?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Невзрачная стать - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Невзрачная стать
Поздравляю Машу Гессен с National Book Award в разделе non-fiction - одной из главных литературных премий в США - за "The Future is History", замечательную книгу о 1980-2010х в России.

Рекомендую всем, кто интересуется "длинной" русской историей - не событийной, политической (её там практически нет), а историей людей, простых и не простых, историей взглядов - на себя и на мир, историей истории - как люди воспринимают историю и как её произносят.

Поздравляю Льва Гудкова - эта книга ещё раз показывает, какая это огромная, в интеллектуальном смысле, величина. Маша Гессен рассказывает историю России, используя идеи и соображения Гудкова как инструменты, и я не видел более точных инструментов для обсуждения этого периода и этого пространства. Вот что делает Машу Гессен выдающимся журналистом (и выделяет из среды, в которой она работала в Москве) - она не чувствует себя демиургом, творящим журналистику с нуля. Она учится пользоваться инструментами, экспериментирует с ними и потом их точно использует.

Поздравляю, на последнем месте, себя - в первой главе цитируется запись из моего блога - про "удовольствие быть сиротой". Про "средневековье" в российских общественных науках в XX веке, когда "ведущие экономисты" середины века были технически неспособны читать то, что писали за пятьдесят лет до них. Эта тема затрагивается в книге по касательной - книга не о науках, а о людях, но всё равно - повод для гордости.

Признаться, я не очень верю в деление литературных произведений на "художественные" и "документальные", fiction и non-fiction. Шекспировский "Ричард III" - не в меньшей степени исследование природы власти, чем "Государь" Макиавелли или "Номенклатура" Восленского. В двадцати четырёх строчках стихотворения Бродского "Одному тирану" не меньше понимания структурного сходства между Муссолини, Гитлером, Сталиным, Ракоши, Стресснером, чем в научных статьях со статистическим анализом или математической моделью. "Реквием" Ахматовой и "Софья Петровна" Лидии Чуковской не менее информативны, чем "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, образец русской документальной прозы ХХ века, а военная проза Василя Быкова ничуть не менее документальна, чем воспоминания о войне, собранные в книгу Светланой Алексиевич. В русской традиции, в отличие, например, от американской, всегда доминировала художественная литература и документальной отчётливо не хватает. Документальная проза Гессен восполняет этот пробел.

Чем хороши книги Гессен - что про Перельмана, что нынешняя? Мне трудно объяснить, почему Маша Гессен - русский автор (пишет-то она по-английски, и биография Перельмана выходила в переводе), но у меня в этом нет ни малейших сомнений. Как в авторе литературных произведений, в ней всё вообще русское. И при этом есть совершенно нехарактерная для русского документалиста - что историка, что публициста - черта - нейтральность, холодность и даже отчужденность по отношению к своим субъектам. Лучшие англоязычные биографы - что Манчестер, что Каро, что Монтефиоре (и множество других) - пишут свои истории, не проникаясь любовью к героям и ненавистью к злодеям. В России интересной документальной прозы и политических биографий наперечёт, но и в самых лучших экземплярах заметна "моральная позиция автора", убивающая напрочь интерес к фактуре. Русскому автору всегда почему-то нужно выбрать того, кто был прав, и того, кто был виноват. Поэты, от Пушкина до Щербакова, в этом смысле были объективнее.

Бывают исключения - в "Наполеоне" Тарле любовь историка к герою-иностранцу удачно скомпенсировалась разоблачением классового врага, а в "Батые" Яна - патриотизмом, но это именно исключения. Другим масштабным исключением является Шолохов, автор с уникальной отчужденностью, если не сказать хирургической безмятежностью. И Пушкин, если записать "Капитанскую дочку" в раздел историко-биографических исследований. Но Пушкин, у которого симпатичны и офицеры, и пугачёвцы, которые, убив этих офицеров, смазывали их подкожным салом раны, свою холодность умело скрывает - на то он и Пушкин, а Шолохов - нет. То же надмирное равнодушие, позволившие создать "Донские рассказы" и "Тихий Дон", позволяет написать лживую "Поднятую целину", ещё более лживую "Судьбу человека" и выступить, не стесняясь, с сожалениями, что нельзя расстрелять Синявского и Даниэля.

