Альф – латвийский экономист, создатель BICEPSa, центра-побратима нашего ЦЭФИРа, с которым столько пройдено дорог. BICEPS, кстати, в Латвии - дело побольше ЦЭФИРа в Москве. У них там в Латвии, с одной стороны, Европа – парламент, оппозиционные партии, евро, но в экономической науке обстановка – как у нас двадцать лет назад, когда было парочка научных «очагов» типа РЭШ, ЦЭМИ, НГУ и десяток отдельных людей, разбросанных по разным институтам и факультетам. Посреди бескрайного моря «академиков» и «авторов 100 монографий». Только в Латвии этих очага примерно два, а людей – ещё примерно три, так что BICEPS там действительно ключевой роль играет. И у нас-то двадцать лет прошло и сейчас уже есть полноценное научное сообщество, а у них всё как-то медленнее. Короче, Альф, который большую часть жизни проработал в Англии, там действительно был «десантником из 21-го».
Мы с ним даже написали статью – по макро, в котором я не сильно разбираюсь, но было интересно. Жалко, что не опубликовали, впрочем, такие «отдельные эпизоды из жизни маленькой страны» в макро не очень-то опубликуешь. Зато Оливье Бланшар, который в макро хорошо разбирается, её похвалил и потом процитировал. Ну и коллеги из Банка Латвии и МВФ отметились на блогах и форумах – с такой ожесточенной критикой, что лучше всякого елея.
Вот я что думаю. В истории герои – это кто всё поменял. Заложил основы отечественного арбузоведения, скажем. Первым придумал расщеплять белки на геномы или наоборот. Составил словарь русского языка, которого до этого никто не составил. Нашёл первого динозавра пензенского периода. Но в жизни у героя такой возможности нет. Он изо всех сил что-то делает, а получается мало. Работал три года над реформой, а след – одна строчка в законе. Создал журнал, а он – один из сотен таких же журналов. Написал статью, которая вышла вместе с тысячами других статей. То есть оставил след, но маленький. Ненулевой, но небольшой. Но вот я думаю, что "небольшой" это неважно, а "ненулевой" - очень важно. Если бы не было этих маленьких усилий, так ничего бы никуда и не двигалось.