Нет, я понимаю, что российские экономисты начинали двадцать лет назад с такой точки, откуда можно было только вверх двигаться, но все же прогресс огромный. Конечно, потерянные восемьдесят лет так просто не отыграешь, но догонять, не начав догонять, невозможно.
А на бегу я встретил Сергея Измалкова из РЭШ, который мне на бегу же рассказал модель, с которой только что выступал. (Когда нет интересных секций по политической экономике, я хожу на экономтеорию или игры, но тут как раз была.) Двусторонний рынок и аукционист - например, популярный сервис Priceline - который соединяет ("матчит", если не переводить) заявки клиентов и сервисов. Оказывается, может так быть, что аукционисту выгодно в равновесии объединять разные заявки сервисов в общие категории, так чтобы по результатам заявки клиент получал, фактически, доступ к лотерее между заявками сервисов, входящими в эту категорию. То есть ты выбираешь размер купальника, фасон, материал, соглашаешься на цену, но не знаешь, какого он будет цвета, пока не купишь! Аналогично с гостиничными номерами и множеством других товаров.
Я сначала не поверил. Что это может быть аукционисту выгодно, понятно. Но почему производители будут участвовать? Поставьте себя на место продавца, который готов на самую низкую цену - ему зачем быть частью лотереи? Оказывается, из-за размера рынка, который таким образом создаётся, может быть выгодно.Собственно, давно известно, что двусторонние платформы сделали мини-гостиницы конкурентами крупных - теперь не нужно рекламироваться. Но это "одностороннее" рассуждение, частное равновесие, а в этой модели получается в общем равновесии.
К сожалению, трудно проверить, делает ли это (лотерею) реально Priceline. Если у кого есть тысячу раз (чтобы была хорошая выборка) по 100 долларов (чтобы бронировать номера), можно провести эксперимент. Но красиво, да. Эх, иногда я жалею, что не теорией занялся. Ну, минутку на бегу.