У Маши Гессен нейтральность и холодность идёт от современной школы журналистики, от литературного мастерства, а, может, и ещё от какого-нибудь дара. И это делает её в русской литературе вдвойне чужой - во-первых, это не по-нашему - писать, не выдавая сильных чувств, а во-вторых, это не по нашему делать что-то от школы, от приобретённых навыков. И несмотря на это - и на двойную чужеродность, и на чужой язык, в конце концов, Маша Гессен у меня что на полке, что в голове - русский писатель. Я очень надеюсь, что "The Future is History" выйдет по-русски в авторском переводе.

И напоследок. Не поддавайтесь на детскую ловушку - подзаголовок книги "How Totalitarianism Reclaimed Russia" апеллирует к тонкому отголоску дискуссии вокруг пусть и эпохальной, но давней книги Ханны Арендт. На эту ловушку попался две недели назад рецензент в The Economist, посчитавший, что достаточно прочитать подзаголовок, чтобы знать, что там внутри. Читатель, который купит книгу в расчёте на то, что узнает новые подробности про "кровавый режим Путина", будет разочарован - их там нет. История четырёх десятилетий начинается задолго до Путина и кончается - или не кончается - не им. Книга многое объясняет про то, что было с Россией в 1990-е, 2000-е и что происходит сейчас, но это в двух словах не перескажешь. Я не уверен, что книга могла бы быть короче.

Метки:

26 мнений // Ваше мнение?
Comments
balda_balda From: balda_balda Date: Ноябрь, 16, 2017 22:31 (UTC) (Ссылка)
простите, второй раз уже!! не сапоги, а раны. и это был единичный чудовищный случай (с очень тучным человеком), а не бытовое явление. а то типа как безухов каждый вечер деловито шел привязывать околоточных к медведям.
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 16, 2017 22:50 (UTC) (Ссылка)
То, что второй раз, неудивительно - тут же кусок из того текста. Сейчас поправлю, спасибо.
balda_balda From: balda_balda Date: Ноябрь, 16, 2017 22:58 (UTC) (Ссылка)
да, мне так и показалось, что тексты идентичны.
не за что!
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 00:31 (UTC) (Ссылка)
Они не идентичны. Это вставной кусок, который я улучшил. Впрочем, позорно перепутанные Лидия Гинзбург и Евгения Гинзбург остались незамеченными...

Edited at 2017-11-17 00:31 (UTC)
balda_balda From: balda_balda Date: Ноябрь, 17, 2017 07:00 (UTC) (Ссылка)
я заметил, но счел это оговоркой.
mi_b From: mi_b Date: Ноябрь, 16, 2017 23:24 (UTC) (Ссылка)
Для книжки, которая врет прямо в подзаголовке, неплохо
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 00:32 (UTC) (Ссылка)
Можно я не буду пересматривать мнение о книжке, которую я прочитал, а пересмотрю мнение о тебе? С каждой глупостью, которую ты пишешь, буду пересматривать :)
mi_b From: mi_b Date: Ноябрь, 17, 2017 01:01 (UTC) (Ссылка)
Да пересматривай ради бога, куда уж дальше то. Интересно то не это - ты правда думаешь, что в России сейчас тоталитарный режим? Или что обложка нарисована агентами Путина?
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 21:31 (UTC) (Ссылка)
Да эта книга не про режим вовсе. Она про людей и это, скорее, "тоталитарное сознание".
mi_b From: mi_b Date: Ноябрь, 17, 2017 23:26 (UTC) (Ссылка)
Словарное определение слова totalitarianism начинается со слов "a system of government". То есть, подзаголовок делает утверждение не про то, что в головах. Если в книжке про что-то другое - подзаголовок тем более врет. Вранье это при этом четко выдержано в русле линии партии (которая сейчас против правительства, правда.) Когда книжка выигрывает конкурс, ее обложку видит на порядок больше народу, чем читает, так что там внутри вообще куда менее важно. А вклад в русофобскую истерику эта обложка вносит отличный.
alextr98 From: alextr98 Date: Ноябрь, 16, 2017 23:29 (UTC) (Ссылка)
Очень настойчивое напоминание,что Маша - русский писатель, вызывает некоторые сомнения.
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 00:32 (UTC) (Ссылка)
Это я так считаю. Я вовсе не уверен, что она так считает.
alextr98 From: alextr98 Date: Ноябрь, 17, 2017 01:48 (UTC) (Ссылка)

не уверен, что она так считает.

