?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Лед и пламень не столь различны меж собой - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Лед и пламень не столь различны меж собой
Что-то мне не нравится, что происходит с сюжетом «Игр престолов» - к концу седьмого сезона это стало определенно не то. Для тех, кто со мной не согласен, даю возможность парашютироваться до конца этого предложения: я сериал не смотрел, и это не мешает мне критиковать развитие сюжета.

Точнее, смотрел первые четыре серии первого сезона, но там всё совпадало с книгой, которую я читал. Несколько лет назад сын, уже прочитавший пять книг, убедил и меня – я помню, что когда я дочитал, шестая ещё не вышла и мы её ждали. Те первые серии, мне показалось, созданы в большей степени юристами и маркетологами, чем режиссёрами и актёрами. Это юрконсультанты придумали, как показывать секс и насилие так, чтобы телезрители думали, что смотрят что-то другое... Тем не менее, сериал оказался очень популярным – у меня был ровно один друг, прочитавший сагу (мой сын узнал о книге от него ), а друзей и знакомых, следящих за приключениями Даенерис и Джейми, много.

Говорят, Джордж Мартин, автор «Саги льда и пламени», был историком, занимавшейся войной Алой и Белой розы, Ланкастерами и Йорками, но потом решил, что интереснее и веселее писать историю, которую придумываешь, а не изучаешь. Можно пересказать реальный сюжет интереснее, чем он был в жизни. Принцы-узники Тауэра погибли, а Бран и Рикон - спаслись и конца нет их приключениям. Кто напишет альтернативную историю приключений Бориса и Глеба? Можно использовать сюжеты из других историй – конечно, «красные свадьбы» случались во многих странах, но мне сразу пришла в голову историю Глеба Рязанского, перебившего столько своих родственников.

В некоторых отношениях Мартину удалось создать более историчное произведение, чем монографии по средневековой истории. Конечно, в реальной истории не было драконов и живых мертвецов, но живые мертвецы, орудующие на периферии – это было то, во что тогда люди верили. Верили ровно в том же смысле, в каком верили в реальность венгерских, русских и татарских дружин на периферии континента. Я читал книгу Дюби о средневековой Франции, но, уверен, средневековая Англия не сильно отличалась. То есть фэнтезийный «мир Мартина» отчасти более реалистичен, чем, скажем, мир «Айвенго», другой моей любимой книги, в которой отношения и представления XIX века перенесены на пять веков раньше или мир «Чёрная стрела», мир собственно Ланкастеров и Йорков. Люди тогда верили в воскрешения и полулегендарных героев и, конечно, тематика «кто чей сын» была важнейшим элементом дискурса.

Так чем плохи повороты сюжета шестого и седьмого сезонов, о которых я знаю из пересказов эпизодов в NYT? Похоже, они стали следовать не исторической логике, а драматической. У Мартина с первого момента было несколько княжеств с правящими семьями, конгениальными своим княжествам. Насколько Нед Старк на своём месте в Винтерфелле, настолько он чужероден в столице. То же самое с принцем Дорна, то же самое с Арьинами, чья история в столице, в позднейшем пересказе – это та же, с другими драматическими деталями, что у Старков. С отвратительными Ланнистерами – то же, что и с симпатичными Старками.

Гражданская война у Мартина – это нарушение хрупкого, но естественного порядка. Это и есть война Алой и Белой розы – кровавая междоусобица, которую невозможно было остановить, после того как она началась. Конечно, Средние века были жестокими и кровавыми, но за сто с лишним лет до начала войны не было ни одной казни претендента на престол, а за десятилетия войны стороны убивали практически каждого претендента из стороны противников, который попадал в их руки. Собственно, война закончилась примерно в момент когда у обоих родов остался, по существу, один совершеннолетний потомок мужского рода. (Мы с Егором однажды зачеркнули всех убитых в битвах и казненных в плену Ланкастеров и Йорков на династическом древе Англии – см. картинку в конце статьи.) Да, кому хочется угадать конец саги, уделите внимание биографии Генриха VII. Конечно, у междоусобных войн – что в Англии, что на Руси – были глубокие социальные, экономические и исторические причины, но частный механизм превращения королевства в бессмысленную кровавую кашу у Мартина очень хорош.

