07 (UTC) (Ссылка)
В Москве, если верить википедии, 166 вузов, без учета филиалов вузов частных
114 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]