Да это уж дело десятое, как она себя позиционирует.
deep_econom From: deep_econom Date: Ноябрь, 17, 2017 03:27 (UTC) (Ссылка)
не слишком русская похоже
загуглил биографию
до 14лет в РФ,
потом в штатах
потом в 25 кажись приехала снова поработать

некая подробность - активистка ЛГБТ-движения - это такой достаточно существенный факт

Гессен продолжает выступать за права ЛГБТ, в частности, она выступает против законов о запрете пропаганды гомосексуализма
/вики/

Edited at 2017-11-17 03:32 (UTC)
alextr98 From: alextr98 Date: Ноябрь, 17, 2017 03:33 (UTC) (Ссылка)

загуглил биографию

Да, я знаю всю эту биографию.
deep_econom From: deep_econom Date: Ноябрь, 17, 2017 03:39 (UTC) (Ссылка)

RE: загуглил биографию

я не знал )
решил загуглить и интуиция (производная опыта) не подвела
From: public_enemi Date: Ноябрь, 17, 2017 15:44 (UTC) (Ссылка)
она не активист лгбтq,она первая буква
deep_econom From: deep_econom Date: Ноябрь, 17, 2017 03:09 (UTC) (Ссылка)
попробую угадать, про что в книге, не читая - чернуха про Россию... видимо что-то по типу фильма Левиафан или чуть утонченнее
оттуда и премия

а вот и подтверждение уже в первой главе, судя по реплике автора поста:

*** Про "средневековье" в российских общественных науках в XX веке, когда "ведущие экономисты" середины века были технически неспособны читать то, что писали за пятьдесят лет до них.
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 21:32 (UTC) (Ссылка)
Взвешен и найден лёгким :)
deep_econom From: deep_econom Date: Ноябрь, 18, 2017 15:17 (UTC) (Ссылка)
сложно все в текущем настоящем )
ну а когда было просто, с другой стороны...
deep_econom From: deep_econom Date: Ноябрь, 17, 2017 03:34 (UTC) (Ссылка)
11 июня 2012 года в интервью австралийской радиостанции ABC Radio National Маша Гессен заявила:
Борьба за однополые браки вообще-то подразумевает ложь относительно того, как мы поступим с браком, когда добьёмся своего — ведь мы лжем, будто институт брака не изменится, и это ложь. Институт брака будет меняться и должен меняться. Опять-таки, я не думаю, что он должен существовать… Я бы хотела жить при такой системе законов, которая способна отражать реальность, и я не думаю, что она совместима с институтом брака
— Homosexual Activist Admits True Purpose of Battle is to Destroy Marriage. Illinois Family Institute

/из вики/
k_150 From: k_150 Date: Ноябрь, 17, 2017 07:58 (UTC) (Ссылка)
Жюри похоже русское было.
ksonin From: ksonin Date: Ноябрь, 17, 2017 21:33 (UTC) (Ссылка)
А, может, это путинские боты через Картера Пейджа организовали? Не зря же Маша встречалась с Путиным!
lx_photos From: lx_photos Date: Ноябрь, 17, 2017 10:56 (UTC) (Ссылка)
спасибо
From: public_enemi Date: Ноябрь, 17, 2017 15:50 (UTC) (Ссылка)
посмотрел слехка церемонию.Ну и публика.А какие книжки конкурировали так ссзать с Машей:про то как проклятый рабовладелец Вашингтон преследовал раба,про заговор проклятых правых и т.д. Да это элементарный либерастический междусобойчик
b_graf From: b_graf Date: Ноябрь, 18, 2017 12:51 (UTC) (Ссылка)
А по отрывкам и рецензиям в прессе - вроде бы и не очень ? Из номинантов на премию, исключительно по заглавию, вроде наиболее интересна книжка про индейцев и ФБР.
26 мнений // Ваше мнение?