Создатели фильма, которым пришлось после нескольких сезонов «придумывать вперёд», пошли в другую сторону. Их мир – это мир герметического, в котором персонажи уже определены и уже заперты в комнате. Как у Агаты Кристи, как в «Санта-Барбаре», в «Друзьях» и им подобных сериалах. Здесь любые персонажи могут устроить заговор и у любых персонажей может возникнуть любовь. Но это именно свойство персонажей сериала, а не истории. Элеонора Аквитанская, легендарная королева, сменившая множество мужей и ещё больше политических альянсов, была исключением, а не типичным представителем средневековых королев. Намечающийся роман Даенерис с Джоном Сноу - пример сериальной, а не историко-романтической любви.

Из «Санта-Барбары» заимствован и другой антиисторический, сериальный элемент. Они стали воспринимать всю эту «законнорожденность» и «кто чей сын» всерьёз! Как будто это, кто чей сын, что-то значило. Для средневековых королей эта вся риторика была средством легитимизации! Чьи войска контролируют cтолицу, тот и законный сын и наследник предыдущего короля. Когда повстанец объявлял себя потеряным сыном Оберина, допустим, и Лианы, то было неважно, правда или нет – вопрос был в том, насколько этому верил народ и знать, а это вера коррелировала с его успехами. Первая комиссия Шуйского объявила ДНК-тест останков царевича Дмитрия настоящим, но сам воевода много раз менял позицию по этому поводу. У Мартина это ровно так и было – неважно, кто чей сын, важно, что про него думают и кем считают. А сценаристы сериала, похоже, начали считать кровь всерьёз.

Интересно, повлияет ли сериальное развитие сюжета на то, что пишет сам Мартин – говорят, это будет сильно расходиться с сериалом. Седьмую книжку я уже не жду, но пока собираюсь прочитать.

Метки:

93 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
deep_econom From: deep_econom Date: Август, 31, 2017 07:18 (UTC) (Ссылка)
смотрел 7ю серию, не понравился воскрешенный дракон - лазер прям ) откуда столько энергии хз, стену за пару минут растопил )
dr_wolf From: dr_wolf Date: Август, 31, 2017 11:14 (UTC) (Ссылка)
наглый копипаст с близзардов WOTLK
toi_samyi From: toi_samyi Date: Август, 31, 2017 07:32 (UTC) (Ссылка)

интересно было почитать

Но, не надо смешивать Русь (Ruthenia) и Московию, позже переименованную в Russia
Первая - окраина Европы
Вторая - часть Орды
(Удалённый комментарий)
buddha239 From: buddha239 Date: Август, 31, 2017 07:40 (UTC) (Ссылка)
Мне кажется, Вам стоит перечитать историю.

1) Айвенго - конец XII века; почему на ПЯТЬ веков раньше?:)

2) В 1400 году Ричарда II, видимо, заморили голодом - не тянет на убийство наследника престола? А Генрих VI мирно сидел в Тауэре лет 5.
ksonin From: ksonin Date: Август, 31, 2017 08:04 (UTC) (Ссылка)
Ричард II помечен убитым в нашей табличке.
nikolka22 From: nikolka22 Date: Август, 31, 2017 07:43 (UTC) (Ссылка)
мне понравилось.
стало меньше чернухи и больше фаетастики.
мартин, кстати, фантаст. и первоисточник все-таки фэнтези.
From: oleggo75 Date: Август, 31, 2017 09:38 (UTC) (Ссылка)
Это же фентези - чем ближе к концу, тем менее все правдоподобно!
ervol From: ervol Date: Сентябрь, 1, 2017 07:40 (UTC) (Ссылка)
"чем ближе к концу, тем менее все правдоподобно"

