?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Для маленьких коротышек два с половиной года -- срок очень большой - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Для маленьких коротышек два с половиной года -- срок очень большой
На прошлой неделе выступал, в качестве мини-почетного лектора, на церемонии награждения Московской олимпиады школьников. Несмотря на то, что я знал, что там будут 5-7-классники (и принимал активное участие в обсуждении задач как раз для них), выступил с совершенно серьёзной лекцией про то, что самое трудное и важное для юного экономиста - это не решать экономические задачи, а превращать вопросы про окружающую жизнь в экономические задачи. И придумывать эксперименты, которые позволяют проверять теории - результатом решения экономических задач обычно является маленькая теория. (Кстати, ещё более серьёзно - мне очень близки соображения Джона Листа, одного из ведущих экономистов нашего времени, про использование экспериментов в преподавании элементарной экономики.)

Заодно дал интервью порталу Олимпиада.ru - заодно придумал теорию, почему нужны для олимпиады (потому что это процесс обучения, мало использующий драгоценный ресурс - в терминах альтернативных издержек - время хороших преподавателей, зато много - дешёвый ресурс, время детей). Лишний раз задумался о том, какие герои те, кто составляют-проводят-проверяют олимпиады по экономике. Каждый из этих ребят мог бы легко работать за большие деньги - и это просто героизм, что они в этом участвуют. (И каждый год приходят новые герои - и в этот раз были сильные студенты-добровольцы.) Собственно, я и сам соглашаюсь участвовать, чтобы их поддержать.

В интервью, к сожалению, не вошло объяснение, почему мы подарили 5-7-классникам "Незнайку на Луне" Носова. Сейчас её практически никто не читает - в прошлом году, когда я спрашивал на "Введении в экономику" студентов СБ (напоминаю, это программа, на которую последние три года идёт 2/3 победителей и призёров всероса по экономике), читали ли они её, руки подняли человека два-три. А надо бы как минимум по двум причинам. Во-первых, исторически это там самая книжка, которую то ли в шутку, то ли всерьёз называли своим "учебником" те, кому пришлось в 1991 году подхватить штурвал разваливающейся советской экономики. Во-вторых, это очень интересная книжка, в которой симпатичные герои узнают о том, как устроен реальный мир - пусть это и карикатурный капитализм 20-х в Америке. Пусть и заканчивается всё социалистической революцией...
58 мнений // Ваше мнение?
Comments
savellla From: savellla Date: Май, 28, 2015 12:20 (UTC) (Ссылка)
Читала сыну "Незнайку на луне" и удивлялась, а откуда Носов столько знает об экономике.
ksonin From: ksonin Date: Май, 28, 2015 12:42 (UTC) (Ссылка)
Думаю, что из Драйзера и Синклера, судя по сюжетам и деталям.
Irina Nazarova From: Irina Nazarova Date: Май, 28, 2015 12:35 (UTC) (Ссылка)
Незнайка был моей первой большой книжкой в дет. саду )

А еще несколько друзей в детстве вдохновились книжкой "Алиса в стране математики" - ее, оказывается, переиздали. Заказала сейчас, чтобы подарить младшей сестре.
asha_chokerbali From: asha_chokerbali Date: Май, 28, 2015 12:38 (UTC) (Ссылка)
странно обсуждать сильных и слабых учителей по предмету, которого в школе вообще нет...
ksonin From: ksonin Date: Май, 28, 2015 12:43 (UTC) (Ссылка)
Во многих есть, и таких школ сотни.
bear_bull From: bear_bull Date: Май, 28, 2015 13:21 (UTC) (Ссылка)
Лучше бы прорекламировали действительно хорошие книжки по экономике для учеников 5-7 классов... Чтобы в 9 читать Economist, надо бы немного войти в курс дела.
ksonin From: ksonin Date: Май, 28, 2015 13:38 (UTC) (Ссылка)
Economist, конечно, не для 5-7. Он для старшеклассников, как и написано.

