?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
И пускай не навек, не в песок, не на снег, но прилёг человек... - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
И пускай не навек, не в песок, не на снег, но прилёг человек...
ВЕДОМОСТИ

Лучшая курсовая политика ЦБ — невмешательство

Последний месяц главным российским ньюсмейкером оставался рубль. Точнее, курс доллара в рублях. В пятницу он обновил рекорд — в течение недолгого времени $1 стоил 48 руб., на 50% дороже, чем в начале 2014 г. К вечеру курс снизился до 46,5-47,5 руб./$. Обесценение рубля в течение года было огромным. Отчасти оно объясняется внешними шоками — падением цен на нефть, отчасти политическим выбором — стратегией в отношении Украины и ее последствиями, отчасти…

Почему рубль упал так сильно? Цены на нефть снизились существенно, негативный результат санкций и контрсанкций очевиден, но инфляция пока не слишком высока, спада производства и роста безработицы не наблюдается. Возможно, финансовый рынок знает что-то, о чем не догадываются производственники? Самое распространенное объяснение последних дней — действия спекулянтов, рассчитывающих на дальнейшее снижение курса рубля.

Спекулянты, действующие на рынке валюты при плавающем курсе, сильно рискуют. При фиксированном курсе спекуляция выглядит так: покупаешь доллары за рубли, рассчитывая, что в какой-то момент у ЦБ не хватит долларов, чтобы поддерживать курс, он обрушится и держатели долларов сильно выиграют. Эта стратегия сработает, если другие игроки — и прежде всего «широкая публика», главный игрок на валютном рынке, — перестанут верить ЦБ. (Именно для того, чтобы противостоять такого рода событиям, центробанку обычно нужно иметь большой запас валюты, чтобы фиксировать курс.) Джорджу Соросу в 1992 г. поверили, а Банку Англии — нет.

В случае плавающего курса спекулянт, рассчитывающий выиграть на понижении курса рубля, рискует сильнее. Ему нужно верно предсказать не только «окончательный результат», но и промежуточные — вдруг публика будет реагировать медленно? Вдруг вообще переменит отношение — и рубль сильно подорожает? Кого удивит сейчас рост рубля до 40 руб./$? А спекулянтов он разорит. Некоторые практики даже стали рекомендовать ЦБ проведение неожиданных интервенций — чтобы разорить спекулянтов. (Зафиксировать курс никто всерьез не рекомендует — 2014 год показал, как опасно было бы это делать в наших обстоятельствах.)

Мол, спекулянты, видя, что рубль неуклонно падает, исходят из того, что падение продолжится, и поддерживают его. Интервенция, направленная на резкое и временное изменение курса, обойдется недорого, а спекулянтов разорит.

Не стоит этого делать. Ни при фиксированном курсе, ни при полностью плавающем (в том числе и при почти чистом «плавании», как у нас в последние месяцы) у сотрудников ЦБ практически нет коррупционных возможностей, связанных с курсовой политикой. И при «фиксе», и при «механическом сглаживании колебаний» инсайдерская информация ничего не стоит. Если же ЦБ собирается проводить неожиданные интервенции, наказывая спекулянтов, информация о его действиях будет стоить огромных денег. Даже в самых некоррумпированных, институционализированных странах она создавала бы большое коррупционное давление. У нас это плохо скажется на репутации ЦБ, даже если все будет совершенно чисто. А при нынешней волатильности и правильном нежелании ЦБ с ней бороться спекулянты сами разорятся.

Что делать? В части денежной политики — ничего. Наши экономические трудности не связаны с денежной политикой, и с ее помощью от них не избавиться. А вообще? Как говорил граф Монте-Кристо, «ждать и надеяться». Ждать, пока в политике произойдут радикальные изменения, которые сделают экономические проблемы центром внимания руководства страны. Надеяться, что это произойдет скоро.
Читать на сайте "Ведомостей".

Дополнительный материал:

Колонка Сергея Романчука в "Ведомостях" - как пример совета, с которым я не согласен

Метки:

38 мнений // Ваше мнение?
Comments
From: bydl0coder Date: Ноябрь, 10, 2014 00:43 (UTC) (Ссылка)
А зачем ЦБ валютные резервы тогда?
penartur2 From: penartur2 Date: Ноябрь, 11, 2014 12:39 (UTC) (Ссылка)
Валютное РЕПО же?
likh From: likh Date: Ноябрь, 10, 2014 00:54 (UTC) (Ссылка)
"Самое распространенное объяснение последних дней — действия спекулянтов, рассчитывающих на дальнейшее снижение курса рубля."

