?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Из рубрики "Счастье не за горами" - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Из рубрики "Счастье не за горами"

4 июля 2016 года

Застывшие взгляды

Пермский краевой суд осудил жителя Перми, распространившего, по мнению суда, «заведомо ложные сведения о деятельности Советского Союза», включая утверждение о том, что «коммунисты [CCCР] и Германия совместно напали на Польшу, развязав Вторую мировую войну». Мало сомнений, что вышестоящие инстанции отменят бессмысленный и несправедливый приговор. Про его абсурдность – прежде всего потому, что с нападения Германии и (чуть позже) СССР на Польшу действительно началась Вторая мировая война – написали, совершенно справедливо, многие обозреватели. Нет особой необходимости лезть в архивы и интерпретировать строчки секретных протоколов к пакту Молотова – Риббентропа: в подшивках наших газет того времени есть оперативные сводки о наступлении войск на Польшу и совместные коммюнике с гитлеровским правительством.

Однако пермский казус – важный повод, чтобы еще раз сказать о том, насколько неправильна, порочна и вредна сама идея о преследовании за высказывание мнений и гипотез, касающихся истории. Если кто-то хочет обсудить тезис «Сталин был немецким шпионом и специально открыл гитлеровцам дорогу на Москву» или «Гитлер сдал Берлин русским без боя, чтобы нанести максимальный ущерб англичанам» – пусть обсуждает. Исторической правде ничье мнение, никакая запись в блоге или глава в учебнике помешать не может. (Как отлично сказал руководитель Школы исторических наук ВШЭ, один из ведущих российских специалистов по XVII в. Александр Каменский, «тех, кто отрицает победу СССР во Второй мировой войне, нужно не наказывать, а лечить».) А вот запрет на обсуждение каких-то тем, «моральное осуждение» тех, кто бросает вызов сложившейся точке зрения, может принести конкретный, ощутимый вред.

Попытка защищать один конкретный взгляд на какое-то событие оказывается контрпродуктивной, мешает извлекать необходимые уроки и правильно планировать действия в будущем. Антисталинисты справедливо осуждают советских руководителей за аморальность военного сотрудничества с Гитлером, нападение на Польшу и оккупацию Прибалтики, но это моральное осуждение не дает полноценно обсуждать другие, не менее важные аспекты этих решений. С точки зрения интересов СССР оккупация Латвии, Литвы и Эстонии выглядит стратегической ошибкой. Как показал опыт, немецкие войска практически не потратили времени на преодоление этих территорий, а последующая борьба с националистическими движениями была крайне затратной. Забудем на минутку о бедствиях коренных народов во время советской оккупации, но что получила от этого, кроме проблем, наша страна? На примере Финляндии хорошо видно, что торговля во второй половине ХХ в. с независимыми странами-соседями дала гораздо больше выгод, чем прямой контроль над ними. А захват Западной Украины – то самое, ради чего СССР вступил во Вторую мировую войну, – выглядит в исторической перспективе просто катастрофическим действием. Возможно, останься эта часть в составе Польши, в 1991 г. Россия была бы куда крепче и, быть может, пережила бы экономическую катастрофу с меньшими потерями. Этот вопрос надо, конечно, обсуждать в серьезных монографиях, но без газетных колонок и записей в блогах, в которых можно писать что угодно, серьезных, важных монографий тоже не будет.



Читать этот же текст на сайте "Ведомостей"

Предыдущие колонки на эту тему:

"Чёрный рынок истории" (2007)

"Знамя новой мобилизации" (2008)
44 мнений // Ваше мнение?
Comments
yozhig From: yozhig Date: Июль, 4, 2016 07:49 (UTC) (Ссылка)
Чтобы предметнее обсуждать - вот тот самый текст, который послужил предметом разбирательств:
http://saracinua.livejournal.com/2147939.html
И что там правда, а что - нет?
ksonin From: ksonin Date: Июль, 4, 2016 08:01 (UTC) (Ссылка)
Ты мою колонку прочёл? Чтобы там ни было написано ("Сталин с Гитлером - близнецы, разлученные в детстве", "Шухевича взяли в рай живым за его мученическую смерть в борьбе с коммунистами") - осуждать за мнение - контрпродуктивно и вредно для развития страны.
thrasymedes From: thrasymedes Date: Июль, 4, 2016 07:51 (UTC) (Ссылка)
Довлатов предвидел:
"Что тут обсуждать?! Может, еще обсудим - красть или не красть в гостях серебряные ложки?! "

Вот мы и добрались до серьезного обсуждения этого вопроса

Edited at 2016-07-04 07:51 (UTC)
capitainelesang From: capitainelesang Date: Июль, 4, 2016 09:38 (UTC) (Ссылка)
>Забудем на минутку о бедствиях коренных народов во время советской оккупации, но что получила от этого, кроме проблем, наша страна?
опыт ничему не учит
в 2014м Россия наступила на те же грабли
From: abba65 Date: Июль, 4, 2016 10:24 (UTC) (Ссылка)
>Забудем на минутку о бедствиях коренных народов во время советской оккупации, но что получила от этого, кроме проблем, наша страна?