Edited at 2015-05-28 13:38 (UTC)
bear_bull From: bear_bull Date: Май, 28, 2015 14:08 (UTC) (Ссылка)
Вот я и спрашиваю - а что читать в 5-7 классах??? Без подготовки в 9 - с нуля - читать Экономист как-то бесполезно...

Edited at 2015-05-28 14:09 (UTC)
grey_dolphin From: grey_dolphin Date: Май, 28, 2015 14:03 (UTC) (Ссылка)
В 1972 году я написал Николаю Носову письмо с просьбой написать продолжение "Незнайки на луне" (учился тогда в 1-м классе).

Носов мне не ответил, но продолжение пишется в реальном мире...
ksonin From: ksonin Date: Май, 28, 2015 14:50 (UTC) (Ссылка)
Да-да, Скуперфильд из последних глав мог бы организовать фонд поддержки науки. А Козлик (сначала написал "Гунька", перепутав книги) на 20-й год революции закрыл его к чёртовой матери...

Edited at 2015-05-28 14:51 (UTC)
democrazzzy From: democrazzzy Date: Май, 28, 2015 20:22 (UTC) (Ссылка)

про "реальность/нереальность"

Тут вот Акерлоф с Крэнтон размышляют об "экономике идентичности". Ну и про всякие поддерживающиеся правила, для поддержки которых нужна некая критическая масса.

Это я к тому, что ежели коротышки появились в Солнечном городе и тот набор правил, который описал Носов для них естественен и они ничего другого не знают, то любое отклонение от подобного поведения чревато высокими издержками.
Так что мир Солнечного города для них вполне реален.

Для лунян реален их мир с их набором правил...

Ну это подобно тому как согласно легендам в Сибири раньше двери никто не закрывал, потому что воровать или ещё что-то было не принято. И этот набор правил и этот мир был до некоторой поры реален, пока не появилась критическая масса тех кто эти правила стал нарушать.
deminded From: deminded Date: Май, 29, 2015 05:43 (UTC) (Ссылка)
Мне скорее интересен ответ на другой вопрос: если по мнению Сонина через нее "симпатичные герои узнают о том, как устроен реальный мир", то в каком же мире жили советские читатели этой книжки, не попавшие в молотилку капитализма? Неужели в виртуальном?
From: fallenleaves1 Date: Июнь, 15, 2015 12:51 (UTC) (Ссылка)
"В США частные вузы, абсолютно не связанные никакими законами, бедных детей принимают и оплачивают им проживание и обучение."
- это справедливо только для наиболее сильных богатых университетов.
Начиная с университетов вне этой небольшой группы проблема оплаты обучения - одна из самых страшных для здешних семей. Более того, все больше статей и передач на тему, что высшее образование за пределами ряда университетов не окупается. Если убрать первые три-четыре десятка университетов, высшее образование здесь, скажем так, имеет проблемы. То же самое касается школьного - упомянутых систем олимпиад практически нет в привычном нам понимании. Не будем же Кенгуру рассматривать как таковую. Фактически все сводится к деньгам - есть деньги и дети получают нормальное образование. Нет денег - обычная публичная школа со всеми вытекающими.
ksonin From: ksonin Date: Июнь, 15, 2015 15:42 (UTC) (Ссылка)
Не забывайте, что "первые три-четыре десятка" американских университетов - это примерно "первые три-четыре десятка" лучших университетов в мире. Так что неудивительно, что их практика мало распространяется на всё остальное. Но в Америке немало прекрасных государственных университетов (таких, как UMichigan или даже UVirginia у нас нет и близко - я про континентальную Европу-то не уверен). Их могут себе позволить большинство (если не все) семей из соответствующих штатов.
democrazzzy From: democrazzzy Date: Июль, 11, 2015 07:32 (UTC) (Ссылка)

Извините за некропостинг

Возник такой вопрос (в контексте того, с какой литературы стоит начинать знакомство с миром общественных наук).

В общем, как Вы относитесь к творчеству Амартии Сена?
58 мнений // Ваше мнение?