да нет такого объяснения. Спекулянты вторичную роль сыграли. На первом этапе были корпораты, на втором население.
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 10, 2014 06:32 (UTC) (Ссылка)
Вы, наверное, много смотрите на разного рода финансовые показатели и мало читаете популярную прессу :)
klikunov_nd From: klikunov_nd Date: Ноябрь, 10, 2014 03:49 (UTC) (Ссылка)
Ну да, предсказать поведение огромного числа игроков на рынке сложнее, чем предсказать действия одного ЦБ.
(Удалённый комментарий)
penartur2 From: penartur2 Date: Ноябрь, 11, 2014 12:42 (UTC) (Ссылка)
Домохозяйства у нас все-таки в основном скупают доллары не потому что будущие расходы в долларах, а потому что рефлекс "в любой непонятной ситуации доставай из матраса все сбережения и меняй на любую валюту кроме рубля, потому что рубль будет только падать".
Они же потом побегут продавать накупленные по 49 доллары, когда увидят, что уже ниже 45, и мало ли, еще подешевеет
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
introvertoff From: introvertoff Date: Ноябрь, 10, 2014 05:00 (UTC) (Ссылка)
= Как говорил граф Монте-Кристо, «ждать и надеяться».

на что надеяться-то? на то, что в стране рано или поздно появятся адекватные управленцы? что-то сомневаюсь я в этом
ammosov From: ammosov Date: Ноябрь, 10, 2014 05:42 (UTC) (Ссылка)
Такое впечатление, что вы описываете не Россию, а Англию в 1992, или когда там Сорос против фунта играл.

А на вопрос "что делать" только два варианта ответа могут предлагаться:
1. Лонгить
2. Шортить
"Ничего не делать" неьзя. Вы все равно будете ничего не делать или в рублях, или в валюте.
timelets From: timelets Date: Ноябрь, 10, 2014 17:43 (UTC) (Ссылка)
3. Хеджить.
4. Свопить.
5. Страдлить.
....
Ничего не делать это 6. Мэйтэйнить кёррент пазишн.
From: planny Date: Ноябрь, 10, 2014 05:44 (UTC) (Ссылка)
Константин, а что Вы скажете о таком прогнозе от практиков фондового рынка? (видео по ссылке)
http://na6ludatelb.livejournal.com/2146992.html
vestar From: vestar Date: Ноябрь, 10, 2014 06:15 (UTC) (Ссылка)

Наказать спекулянтов против Р легко

- большинство торгует с большими плечами и резкое повышение, например, на 5%, обнуляет игроков с 20-м плечом, а это далеко не предел.
Более того, оставшимся придется переворачиваться и покупать рубль.
-
Одно НО - нужно отрезать фондирование банков в целях валютных спекуляций. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО запретить собственную торговую позицию выше некоторого % капитала банка. По этому пути пошли США, разделив банки на инвестиционные и ритейловые. Конечно, будут жульничать - но это риск.

Edited at 2014-11-10 06:17 (UTC)
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 10, 2014 06:30 (UTC) (Ссылка)

Re: Наказать спекулянтов против Р легко

Боюсь, "отрезать фондирование банков в целях валютных спекуляций" - довольно бессмысленный лозунг. Если банк, не занимаясь никакими спекуляциями, ожидает, что курс рубля упадёт, Вы хотите запретить ему занять более осторожную позицию?
zverjuha From: zverjuha Date: Ноябрь, 17, 2014 17:48 (UTC) (Ссылка)
Все экономисты пугают ужасными прогнозами на перспективу рубля в 2-3 года. Может тут кто-нибудь объяснить мне, неспециалисту, почему в ответ на экономическую диверсию Запада не начать продавать нефть и газ строго за рубли? Это, конечно снизит экспорт, зато импортёры вынуждены будут массово закупать рубли, т.е вкачивать на российский рынок доллары. Инфляция резко пойдёт на спад , а если государство грамотно распорядится рублёвой выручкой от нафти, и не станет огульно повышать зарплаты, возможно, что и цены не сильно взлетят. Или я чего-то не учитываю?
penartur2 From: penartur2 Date: Декабрь, 3, 2014 08:29 (UTC) (Ссылка)
А какая разница, за доллары продаётся нефть, или за фантики, единственный смысл которых - конвертация между ними и долларами / нефтью?
Сейчас, чтобы купить баррель нефти у "роснефти", покупатель достаёт из кармана $70 и покупает баррель нефти; "роснефть" относит эти $70 в обменник, меняет на рубли, и платит рублями зарплату+налоги. В предлагаемом вами сценарии покупатель свои $70 сам поменяет на рубли в обменнике, и "роснефть" получит уже рубли. Что изменится от того, что задача обмена долларов на рубли будет перенесена с "роснефти" на покупателя, кроме того, что покупателю это создаст неудобства, и сделает покупку российской нефти менее привлекательной?
penartur2 From: penartur2 Date: Декабрь, 3, 2014 08:25 (UTC) (Ссылка)
> Если же ЦБ собирается проводить неожиданные интервенции, наказывая спекулянтов, информация о его действиях будет стоить огромных денег. Даже в самых некоррумпированных, институционализированных странах она создавала бы большое коррупционное давление. У нас это плохо скажется на репутации ЦБ, даже если все будет совершенно чисто.

И вот пример - в понедельник ЦБ вышел на рынок (о чём официально заявил только в среду), курс доллара в течение дня колебался в пределах 7%, объём торгов - второй в истории и кто-то на этом неплохо заработал. Конечно, появляется вопрос, знали ли они заранее о действиях ЦБ.
38 мнений // Ваше мнение?