Странная постановка вопроса. С какой стати наша страна (что бы под этим ни подразумевалось) должна была что-то получить? Не страна же захватывала эти территории, а режим. Вот он получил.
А долгосрочные перспективы России режим нисколько не интересовали. Как и сейчас.
vovap From: vovap Date: Июль, 4, 2016 16:33 (UTC) (Ссылка)
Вы абсолютно ошибаетесь, интересовали как раз догосрочные перспективы. Другое дело как они их видели и на какой теоретической базе.
sivantalex From: sivantalex Date: Июль, 4, 2016 11:02 (UTC) (Ссылка)

нужно не наказывать, а лечить

Как говорится, "Delirium tremens - горячий, совсем белый!" ))


Edited at 2016-07-04 11:05 (UTC)
akopyan From: akopyan Date: Июль, 4, 2016 13:05 (UTC) (Ссылка)
> Как отлично сказал руководитель Школы исторических наук ВШЭ, один из ведущих российских специалистов по XVII в. Александр Каменский, «тех, кто отрицает победу СССР во Второй мировой войне, нужно не наказывать, а лечить»

Странно, что руководитель исторических наук говорит про «победу СССР во Второй мировой войне», хотя по профессии должен был бы быть знаком с числами с этой самой войной связанными. Так что пусть сначала сходить полечиться сам.

Edited at 2016-07-04 13:20 (UTC)
taki_net From: taki_net Date: Июль, 4, 2016 18:30 (UTC) (Ссылка)
В стране, знавшей карательную медицину, хвалить за предложение "полечить" за мнение... мда.
scif_yar From: scif_yar Date: Июль, 4, 2016 20:11 (UTC) (Ссылка)
как идет борьба с циской, экшперд ?
scif_yar From: scif_yar Date: Июль, 4, 2016 20:10 (UTC) (Ссылка)
>>Как показал опыт, немецкие войска практически не потратили времени на преодоление этих территорий, а последующая борьба с националистическими движениями была крайне затратной.
-
ну это не совсем так, или даже совсем не так.
Из эвакуированных, сочувствующих и так далее были сформированы
Эстонская ССР - корпус и две дивизии
Литовская ССР - одна дивизия
Литовская ССР - три дивизии и корпус.
см. Национальные воинские подразделения РККА
-
Что касается времени -
к 17 часам 23 июня Вильнюс был взят противником.
псков - 4-6 июля.
Таллин - 28 авг. 1941 г
Так что до Таллина два месяца шли, а вокруг Пскова и Великих лук бои шли до августа - тоже два месяца.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 5, 2016 05:26 (UTC) (Ссылка)
Эти два месяца - не потому, что Таллин - такой могучий укрепрайон, а потому что основные удары прошли мимо.
(Удалённый комментарий)
ksonin From: ksonin Date: Июль, 5, 2016 05:27 (UTC) (Ссылка)
Я как раз пишу про то, что их не нужно сажать.
(Удалённый комментарий)
Дионис Репников From: Дионис Репников Date: Июль, 5, 2016 01:07 (UTC) (Ссылка)
«Мало сомнений, что вышестоящие инстанции отменят бессмысленный и несправедливый приговор».

Мне кажется, что абсурдные приговоры выносят не затем, чтобы их отменять. Едва ли пермский судья идиот - он выполнял указание с верха, и достаточно высокого уровня.
Цель приговора: запугивание, глумление над теми, кто «не в струе».

Могут и отменить приговор по политическим (а не правовым) соображениям, но сомнения в этом весьма большие.
ksonin From: ksonin Date: Июль, 5, 2016 05:28 (UTC) (Ссылка)
Посмотрите на практику ВС последних двадцати лет. Отменена куча решени нижестоящих сов, в том числе и такого рода.
Yulia Nikitina From: Yulia Nikitina Date: Июль, 5, 2016 22:44 (UTC) (Ссылка)
"Попытка защищать один конкретный взгляд на какое-то событие оказывается контрпродуктивной, мешает извлекать необходимые уроки и правильно планировать действия в будущем."

Ну, хорошо, ты не согласен, с тем, что Вова и немецкий парламент защищают конкретный взгляд на то, что геноцид армян турками был. Так и запишем, К.И. Сонин считает, что это "мешает извлекать необходимые уроки".

Edited at 2016-07-05 22:47 (UTC)
Yulia Nikitina From: Yulia Nikitina Date: Июль, 5, 2016 23:00 (UTC) (Ссылка)
"Антисталинисты справедливо осуждают советских руководителей за аморальность военного сотрудничества с Гитлером"

ну опять ты идешь по скользкому льду

А ЯКОБЫ невоенное сотрудничество с Гитлером по мюнхенскому сговору - это не аморально? Ну, да, чет британская желтая пресса (котрую все презирают в мире) не гнобит Чемберлена, и не бъется лбом об пол, все нормалек.

Т.е. ты взял клише из этой желтой прессы, а если б не так получилось, если б за счет пакта отбросили бы немцев, так они же б и восхваляли это, как восхваляли победу в Сталинграде.

В одном правильно, что в серьезных монографиях надо обсуждать. Тока не проституток Суворова, Солонина и Бивора.

Edited at 2016-07-05 23:09 (UTC)
k_150 From: k_150 Date: Июль, 6, 2016 05:13 (UTC) (Ссылка)
Сочинения на тему, что бы было в СССР в 1991 году, если бы в 1939 году не захватили Восточную Малопольшу это графомания, а не монография.
asskorobogatov From: asskorobogatov Date: Июль, 10, 2016 16:48 (UTC) (Ссылка)
Здесь мы идем в ногу с просвещенным Западом.
44 мнений // Ваше мнение?