Звучит, как описание порнофильма.
Dmitry Petrov From: Dmitry Petrov Date: Август, 31, 2017 12:04 (UTC) (Ссылка)
Согласен с критикой - как раз за историчность, минимализм в фэнтези и непредсказуемость мне и нравились первые книги Мартина. Но причина слабости 7 сезона мне кажется кроется в другом: авторы решили делать сезон для гикфанатов. Авторы понимают, что они не Мартин, и решили этим обезопаситься. Это финансовый safe play в духе 7 эпизода Звездных Войн. Именно для гикфанатов важно заполнить пустые вики страницы про то, кто чей отец/мать/питомец и т.п. И для них так много фан сервиса, фэнтези, дешевых драм и смертей "плохишей" (типа пафосной смерти Мизинца). К слову, гикфанаты приняли такой поворот и ставят крайне высокие оценки этому сезону. Поэтому у меня низкие ожидания от 8 сезона, но я надеюсь, что Мартин в книгах порадует.
porocenok From: porocenok Date: Сентябрь, 2, 2017 07:13 (UTC) (Ссылка)
какая? %) какая историчность может быть в фильмах такого типа? ))
livejournal From: livejournal Date: Август, 31, 2017 12:17 (UTC) (Ссылка)
ivankravtsov From: ivankravtsov Date: Август, 31, 2017 12:36 (UTC) (Ссылка)
Что бы понять насколько вы промахнулись в этой статье (Рикон, кстати, уже мёртв) рекомендую наверное одну из лучших полухудожественных книг о войне Роз http://fantasy-worlds.org/series/id4059/ Конн Ингульден пишет потрясающе.
ksonin From: ksonin Date: Август, 31, 2017 16:21 (UTC) (Ссылка)
Это в сериале мертв, а в книге у него всё зашибись.
kris_kis68 From: kris_kis68 Date: Август, 31, 2017 13:06 (UTC) (Ссылка)
Книги всегда были лучшему, чем любые их экранизации и не важно фильма или сериала. Так вышло, что я сначала посмотрела сериал, а вот книги не читала. Хотя читать люблю и регулярно читаю, но почему тут я решила все сначала досмотреть, а потом за книги. Раз уж начала с сериала, то решила так.
iunewind From: iunewind Date: Сентябрь, 1, 2017 14:16 (UTC) (Ссылка)
Как говорится "никогда не говори никогда" )
Иногда и экранизации оказываются лучше. Из первого приходящего в голову - "Побег из шоушенка", "Бойцовский клуб", "Место встречи изменить нельзя" (кстати - сериал!:) )
Разумеется, намного чаще бывает наоборот.
cryptocoiner From: cryptocoiner Date: Август, 31, 2017 15:05 (UTC) (Ссылка)
Как-то по диагонали вы книгу читали.
Кровь Таргариенов необходима, чтобы стать наездником дракона, так что вопрос - чей сын Джон-Сноу-Эйгон-Старкариен - очень даже принципиальный.
ksonin From: ksonin Date: Август, 31, 2017 16:20 (UTC) (Ссылка)
Если Мартин не пойдёт по сериалу, драконы как родились на периферии, так на ней и сгинут без исторического следа.
livejournal From: livejournal Date: Август, 31, 2017 15:32 (UTC) (Ссылка)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
spawn_garret From: spawn_garret Date: Август, 31, 2017 15:51 (UTC) (Ссылка)
Сериал, прежде всего, крут тем, что из маргинального жанра фэнтези, в котором, кроме "Властелина Колец", ничего крупного (если говорить о sword&sorcery, а не о всяких гарри поттерах и прочих диснеевских принцессах) не сняли, сделал то, что сейчас обсуждают ВСЕ.

Раньше было "стыдно" быть в теме, сейчас "стыдно" не быть в теме, как-то так.
elenalek From: elenalek Date: Август, 31, 2017 16:20 (UTC) (Ссылка)
Вот как раз "всяких Гарри Поттеров" обсуждали ВСЕ, а не ЭТО.
From: lp_lp_lp_lp Date: Август, 31, 2017 17:09 (UTC) (Ссылка)
При этом по Малазанской книге павших, кою написал историк-археолог-специалист по древним обществам, никаких сериалов и кино не снимут. Уж больно много всего в ней.
butiavkin From: butiavkin Date: Сентябрь, 1, 2017 04:25 (UTC) (Ссылка)
"Конечно, у междоусобных войн – что в Англии, что на Руси – были глубокие социальные, экономические и исторические причины, но частный механизм превращения королевства в бессмысленную кровавую кашу у Мартина очень хорош."
Сомнительный комплимент Мартину. То есть, он выкинул из своих книг всю социальную, экономическую и историческую составляющую, оставив "бессмысленную кровавую кашу", и этим они хороши?
goldy_powder From: goldy_powder Date: Сентябрь, 1, 2017 06:02 (UTC) (Ссылка)
Социальную, экономическую и историческую составляющую пипл с таким урчанием хавать не будет.
cow_boy17 From: cow_boy17 Date: Сентябрь, 1, 2017 04:43 (UTC) (Ссылка)
Игра- полное извращение и бред во всех отношениях. Дурновкусие для отшибленных от настоящих произведений литературы и киноискусства.
ganjafarmer From: ganjafarmer Date: Сентябрь, 1, 2017 20:14 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за объективное и аргументированное мнение, оно очень важно для нас.
93 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]